«Релаксация как основное средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей»
консультация ( группа) по теме
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться (релаксация) позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизических техник и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsiya_u_detey.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №16»
Сергиево-Посадский район пос. Реммаш
Выступление на тему: «Релаксация как основное средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей»
на педсовете «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
инструктор по физкультуре БАДАЕВА Л.О.
РЕЛАКСАЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление всеми функциями организма, т.е. психоэмоциональное состояние напрямую связано с физическим здоровьем ребенка. Поэтому, при психоэмоциональном напряжении дети становятся не просто раздражительными, обидчивыми, неуправляемыми, но могут и жаловаться на головную боль, у них может быть нарушения ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления.
Во время пребывания в ДОУ у детей может нарушаться позитивное психическое состояние из-за:
- Нерационального режима жизнедеятельности детей в связи с неудовлетворительной работой персонала;
- Дефицита свободы движений;
- Недостаточного пребывания детей на свежем воздухе;
- Скудного питания и слабой организации приема пищи;
- Непрофессиональной организации режимных моментов( напр., укладывания на дневной сон);
- Преобладания авторитарного стиля общения с воспитанниками при отсутствии к ним внимания и заботы;
- Интеллектуальных, эмоциональных и физических перегрузок;
- Проблем с организацией межличностного общения детей;
- Проблем семейного воспитания.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться (релаксация) позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизических техник и упражнений.
В работе с детьми можно применять упражнения по следующим направлениям:
- Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
- «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
-«Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться как кошечка. Почувствовать, как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».
- Упражнение на расслабление мышц лица:
-«Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: « У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы)
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5с)
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.»
-«Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
«А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь,
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .
- Упражнения на расслабление мышц шеи:
-«Любопытная Варвара». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, потом вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы:
«Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед- тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, посмотреть на потолок как можно дольше, Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно - расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно - расслабление приятно!
- Упражнения на расслабление всего организма:
-«Снежная баба».Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утор, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
-«Замедленное движение». Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
« Все умеют танцевать, прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая - очень легкая, простая,
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно- расслабление приятно!
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое и физическое здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования терапии живым теплом....
Доклад "Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей"
Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики...
Сказкотерапия - как средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников.
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные иссл...
Презентация "Игра - как средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"
Одним из важных показателей психического здоровья ребенка является его психо-эмоциональное состояние. Проявление у детей несобранности, излишней активности, или замкнутости, робости, а часто агрессивн...
Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей
Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей...
Тема: «Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» 16.10.22
родительское собрание в младшей группе...