культурно гигиенические навыки
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Формирование культурно гигиенических навыков с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
привитие КГН | 345.5 КБ |
игры занятия для КГН | 553.5 КБ |
комплексно тематическое планирование | 44 КБ |
потешки "Умывалочки" | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков можно использовать перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь. В нем используются разные формы организации: дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение.
Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения. С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности.
Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.
Культурно-гигиенические навыки
Умывание.
У детей продолжают формировать навыки умывания, напоминают про необходимость закатывать рукава, перед мытьём рук, помогают это сделать. Ребёнка учат наклоняться в процессе умывания, показывают, как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш хорошо смывал мыло водой. Постепенно ребёнку предлагают самостоятельно открывать кран с водой, объясняя, что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к правилам пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить своё полотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо.
В дальнейшем можно использовать наглядно алгоритм умывания, как «напоминалку».
Внешний вид.
Малышам необходимо постоянно напоминать о необходимости следить за своим внешним видом, используя простейшие указания: «Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя причёска? Что нужно сделать? Что для этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо выглядишь?». Взрослые обращают внимание ребёнка на аккуратность в одежде, напоминают о необходимости пользования носовым платком. У малышей формируют эмоционально негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и аккуратным.
Во время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей, проситься на горшок, спокойно сидеть на нём до позитивного результата.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Приём пищи.
У детей формируют навыки самообслуживания: приучают самостоятельно сидеть за столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с хлебом. Со второго полугодия малыша приучают пользоваться салфеткой, благодарить за еду, после еды придвигать стул на место к столу.
Одевание.
Ребёнка приучают принимать активное участие в раздевании. Снимать шапку, обувь, брюки, колготки, носки. В одевании (натягивать колготы, обуваться, одевать шапку). Также необходимо учить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одеваемся «снизу вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о необходимости аккуратно обращаться с одеждой, складывая её в специально отведённое место.
Принцип последовательности и постепенности.
При проведении режимных процессов следует осуществлять принцип последовательности и постепенности.
Последовательность выражается в том, что взрослый прививает детям с раннего возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. При переходе от игры к приему пищи ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только после этого садится за стол.
Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми группами к выполнению того или иного режимного процесса. Принцип постепенности помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его действия и вовремя помочь.
Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих правил:
- Предложение воспитателя должно совпадать с потребностью ребенка (кормление, сон, высаживание на горшок и т.д.), так у малыша вырабатывается положительное отношение к предложению взрослого.
- К выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (их количество определяется взрослым в зависимости от возраста и сформированности умений); остальные дети в это время занимаются игрой
- После увеличения у детей объема необходимых умений следует усложнять требования к их выполнению, что поддерживает интерес малышей к выполняемым действиям. Так, научившись частично раздеваться, дети осваивают умение самостоятельно одеваться.
- Режимные процессы должны проходить в спокойной обстановке. Так как дети пока не в состоянии быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, необходима предварительная установка на процесс «заканчивайте игру, скоро будем собираться на прогулку», «видите, уже няня принесла нам завтрак (обед, полдник). Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать»
- Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей. Малышей проводят в туалет по 4-5 человек одновременно, перед прогулкой и после нее, перед сном и после сна. Во время бодрствования взрослый внимательно следит за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную потребность. А такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно через 1,5-2 часа. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате одних, без присмотра.
- Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально-выразительными, результативными для развития его активной речи. Использовать для этого стишки, потешки, песенки.
Если не стремиться к этому, то ребенок пассивно начинает участвовать в режимных процессах, подчиняясь, лишь авторитету взрослого и установленному распорядку дня.
Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание, укладывание спать и т.д.), чтобы каждая из них носила развивающий характер: «будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми», «наденем на голову шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки и пойдем гулять по дорожке».
Предварительный просмотр:
ПРИВИТИЕ
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ
Конспект проведения
утренних режимных процессов
в возрастной группе с 1-2 лет
Прием. Осмотр детей. Беседа с родителями.
Приходящих детей, во время приема, мл.воспитатель проводит в туалет, по мере необходимости высаживает на горшок, моет руки, организует игру.
После окончания приема, воспитатель переходит в группу, включается в игровой процесс детей.
Делается установка на следующий режимный процесс
Воспитатель - «Ребятки! Заканчиваем игру, уберем все по места
Даже малышам известно,
Поиграл, клади на место!!»
Будем делать зарядку, вот и пчелка прилетела, тоже хочет с ними!
Совместно убираются игрушки, дети переходят на ковер.
Для возрастной группы с 1 – 2 проводится П/и «Каблучок»
Чок – чок - каблучок
Выставляем ножку.
Чок – чок - каблучок
Топаем немножко.
Чок – чок - каблучок
Хлопаем в ладошки.
Чок – чок – каблучок
Прыгаем немножко.
Воспитатель - Молодцы!! Как хорошо все сделали! Потому что детки у меня большие, хорошие. Какие большие? (показывают, поднимая руки вверх)
Какие хорошие? (гладят себя по головке).
Не заметно вношу куклу Машу и усаживаю на стул.
Воспитатель - Дети! Посмотрите, кто это к нам пришел? Кто это?
Дети – Ляля! Кукла!
Если затрудняются, наводящие вопросы.
Воспитатель – Давайте поздороваемся с Машей!
Скажем: «Здравствуй, Маша!»
Дети – здороваются по мере умения, предлагаю сесть на диванчик ,кресло.
Маша –
Я на стульчике сидела,
И на вас, на всех глядела!
Ах, как здорово плясали!
Не споткнулись, не упали!
А что вы сейчас будите делать? Кушать? А вы знаете, что сначала нужно ручки помыть? А вы умеете?
Воспитатель – Детки! Мы умеем ручки мыть?
Дети -Да!!
Воспитатель – давайте Маше покажем. как мы моем ручки!!
Проговариваются потешки из серии «Умывалочки»
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Отожмем немножко,
чтоб держать нам
Хлеб да ложку.
Дети показывают как они мою руки (имитация)
Воспитатель – А вот и стол накрыли и про кашку не забыли!
Каша вкусная дымится,
будут детки, есть садиться,
Очень каша хороша,
будем кушать не спеша.
Ложка за ложкой,
кушать по немножко.
Маша – А где вы моете ручки? Мне покажите?
Воспитатель -пойдемте, вымоем ручки и сядем кушать.
Дети, 3 – 4 человека проходят с воспитателем в туалет, остальные ждут на диванчике, мл.воспитатель встречает умытых детей и усаживает их за стол.
Воспитатель моет руки с оставшимися детьми. Включается в кормление завтраком.
Во время мытья рук, следит за теми детьми, которые уже частично овладели навыком самостоятельного мытья рук, помогает тем детям, у которых плохо, получается, самостоятельно мыть руки.
Знаем, знаем, да-да-да
| Ручка ручку трет, Ни когда не устает Ручка ручку жмет, Умывается народ. Не смотря, что маленький Очень уж удаленький.
|
Воспитатель следит за тем, что бы каждый ребенок вытер руки, воспользовавшись своим полотенцем.
Для детей, кто затрудняется, помогает его найти, обращая внимание на картинку «посмотри, Лиза! У тебя колобок на картинке! Это твое полотенчико!»
Дети сидят за столом. Воспитатель следит, как дети кушают, как держат ложку, обращает внимание на осанку. Для тех кто плохо кушает можно использовать потешку:
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай немножечко!
После завтрака учить детей говорить «спасибо» (жестом, кивком, словом.., кто как умеет), задвигать стульчик.
Предложить поиграть на ковре, пока остальные дети заканчивают завтрак.
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование
по формированию культурно-гигиенических навыков у детей
Игры - занятия | Повседневная жизнь |
Сентябрь | |
Д/И “Кто как купается”. Знакомство с куклами Катей и Машей. Чтение потешки “Наша Маша маленькая” и “Катя, Катя маленькая” Д/И «Колыбельная” | Рассказывание “Хитрые башмачки” В. Гербова 2.Беседе с детьми “Когда надо мыть руки; как мыть руки и лицо”. Чтение потешки “Вот они сапожки” Рассматривание книжки “Наша Маша маленькая”. |
Октябрь | |
Наблюдение за трудом няни (моет пол, накрывает на стол) Показ-инсценировка “Хлюп, хлюп, хлюп” Чтение потешки “Водичка, водичка”. Д/И “Кто умеет умываться”. Д/И “Какой водичкой будем умываться?”. Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку. | Чтение стихотворения “Кто скорей допьет” С.Капутикян. Заучивание потешки “Водичка, водичка” во время умывания. Рассматривание книжки “Водичка-водичка”. Индивидуальная работа: учить натягивать колготы, штаны. |
Ноябрь | |
Д/И “Научим куклу Катю раздеваться после прогулки” Показ-инсценировка “как Мишка кушал” Рассматривание картины “За столом” Дидактическое упражнение “Машины игрушки”. | Чтение потешки “Ладушки”. Заучивание отрывка из стихотворения “Каша любимая наша”. Дидактическая игра “Потерялись башмачки» (найди пару) Чтение стихотворения “Где мой пальчик?” Н.Саконская. |
Декабрь | |
Д/И “Купание куклы” Рассматривание картины “Катаемся на санках”, “Что Маша наденет на прогулку» (картинки из серии «Одежда»). Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского “Мойдодыр» (отрывок) | Чтение “Я мою руки” М. Яснов Заучивание потешки “ Мы веселые матрешки” Чтение потешки “Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять”, “Пошел Котик на торжок” |
Январь | |
Д/И “Уложим Машу спать”, чтение потешки “Баю-бай” “От чего зубки болят?” Д/И “Машенька проснулась”. | Заучивание потешки “Чистая водичка”. Игра “Покажем Маше как умеем раздеваться” Чтение потешки “ Д/И “Застегни - расстегни” |
Февраль | |
Чтение потешек “Как у нашего кота” и “Пошел котик на торжок” “От чего болят зубы” | Заучивание потешки “Ай лады, лады, лады” Чтение знакомых потешек Рассматривание книги “Я сам” Р. Юдина Игра “Приходите ко мне в гости” |
Март | |
“Научим Алену умываться” Рассматривание картины “Как я помогаю маме” Дидактическое упражнение “Напоим Чебурашку чаем” | Чтение “Девочка чумазая” А Барто Рассматривание и чтение книжки “Что такое хорошо и что такое плохо?” В. Маяковского Сюжетно-ролевая игра “Кормление” |
Апрель | |
Наблюдение за трудом няни (моет посуду) Дидактическая игра “Маша в гостях у Кати” | Заучивание потешки “Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку” Рассматривание и чтение книжки “Пошла коза на меленку” (Р.Н.С.) Обыгрывание роли повара. |
Май | |
Дидактическая игра “Напоим Машу чаем”. “Как чистить зубы?” | Чтение потешки “Дубы, дубочки пеку блиночки” Дидактическая игра “Что сначала, что потом” Дидактическая игра “Одень куклу”. |
Предварительный просмотр:
Потешки «Умывалочки-Одевалочки»
Ладушки Ладушки, ладушки, *** Носик, носик! *** Аккуратные зайчата Лапки? *** Умывалочка. Кран, Откройся! *** Кран откройся! Нос умойся! Каждый пальчик мыться стройся! Мыльце скользкое бери И свои ладошки потри! *** РЫБКИ Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. *** Маленькие ладушки Ладушки, ладушки, Маленькие ладушки, Рученьки-крошки Моются немножко. Вот они ручки! *** Мыли мылом ушки, *** Ай, лады, лады, лады, Чисто умываемся, *** От водички, от водицы *** Ах, вода, вода, вода, *** Ты вода-водица, моем щечки, *** Прилетели птички, *** Льется чистая водица, Потому-то детки любят мыться! Руки надо чисто мыть и про щечки не забыть! *** Буль – Буль - Буль! Журчит водица! Все ребята любят мыться Ведь тот кто умывается Смелым называется. А кто не умывается, Ни как не называется! *** Мыло. Каждый день я мыло мою под горячею водою. И в ладонях по утру Сильно, сильно мыло тру. Мойся, мыло! Не ленись! Не выскальзывай! Не злись! *** Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей! *** Ростом он невелик Сунет мордочку свою, | Гулять. Раз, два, три, четыре, пять, *** Нарядили ножки *** Где мой пальчик? *** После прогулки. После прогулки Нужно умыться! Маша холодной воды не боится Ой, лады, лады! Чисто умывается, сухо вытирается, деткам улыбается! Кушать собирается! *** Вкусная каша
*** Ели кашу не спеша.
*** Утки поели, Каша
*** Мы за стол садимся кушать, Никого не отвлекать. *** Чтобы быть большим и сильным, *** Белочка. На моей тарелочке Рыженькая белочка. **** Куклу? ** Спим. | Баю, баюшки, баю Баю, баюшки, баю, Тебе песенку спою. *** Вот лежат в кроватке *** Маленькие заиньки *** Разденьте меня,
Зарядка Ножками потопали: *** Малыши-крепыши *** Целый день играл Сережка, *** Вот проснулись. *** Мы поскачем, скачем, скачем, быстро на лошадке! нет, не плачем. Все у нас в порядке! *** Что взяла, клади на место. Это Оленьке известно: Помогите ей, ребята, **** Мы игрушками играли И на место убирали. Любим, очень мы трудиться, И играть и веселиться! *** Где ты, дедушка Молчок?
Слышишь, добрый старичок? Чок, чок, *** Кто тут плачет, ой-ой-ой! Улыбается уже, *** Если в доме кто-то плачет, и не любит тех, кто плачет! *** Абрикос, абрикос! *** Горошинки, *** Как по рельсам Слез |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.
Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...
1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников....