Сказкотерапия - как средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников.
консультация по коррекционной педагогике

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста крайне актуальна в настоящее время. Коррекция детской  тревожности  может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - как средство профилактики и коррекции  психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста крайне актуальна в настоящее время. Коррекция детской  тревожности  может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии.

На сегодняшний день метод терапевтической сказки наиболее актуален. Занятия по сказкотерапии считают методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры, ребёнок обогащается духовно, получает знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Также как и рисование, музыка, сказка развивает внутренний мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым.

Сказкотерапия  отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

Особенности использования сказкотерапии:

1. Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей в мировоззренческих позициях.

2. Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие ребенка к терапевтическому эффекту.

3. Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

4. Сказка феерична. Работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

5. Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических занятиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

6. Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

7. Отсутствие возрастных ограничений.

Польза сказки состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации ;

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок с помощью взрослого составляет сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.  На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает. Сказка в сочетании с психогимнастикой способствуют более эффективному снятию психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, долга, сочувствия и т. д.;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д.;

• не стоит растолковывать мораль сказки;

• больше юмора;

• содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Занятия по сказкотерапии  помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения.

 «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке / Т. В. Большова – СПб, Детство-Пресс, 2011.

2. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Серия “ Школа развития”.

3. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы – Москва, ЦГЛ, 2004 / Серия “Воспитание человека”.

4. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье – Москва, ТЦ Сфера, 2010 / Серия “Библиотека воспитателя”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но ...

Сообщение для воспитателей: «Профилактика и коррекция состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников с помощью сказкотерапии».

Нервное напряжение детям чаще всего передается от родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредел...

«Релаксация как основное средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей»

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необход...

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией...

Проект на тему: «Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников».

Проект на тему: «Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»....