Семинар - практикум "Семья и детский сад: основные аспекты взаимодействия в процессе физического воспитания"
консультация ( группа) на тему
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организационными формами работы являются:
Формы организации физического воспитания
физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительная работа в режиме
дня: (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия)
самостоятельная двигательная деятельность детей;
активный отдых: туристские прогулки,
физкультурный досуг, физкультурные праздники,
дни здоровья, каникулы;
задания на дом.
коррекционная профилактическая работа
индивидуальная работа
секционная работа
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_fizvositanie_semi_i_dou.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №3
Семинар – практикум
«Семья и детский сад: основные аспекты взаимодействия в процессе физического воспитания».
Выполнила: воспитатель
Нетребина Н.А.
Армавир, 2016 год.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организационными формами работы являются:
Формы организации физического воспитания
физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительная работа в режиме
дня: (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия)
самостоятельная двигательная деятельность детей;
активный отдых: туристские прогулки,
физкультурный досуг, физкультурные праздники,
дни здоровья, каникулы;
задания на дом.
коррекционная профилактическая работа
индивидуальная работа
секционная работа
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Этапы – условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Они имеют свои задачи, согласно которым необходимо подбирать соответствующие средства, методы и формы, стимулирующие двигательную активность дошкольников.
В течение дня воспитатель выполняет сложную многообразную работу по воспитанию и обучению детей, использует индивидуальные, коллективные формы работы и разнообразные методы. Планируется двигательная активность детей по трем этапам:
1. Утро.
2. Прогулка.
3. Вторая половина дня.
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в детском саду, в семье. Значение утреней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из них составляются комплексы.
Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений: 1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника; 2) для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, развивающих суставы ног, способствующих формированию правильной осанки; 3 ) для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц. Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастики обычно 7 дней. В течение этого времени в комплекс могут быть включены аналогичные по задачам варианты упражнений, заменены используемые предметы.
В и д ы у т р е н н е й г и м н а с т и к и:
* традиционная;
* ритмическая;
* игровая;
* сюжетная;
* оздоровительно-беговая;
* с использованием простейших тренажеров;
* с использованием полосы препятствий.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей. Комплекс гимнастики после дневного сна не должен дублировать утреннюю гимнастику.
Варианты гимнастики после дневного сна:
*разминка в постели и самомассаж;
* гимнастика игрового характера;
* гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
* пробежки по массажным дорожкам.
Физкультминутки.
Физкультминутки – кратковременные (1-2 мин) перерывы на занятиях для выполнения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
Время проведения физкультурной минутки зависит от характера и содержания занятия, так как при утомлении у детей начинает проявляться двигательное беспокойство и рассеивается внимание. Физические упражнения подбираются с учетом специфики проводимого занятия.
На занятиях по изобразительной деятельности физкультминутка включает активное сгибание и разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т.п.
На занятиях по математике, развитию речи целесообразно использовать упражнения для мышц спины, потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос.
Не следует забывать, что физкультминутки должны носить игровой характер
Подвижные игры.
Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности, самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических качеств и способностей.
Подвижные игры классифицируются следующим образом:
по двигательному содержанию (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.);
по степени воздействия на организм (большой, средней и малой подвижности);
по содержанию (сюжетные и бессюжетные );
по развитию двигательных навыков и физических качеств;
по использованию пособий (мячи, палки, обручи и т.п.).
Со старшими дошкольниками используются элементы спортивных игр.
Игры малой степени подвижности рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, в умеренном темпе (неспешная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.)Их используют в заключительной части физкультурного занятия, в утренние часы приема, в вечерние часы, в конце прогулки.
Игры средней степени воздействия (средней подвижности). Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений. Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающе действие на все функции организма, при этом параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентирование в пространстве и т.п.
Игры высокой степени воздействия (высокой подвижности) это зона тренирующего воздействия. Это игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, большим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры.
Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. Преодоление возникших в игре трудностей связано с мыслительной деятельностью, т.е. необходимостью анализа создавшейся ситуации, принятия оперативного решения двигательных задач. Подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки. Что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
Активный отдых дошкольников.
Ф и з к у л ь т у р н ы й п р а з д н и к является радостным событием в жизни детей. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, организация его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка эмоционально положительное, приподнятое настроение.
В программу физкультурного праздника как одного из видов активного отдыха детей входят знакомые детям физические упражнения и подвижные игры, отражающие ранее приобретенные ими двигательные навыки.
Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль при их проведении играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.
Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Содержание досуга составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.
Главными задачами воспитателя при проведении физкультурного досуга является создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление каждому ребенку возможности испытать удовольствие от выполняемых им и другими детьми движений, а также радость от успехов товарища.
По содержанию и композиции физкультурные досуги могут быть разными: строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, элементах спортивных игр, упражнениях в основных движениях – в беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку.
Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячи, ленты, обручи и т.д.) и ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, а также красоту, грациозность и выразительность движений.
Со второй младшей группы проводится День здоровья. Цель –оздоровление нервной системы и организма в целом и поддержание эмоционально положительного состояния психики ребенка. В этот день дети находятся на воздухе, на природе, играют в любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
В детском саду необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей. Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье, развивает творчество, фантазию.
Дети осваивают умение действовать в группе сверстников, вступать в состязательные отношения.
Оздоровительные и корригирующие упражнения в самостоятельной двигательной деятельности интересны дошкольникам и дают высокий педагогический эффект при условии включения их в систему физического воспитания.
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях. Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов и праздников, туристические походы и т.д.)
Основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы "Домашний стадион", мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию постороннего наблюдателя или "контролера". Невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия.
Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.
ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ
«ПОИГРАЕМ С НОЖКАМИ»
1Подготовительный этап - Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки
устали.
Сядем все мы, отдохнем, и массаж подошв
начнём
(Смазать подошвы ног кремом).
На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машины, смазать их необходимо.
2.Основной этап
- Одной рукой держим ногу, другой поглаживаем.
-Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья нужна, это помни ты всегда!
-Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно, растирай, старайся и не отвлекайся.
-По подошве как граблями, проведем сейчас руками. И полезно и приятно- это всем давно понятно! (Погладить граблями).
-Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней, будут быстрыми они, потом попробуй, догони! (Похлопать подошву ладошкой).
-Гибкость тоже нам нужна, без неё нам никуда. Раз сгибай, два выпрямляй, ну активнее давай! (Согнуть стопу).
-Вот работа, так работа, палочку катать охота. Веселее ты катай, да за нею поспевай. (Катать ногами палку, не сильно нажимать).
-В центре зону мы найдем, хорошенько разотрём, надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть. (Большим пальцем растираем закаливающую зону в центре подошвы).
3 Заключительный этап.(Поглаживание стоп).
-Скажем все СПАСИБО!
ноженькам своим,
будем их беречь мы
и всегда любить. (Посидеть спокойно, расслабившись).
Массаж волшебных Ушек.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанным рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.
1.Организационный момент «Поиграем с ушками».
Садимся в круг. Давайте послушаем тишину.
– Подходи ко мне дружок
и садись скорей в кружок.
2.Основная часть.
Упражнения с ушками:
-НАЙДИ И ПОКАЖИ УШКИ-
-Ушки ты свои найди и скорее покажи.
заводим ладошки за ушки и загибаем их вперёд.
-ПОХЛОПАЕМ УШКАМИ
- Вот так хлопаем ушами.
Прижимаем к голове, резко отпускаем.
-ПОТЯНЕМ УШКИ.
– Сейчас все потянем вниз, ушко ты не отвались!
захватываем мочки и потихоньку тянем их вниз
отпускаем.
-ПОКРУТИМ КАЗЕЛОК.
– А потом, а потом покрутили казелком.
вводим большой палец в наружное слуховое
отверстие, а указательным пальцем прижимаем
казелок, потихоньку сдавливаем и поворачиваем
его во все стороны (20-30сек)
-ПОГРЕЕМ УШКИ.
–Ушко кажется замёрзло, отогреть его так можно.
Прикладываем ладони к ушкам и тщательно
трём ими всю ушную раковину
1-2, 1-2 вот и кончилась игра, а раз кончилась игра
наступила ти-ши-на.
3.Заключительная часть.
Ребёнок расслабляется и слушает тишину.
Игровой массаж
для закаливания дыхания
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Его суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. «ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ».
1.Организацирнный момент.
Подходи ко мне дружок, и садись скорей в кружок.
« НАЙДИ И ПОКАЖИ НОСИК»
Носик ты скорей найди его маме (папе) покажи.
2. Основная часть
игровые упражнения с носиком.
«ПОМОГИ НОСИКУ СОБРАТЬСЯ НА ПРОГУЛКУ»
Надо носик очищать, на прогулку собирать.
Ребёнок берет носовой платок (салфетку) и очищает свой нос.
«НОСИК ГУЛЯЕТ»
Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.
Предлагаем ребёнку закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и
дышать носиком.
«НОСИК БАЛУЕТСЯ»
Вот так носик – баловник! Он шалить у нас привык.
На вдох оказываем сопротивление носу надавливая указательным
пальцем на крылья носа.
«НОСИК НЮХАЕТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»
Тише-тише, не спеши, ароматом подыши.
Выполняем 10 вдохов – выдохов через правою и левую
ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«НОСИК ПОЁТ ПЕСЕНКУ»
Хорошо гулять в саду и поёт нос «ба-бо-бу».
На выдох постукиваем указательными пальцами по крыльям носа
и поёт «ба-бо-бу»
«ПОГРЕЕМ НОСИК»
На переносицу указательными пальцами трём крылья носа, растирая
вверх вниз.
Надо носик нам погреть, его немного потереть
3.Заключительный этап.
«НОСИК ВОЗРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ»
Нагулялся носик мой, возвращается домой
Ребёнок убирает платочки, показывает, что его носик верну
Играем вместе с родителями
Подвижные игры
Волшебный мяч
Материал: мяч
Ход игры:
- Сидя на стуле, прокатывать мяч (диаметр 10 – 15 см.) стопами ног поочерёдно вперёд – назад, вправо – влево, по кругу. Катание босыми ногами деревянных или шипованных мячей (диаметр 4 – 6 см.) в течении 3 минут.
- Лёжа на спине или сидя на стуле, поднимать и опускать ноги с зажатым между ступнями мячом (диаметр 15 – 20 см.) (5 – 6 раз)
- Сидя на стуле, перекатывать мячи (диаметр 6 – 8 и 10 – 15 см.) правой и левой ногой от ребёнка к родителю и наоборот.
- Ходьба и прыжки с продвижением вперёд, зажав мяч между коленями.
Играем со скакалкой
- Перепрыгнуть вперёд через опущенную скакалку
- Вращать скакалку, сложенную вдвое, только кистью (держа попеременно в правой и левой руке). Подпрыгивать невысоко на двух выпрямленных ногах при ударе скакалки об пол.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ
« ЖУКИ»
Ребёнок сидяи на полу по турецки, родитель произносит: « Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, - посиж – ж – ж – у ».
Ребёнок обнимают себя за плечи, произносит: « Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у ».Ребёнок и родитель разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков « ж – ж – ж – ж» (2 – 3 мин).
« МЕДВЕЖОНОК»
Ребёнок ложится на спину, руки - под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох «похрапывает». Родитель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» « Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и ….опять «засыпает, похрапывая».
« ХОМЯЧКИ»
Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» ( дышат через нос ) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёки, как у детей». Игра повторяется 5 – 6 раз.
«ЧЕЙ САМОЛЕТ УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ»
Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде «запускают» самолётики как можно дальше ( можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).
« МАМА ОБНИМАЕТ МЕНЯ»
Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия руководителя по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников
консультация...
«Современные формы взаимодействия с семьёй в процессе физического воспитания».
Современные формы работы с родителями для инструкторов физической культуры....
Роль взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников
Главным образцом для ребенка являются члены его семьи. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»...
Презентация «Модель взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 63» и семьи в процессе физического развития и воспитания дошкольников с ФГОС ДО»
Презентация содержит цель, задачи, принципы и формы работы с родителями по вопросам физического развития и воспитания дошкольников....
"Система взаимодействия руководителя по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников"
Подходы к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка....