Закаливание детей в условиях ДОУ
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Полкова Татьяна Николаевна

    Закаливание — эффективное срество укрепления здоровья.Особенно велика роль в профилактике простудных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_detey_v_usloviyah_dou.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание детей в условиях ДОУ

(Из опыта работы)

План работы

1.Актуальность проблемы

2.Виды закаливания и их место в режиме дня

-полоскание горла морской солью

-дыхательная гимнастика

-точечный массаж

-массаж стоп ног

3.Работа с родителями

1.Растить ребёнка здоровым

Кто не мечтает об этом? Сколько сил и энергии отдаёт мама малышу ,пока он находится дома! Но вот подходит время оформлять в детский сад. Можно понять тревогу матери в связи с предстоящей переменой в жизни малыша: привыкнет ли он к новым условиям, не будет ли он болеть? Вместе с тем , правильный и всесторонний подход к закаливанию детей, я считаю позволит добиться успехов.

    Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья. Особенно велика роль в профилактике простудных заболеваний, но не все методы закаливания обеспечивают эффект и приемлемы в детском саду. Набрав детей младшей группы в 2013г. 23 человека, я внимательно просмотрела историю болезни каждого ребёнка(где некоторые стояли на учёте), встречались заболевания лорорганов. Тогда я решила начать осторожный и систематический подход к комплексному закаливанию с ноября 2013г., на первом этапе работы включила:

1)полоскание горла морской солью(после еды)

2)точечный массаж лица(утром после гимнастики, после сна)

3)дыхательные упражнения через нос

4)ходьба и бег по массажным дорожкам.

Полоскание горла морской солью

Это самый приемлемый и простой способ закаливания в детском саду, является частью профилактики в заболевании горла. Я провожу этот вид закаливания 1 раз в день( можно 3 раза), дети полоскают горло в специальных стаканчиках после еды, перед сном.

Раствор:1,5% раствор морской соли(2 чайные ложки на 0,75 литров кипячёной воды).

Полоскание глотки «укрепляет» нёбные миндалины, предупреждает ангину, способствует сохранению зубов, профилактике стоматитов. Всё это повышает местный иммунитет слизистой оболочки носоглотки.

   Совместно с этим видом я решила использовать точечный массаж.

Точечный массаж биологически активных точек является общедоступным и простым методом закаливания. Это надежное, безопасное и действенное средство, не оказывает на ребенка побочных действий.

Точечный массаж осваивали постепенно, начиная с младшей группы ( 2-3 точки ). Объяснила детям для чего это нужно (чтобы дети не болели, не простывали). Я провела большую индивидуальную работу по нахождению точек и воздействию на них, и включила этот массаж в режим дня, ежедневно 2 раза в день после утренней гимнастики и дневного сна, рассадив детей друг против друга (контроль), объяснила, что массаж производим указательным пальцем, нажимая на точку. Выполняли круговые вращательные движения по часовой и против часовой стрелки (4-5 раз в одну и другую стороны).

В точечный массаж включила следующее:

а) Указательным пальцем правой руки воздействовали на точку в центре лба;

б) Указательными пальцами обеих рук воздействовали на параллельные точки под углами глаз;

в) Далее две параллельные точки на крыльях носа и под крыльями носа, также под углами губ и под мочками ушей, точка между большим указательным пальцем на обеих руках с тыльной стороны ладони.

   Постепенно увеличивали количество точек, интенсивность воздействия, при чем утром для быстрой активизации организма воздействие на зоны должно быть более интенсивное.        Когда дети запомнили последовательность точек, правильность выполнения, использовала как фон, спокойную музыку. Проводим этот массаж не спеша, ждем пока все дети найдут нужную точку, начинаем и заканчиваем одновременно, время проведения 4-5 минут, заканчиваем массаж легким поглаживанием головы и лица.

Начиная со средней группы, ввела по методике А. А. Уманской точечный массаж ушных раковин. Это своеобразная рефлексогенная зона, состоящая в контакте со многими внутренними органами и системами организма, поэтому массаж ушных раковин тоже важен при закаливании.

   Упражнения:

  1. Захватив кончиками большого и указательного пальца обе мочки ушей, с силой потянуть их вниз, затем отпустить (5-6 раз). Здесь расположена точка рефлексогенной зоны миндалин и полости рта;
  2. Быстро загнуть уши вперед, сначала мизинцем, а потом остальными пальцами. Прижать ушные раковины к голове, затем отпустить, повторить 5-6 раз, чтобы ощутили хлопок в ушах. Это способствует быстрому укреплению здоровья;

   Изучая специальную литературу, узнала, что точечный массаж желательно проводить в сочетании с дыхательной гимнастикой, которую мы стали проводить с детьми после сна.

В группе у каждого второго ребенка было нарушение носового дыхания. Всё это сказывается на многих органах и системах организма ребенка, весьма отрицательно ведёт к различного рода серьезным отклонениям, при этом нарушается кислородный обмен, вентиляция легких, уменьшается глубина дыхательных движений, нарушается работа сердца, страдает общее физическое развитие и особенно развитие лицевого скелета.

   Для выявления нарушения носового дыхания провела доступное исследование, поднесла  к носу ребенка кусочек ваты, если отклонение при дыхании будет равномерным и заметным, носовое дыхание не нарушено, если вата чуть колышется или не движется совсем, дыхание затруднено или отсутствует. Составив для себя таблицу трех детей, отправила к лорврачу за консультацией, с остальными проводила дыхательные упражнения через нос.

В младшей группе использовала упражнения, приемлемые в детском саду, согласованные с врачом:

  1. Закрыть указательным пальцем левую ноздрю носа, а правой вдох и выдох (2-3 раза), то же правой ноздрей носа;
  2. «Надуваем щечки» - как хомячки держим зернышко, кто дольше продержит, и выдыхаем тоненькой струйкой воздух через рот (2-3 раза);
  3. Вдох через нос, а при выдохе произнести своё имя (2-3 раза).

На все упражнения отводится 3 минуты.

В средней группе внесли изменения в дыхательную гимнастику, которую проводим после

сна на массажных ковриках.

Предлагаю комплекс дыхательной гимнастики:

  1. «Часики» и.п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить, размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» (5-6 раз);
  2. «Петух» и.п. - встать прямо, ноги врозь, руки в стороны, хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (4-5 раз);
  3. «Гуси шипят» и.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены, наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны — назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуки «ш-ш-ш», выпрямиться — вдох (4-5 раз);
  4. «Шар лопнул» и.п. - ноги слегка расставить, руки опустить вниз, разведение рук в стороны — вдох, хлопок перед собой — медленный выдох на звуки «ш-ш-ш» (4-5 раз);
  5. «Дровосек» и.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох с произношением «у-у-у» (4-5 раз);
  6. «Вырасти большой» и.п. - ноги вместе, руки опущены, поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх — вдох, опускаясь на всю ступню — руки вниз — выдох с произношением «ух-х-х-х» (4-5 раз).

На все упражнения 3-4 минуты.

   В течение дня всю работу по  закаливанию и оздоровлению детского организма провожу   в следующем порядке:

Утро: 1) Утренняя гимнастика;

  1. Точечный массаж.

Обед: Полоскание горла морской солью после еды.

После сна: 1)Гимнастика на постелях (в младшей группе), а в средней на массажных ковриках проводим дыхательную гимнастику;

  1. Интенсивная ходьба по ребристым, массажным дорожкам с целью профилактики и воздействия на биологически активные точки стопы и заканчиваем точечным массажем.

   Используя в своей работе эти методы закаливания, за 2 года я получила неплохие результаты: простудные заболевания за 2013-2014 год составили 416 дней, что составляет 1,9 дня на одного ребенка, то в 2014-2015 год на одного ребенка приходится 0,78 дня. Заболеваемость снизилась на 1,12 детодня.

   В этой работе большую помощь оказывают родители. На родительском собрании познакомили с методами закаливания, всё необходимое оборудование изготовили так же родители. При необходимости проводим консультации, предлагаем специальную литературу, систематически готовим и предлагаем папки — передвижки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система закаливания детей в условиях детского сада

Консультация на тему "Система закаливания детей в условиях детского сада"...

Организация закаливания детей в условиях ДОУ

Организация закаливания в группе, для родителей....

Закаливание детей в условиях ДОО

как правильно закаливать детский организм...

Возможности закаливания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с различными  отклонениями в состоянии здоровья (отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма в...

Проект закаливания детей в условиях ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Мой многолетний опыт отразил явную картину того, что каждый год здоровье воспитанников дошкольных учреждений ухудшается с наступлением сезонных изменений: дети начинают болеть как простудными, так и в...

Консультация для воспитателей «Закаливание детей в условиях детского сада»

Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.Осно...