Использование малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня дошкольного учреждения.
методическая разработка ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d_r_fizra.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад № 102»
Использование малых форм
оздоровительной физической
активности в режиме дня
дошкольного учреждения.
Воспитатель: Ягупова Е.В.
1
Тема: Использование малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня дошкольного учреждения.
Содержание
1.Роль движения в развитии ребенка дошкольного возраста.
- Характеристика малых форм оздоровительной физической активности.
- Методика проведения малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня.
- Упражнения и игры для оздоровления дошкольников в режиме дня.
Список литературы
2
- Роль движения в развитии ребенка дошкольного возраста.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Физическая активность – это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Не случайно на первый план выдвинулись заболевания, в происхождении которых существенную роль
3
играют следующие факторы риска: гиподинамия, избыточное, нерациональное питание и чрезмерные психоэмоциональные нагрузки. Эти факторы риска не возникают вслучае ведения здорового образа жизни, многие из них могут быть эффективно устранены целенаправленной, умело организованной двигательной активностью.Выдающийся отечественный физиолог И.М. Сеченов в середине XIX в. ввел понятие «активный отдых». Суть его состоит в том, что при наступающем утомлении переключение на другой вид деятельности обеспечивает более быстрое восстановление работоспособности утомленных нервных центров, чем в условиях пассивного отдыха.
Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5- 6 часов.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр) .
Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту) .
4
Такая продуманность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебно-го года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее 50-60% времени, при этом 90 - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности двигательной активности.
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.
5
Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности . Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.
Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности , но и спланировать содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возраста, уровнем двигательной активности, режима.
6
2. Характеристика малых форм оздоровительной физической активности.
Малые формы физической активности -один из приемов снижения негативного влияния длительной статической и психоэмоциональной нагрузки на организм. Их использование обеспечивает выраженный оздоровительный эффект, повышает эффективность обучения.
Использование малых форм физической активности в учебном процессе позволяет привести активный отдых на рабочее место субъектов образовательного процесса, обеспечив сочетание интенсификации образования с укреплением здоровья, формированием привычки вести здоровый образ жизни и навыка управлять своим самочувствием.
Малые формы физической активности непродолжительны по времени, проводятся в течение дня. Они включают физкультминутки, физкультпаузы,физкультминипаузы,пальчиковя гимнастика,самомассаж. Они частично восполняют дефицит двигательной активности, могут быть использованы для активного отдыха, целенаправленного управления состоянием организма,стимуляции когнитивных функций, профилактики заболеваний.
Малые формы физической активности -это комплексы физических упражнений и элементов самомассажа продолжительностью от 1 до 5 минут. Они имеют узкую направленность на решение конкретных задач, незначительную физическую нагрузку, недифференцированность структуры. Узкая направленность и малая нагрузка делают эти формы
7
доступными для людей с различным состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности. Малые формы физической активности способны частично восполнить дефицит суточной потребности в движении, способствовать снятию утомления и повышению работоспособности, укреплению здоровья, помочь в управлени исостоянием организма и самочувствием в широких пределах.
Физкультминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, направленных на восстановление работоспособности, улучшение самочувствия, повышение внимания, предупреждение нарушений осанки. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово – и лимфообращение застойных участков в организме, снять статическое напряжение.
Комплексы физкультминуток состоят из 3 – 5 упражнений и продолжаются не более 1, 5 – 3 минут. Это могут быть комплексы при утомлении плечевого пояса, пальцев рук, глаз и т. д.
Физкультпаузы проводятся в течение 6 – 10 минут и включают 6 – 8 упражнений. Можно применять комплексы ОРУ, танцевально – ритмическую гимнастику или ритмические танцы.
Физкультминипауза – самая короткая форма активного отдыха и выполняются в течение 20 – 30 секунд.
В жизни мы часто прибегаем к физкультминипаузе не замечая этого: жмуримся, встряхиваем кистями и др.
Малые формы активного отдыха могут включать в себя и «пальчиковую» гимнастику, и самомассаж.
8
3. Методика проведения малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня.
При проведении малых форм оздоровительной активности в учебном процессе изучение материала идет в соответствии с образовательной программой. В процесс проведения занятий и включают малые формы оздоровительной физической активности. Порядок чередования этапов определяется изменением состояния ребенка в течение учебного дня.
Утром когда ребенок приходит в ДОУ организм еще не полностью проснулся. Поэтому упражнения, обеспечивающие активацию организма и способствующие его пробуждению, адекватно стимулируют когнитивные функции. Большую часть года утренние занятия идут при искусственном
освещении, что утомительно для глаз и негативно влияет на усвоение знаний. Поэтому рекомендуется проводить упрпжнения для снятия усталости глаз.
К середине занятия начинает сказываться негативное влияние на осанку длительного пребывания в вынужденной позе. Следовательно, сюда включаются упражнения по восстановлению осанки. После занятия можно провести самомассаж, улучшающий кровоснабжение головного мозга, с целью снятия усталости, возникающей к этому времени.
В прохладное время года, когда высока частота простудных заболеваний, вводят оздоровительный этап для стимуляции иммунитета.
При проведении малых форм в дошкольных учреждениях оправдано проведение занятий в образной, игровой или сюжетно-ролевой форме, сопровождение выполнения физических
9
упражнений и приемов самомассажа проговариванием выполняемых приемов, использование рифмованного
текста.
Необходимо заметить, что движение является естественной потребностью не только растущего организма, но человека любого возраста, пребывающего в положении вынужденной гиподинамии, поэтому оно востребовано само по себе. Однако не всегда оправдано уповать на стихийное удовлетворение естественных потребностей. Большего эффекта удается достигнуть, если подбирать формы, целенаправленно влияющие на когнитивные функции, купирующие негативное воздействие вынужденной позы, активизирующие наиболее востребованные в учебном процессе сенсорные входы.
10
- Упражнения и игры для оздоровления дошкольников в режиме дня.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут. (хорошо использовать музыкальное сопровождение).
Физкультминутки:
Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
11
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Гриша шел.Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя
стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми ритмичными.)
Комплекс физкультпаузы:
Гуси-лебеди летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, покивали,
Потом быстро побежали.
1. И. п. — руки в стороны, 1—4 два полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.
2. И. п. - руки вперед, 1-4 шаги на месте, на каждый шаг волна руками вперед.
12
- И. п. - то же. 1-8 шаги на месте, на шаг левой - пальцы в кулаки, наклон головой вперед, на шаг правой — пальцы разогнуть, выпрямиться.
4. 1—8 шаги бега на месте.
5. «У гусей большие крылья»
И. п. — о. с. Руки вверх через стороны — вдох через нос.
И. п. - выдох через нос (повторить 4-6 раз).
6. «Гуси-лебеди клюют зерно»
И. п. — о. с. Наклон головы вперед — вдох через нос.
И. п. — выдох через нос (повторить 5—6 раз.)
7.« Гуси-лебеди прислушиваются»
И. п. — о. с.
Наклон головы в сторону — вдох через нос.
И. п. - о, с. - выдох через нос.
Для того чтобы выровнять неправильную осанку доктор может посоветовать сразу несколько методик. Основные из них – это лечебная физкультура и различные массажи.
Помимо визитов в кабинет лечебной физкультуры, врач может порекомендовать целый перечень упражнений, которые вы можете выполнять с ребенком дома. Регулярное их повторение поспособствует устранению неправильной осанки и поможет закрепить положительный результат.
Упражнения для осанки
Если у вашего ребенка диагностирована сутуловатость и/или тотальный кифоз (округленная спина) ему поможет следующий физкультурный комплекс:
13
- малыш становится на четвереньки и по максимуму прогибает спину, тянясь животом вниз. При этом хорошо двигаться вперед руками – так, как будто потягивается кошка;
- полезным будет пригибание, выполняемое стоя. Оно не разгружает проблемные участки, но эффективно для нижнегрудного и поясничного отдела;
- обыкновенная «лодочка» - покачивание лежа на животе с вытянутыми вперед руками и прямыми ногами обеспечит укрепление повздошно-поясничной мышцы, а также разгибателей поясничного отдела.
Если данные патологии сопровождаются крыловидными лопатками стоит отжиматься от пола и отводить руки назад с нагрузкой, к примеру с резиновым бинтом. Для коррекции мышц живота применяют упражнения на пресс.
Упражнения для детей с плоскостопием
В дошкольном и школьном возрасте необходимо включать как в комплексы ежедневной утренней гимнастики, так и в физкультурные занятия специальные упражнения, укрепляющие свод стопы.
1. Упражнение "каток" - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
- Упражнение "разбойник" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или
14
салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
3. Упражнение "маляр" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
4. Упражнение "сборщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.
5. Упражнение "художник" - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
6. Упражнение "мельница" - ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.
7. Упражнение "окно" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
8. Упражнение "хождение на пятках" - ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами.
15
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
дыхательные упражнения
Жук. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Петушок. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Подуй на одуванчик. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Паровозик. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
16
Гуси летят. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Бросим мяч. ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Внимание ребёнка дошкольного возраста формируется в основном благодаря игре, которая считается ведущим и преобладающим видом деятельности периода дошкольного детства.
Физические упражнения способствуют развитию внутренней саморегуляции – возможности управлять своим вниманием: сосредоточивать внимание, переключать внимание, направлять внимание на расслабление и мобилизацию.
- Подвижные игры на внимание
«Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания). Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» - начать прыгать, при слове «зебра» - «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.
- «Съедобное-несъедобное» (известная игра практически для любого возраста, развивающая концентрацию и переключаемость внимания). Один участник произносит задуманное им слово и бросает мяч другому. Если слово означает съедобный предмет – мяч нужно поймать, если несъедобный – ловить нельзя. Можно играть в эту игру вдвоем и вести счет, а можно играть группой, на
17
выбывание (это усложненный вариант, так как никто не знает заранее, кому будет брошен мяч).
- «Овощи-фрукты» (развивает избирательность и переключаемость внимания). Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети-участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а при слове, означающем фрукт – подпрыгнуть. Темы называемых предметов могут быть разными (звери-птицы, деревья-кустарники), условные движения – тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.).
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни возможно не только с помощью физических упражнений, но и нетрадиционных методов. Одним из таких методов оздоровления является самомассаж.
Под действием самомассажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются - повышается теплоотдача -> сосуды сужаются -> охлаждаются сосуды). Упражнения самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями развивает совокупность движений тела, мелкую моторику рук, способствует снятию напряжения, а потирание кончиков пальцев способствует успокоению нервной системы. А если массаж сопровождается текстом, то обогащается ни только внутренний мир ребенка, но и оказывается положительное воздействие на развитие речи, памяти, воображения, мышления и других психических процессов.
Упражнения для самомассажа.
1. "Мытье головы".
А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.
Б. Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
18
- "Обезьяна расчесывается". Пальцами правой руки массировать голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем пальцами левой руки – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии). В такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно,
3. "Ушки". Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
4. "Глазки отдыхают". Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
5. "Веселые носики". Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук
вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон. Это упражнение
19
защищает от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
6. "Рыбки". Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
7. "Расслабленное лицо". Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.
8. "Домик". Сложить пальцы "домиком" перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
9. "Теплые ножки". Сидя, энергично растирать (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы упражнений, которые
20
могут сопровождаться стихами, сказками, потешками и песнями.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
- Пальчиковая гимнастика .
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.
У тебя есть две руки,
Есть и 10 пальчиков.
Будут пальчики трудиться,
Не пристало им лениться.
«Кошка»
Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
«Барабан».
Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора.
Список литературы
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность.-М.,1990.
- Денейка К.В.Движение,дыхание,психофизическая тренировка.-М.,1986.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка.-М.,1973.
- Коновалова Н.Г., Масленникова Н.П.,Панасенко С.В. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: малые формы.-Новокузнецк.,2005.
- Ковалько В.Н.Азбука физкультминуток для дошкольников. 2011.
- Левина С.А.,Тукачев С.И. Физкультминутки. Волгоград.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...
Использование малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня дошкольного учреждения
Роль движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Характеристика малых форм оздоровительной физической активности. Методика проведения малых форм оздоровительной физической активности в режиме ...
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...
«Проведение малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня ДОУ.
Малые формы физической оздоровительной активности проводятся в течении всего режима дня:• Утром они проходят в виде динамической паузы между занятиями, физкультминутки в ходе непосредственно образоват...
Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...
Использование малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня дошкольного учреждения
Отчёт "Использование малых формоздоровительной физическойактивности в режиме днядошкольного учреждения"...