: Система взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в процессе физического развития и оздоровления дошкольников
консультация
Одним из ведущих мест в деятельности дошкольных учреждений выдвигается взаимодействие с семьей
Родители - основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов
семьи.
Именно по этой причине многие ДОУ и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 56.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый слайд
Тема: Система взаимодействия инструктора
по физической культуре и родителей
в процессе физического развития
и оздоровления дошкольников
Залуцкая Светлана Геннадьевна инструктор по физической культуре
высшая квалификационная категория
_________________________________________________________
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из ведущих мест в деятельности дошкольных учреждений выдвигается взаимодействие с семьей
Родители - основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов
семьи.
Именно по этой причине многие ДОУ и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
__________________________________________________________________
Семья – это среда, где формируется здоровье ребенка.
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре - заняться ею вместе с ним! Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом [11].
Однако, поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей. Именно родители обязаны заложить в сознании ребенка основу к постоянному стремлению к здоровью. Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
_________________________________________________________________
Дошкольное учреждение
и
семья –
вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка.
Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество
дети – родители – педагоги.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями
«сотрудничество» и «взаимодействие»
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле [13, 751].
Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и формы общения необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова взаимодействие рассматривается как: взаимная связь; взаимная поддержка [13, 78].
О.Л. Зверева [9] трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все и, прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, они такие сильные, ловкие, выносливые, смелые.
Цель взаимодействия с родителями:
Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребенка и формирования родительской компетентности.
Задачи:
•внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
•обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
•повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
•оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
•расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре и родителями.
________________________________________________________________
Условия взаимодействия инструктора по
физической культуре с родителями
•взаимное доверие и уважение между педагогом и родителями;
•соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
•учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
•сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
•взаимосвязь разных форм работы;
•одновременное влияние на родителей и детей;
•обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
____________________________________________________________________________
Принципы взаимодействия с семьей:
• Единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья
ребенка в ДОУ и семье:
Включает координацию усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.
• Систематичности и последовательности.
• Партнерства, взаимопонимания и доверия:
включает совместные действия, направленные на физическое воспитание и укрепление здоровья ребенка (формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).
• Согласованности действий:
устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.
• Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и семье на основе учета их интересов и способностей.
_______________________
_________________________________________________________________
Физкультурно – оздоровительный климат в семье
Создание благоприятных педагогических условий для физического
воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является
достаточно эффективной мерой.
Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-
оздоровительной работы с ними.
Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье
необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему
поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-
развивающей среды в домашних условиях.
Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо
зарекомендовавшие себя формы традиционной физкультурно -оздоровительной работы:
собрания,
дни открытых дверей
акции
наглядная агитация
открытые мероприятия
нетрадиционные формы
индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в
домашних условиях
организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря.
Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность
своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.
Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером
показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для
здоровья. Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, необходимо создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.
В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для
двигательной деятельности ребенка дошкольника.
В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные
подвижные игры с детьми.
Пример совместной игры взрослых позволяет детям этого возраста «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия.
Формы и методы работы с родителями
- Анкетирование, опросники, тесты;
- Наглядные уголки для родителей, папки передвижки, консультации;
- Открытые просмотры занятий;
- Общие и групповые собрания;
- Спортивные мероприятия и досуги;
- Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей;
- Наглядно – информационное направление
- Общие и групповые собрания
- Мастер-класс с родителями
____________________
Таким образом, применение в работе инструктора по физической культуре различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффективность работы по оздоровлению детей; сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье.
________________________________________________________________
Я бы хотела поговорить о такой форме сотрудничества с родителями - как детский оздоровительный отдых (лагерь), в системе дошкольного дополнительного образования
Раскрыть взаимодействие с родителями, как они участвуют в подготовке смены, закупают продукты, учебные принадлежности, канцелярию, призы, подарки, доставляют детей до места их нахождения во время смены (10-14 дней), участвуют в мероприятиях вместе с детьми, ходят в турист походы, обучают детей как установить палатку, как развести костер………………., посещают вместе бассейн, сауну, ходят в горы, устраивают соревнования на стадионе и квесты в окрестностях проживания………………………..
В преддверии летних каникул у многих на повестке дня стоит вопрос – где будут находиться дети во время длительных летних каникул: на даче, с бабушками и дедушками, в заграничной поездке или в детском оздоровительном лагере («ДОЛ»).
Кто-то из Вас уже имеет опыт, ориентируется среди многообразия предложений, имеет свои предпочтения. А кто-то только начинает знакомиться с отдыхом детей в ДОЛ. И тут возникает много таких вопросов, которые интересуют всех. Это - какие условия в ДОЛ, насколько безопасны условия отдыха, будет ли интересно и комфортно ребёнку вдали от родителей и привычной обстановки, и ещё много других. Ведь при выборе детского лагеря родители основываются не только на цене, но и на таких факторах, как расположение, программа лагеря, склонности ребёнка, наличие «своей» компании в смене, отзывы о лагере.
Причины выбрать активный отдых на Аршане:
В стремительном потоке нашего бытия мы забываем о самом главном –своем здоровье. А ведь оно и есть наш самый главный капитал. Очень важно находить пару недель для оздоровления и отдыха. На лоне природы, когда не нужно ни о чем заботиться, переживать, появляется возможность расслабиться, отдохнуть, привести в норму свою нервную систему, закалиться и прекрасно провести время с семьей. Человек, регулярно выделяющий время на свой отдых и на отдых своей семьи, выглядит лучше, более работоспособен, меньше болеет, чувствует себя бодрее, и улучшает климат в семье.
Бурятия – настоящий рекордсмен по количеству целебных источников. Как только не называют Бурятию – бурятские Альпы, бурятский Баден-Баден. Республика по количеству целебных источников, помогающих восстановить и укрепить здоровье, занимает особое место в России. Чудесный хвойный воздух и хрустальная прозрачная вода горной реки, водопадов и бьющих из-под земли ключей, с первого дня пребывания прибавляет гостям сил и хорошего настроения.
Издавна буряты называли целебные источники аршанами и почитали как сакральные места. Побывав в Бурятии, можно не только хорошо отдохнуть, но и восполнить энергию, улучшить состояние организма, сделать сильнее свой иммунитет.
Благоустроенные комнаты в деревянном дом, 6-разовое сбалансировнное питание, лечебные процедуры, активный отдых, туристические походы, занятия в спортивном комплексе, бассейне, посещение сауны, бани, треккинги (продолжительные походы по запланированному маршруту на горной местности), пешие и автобусные экскурсионные туры по живописным местам Тункинской долины, посещение музеев и выставок
Что же такое детский оздоровительный лагерь?
Вот о нем и пойдёт речь в данной статье.
Начнем сначала. Под детским оздоровительным лагерем понимается
стационарное детское учреждение, приспособленное для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 5 лет
Традиционно в нашей стране сложилась система классификации детских лагерей по условиям и по содержанию пребывания.
В зависимости от расположения и направленности лагеря классифицируются как: загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания (при школах), туристские, профильные.
По условиям пребывания детские лагеря делятся на стационарные и палаточные, санаторного типа, где оказываются медицинские услуги.
По времени работы лагеря бывают круглогодичного действия и сезонные.
Лагеря круглогодичного действия располагают зданиями капитальной постройки с отапливаемыми помещениями, удобствами в спальных корпусах для пребывания в них детей в течение всего года, закрытыми помещениями для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий и при необходимости – учебными классами.
Лагеря сезонного действия работают только в летний период времени (июнь – август), имеют условия для занятий спортом и проведения досуга.
У всех лагерей есть хозяева (собственники). По виду собственности они делятся на следующие категории:
- федеральные (лагеря находятся на балансе Министерства просвещения Российской Федерации («Орлёнок» и «Смена» в Краснодарском крае, «Океан» на Дальнем Востоке и «Артек» в Крыму);
- муниципальные (лагеря находятся на балансе муниципальных органов и их структурных подразделений. На сегодняшний день это преобладающая форма собственности лагерей в России, примерно 90% всех стационарных загородных лагерей);
- общественные (принадлежат общественным организациям и объединениям: лагеря некоммерческих/общественных организаций, православные лагеря, туристские клубы и объединения и др.);
- ведомственные (лагеря принадлежат и находятся на балансе министерств, ведомств, организаций, предприятий, например, сеть детских лагерей на территории страны, принадлежащих ОАО "РЖД". В последние десятилетия количество ведомственных лагерей в силу экономического положения предприятий резко сократилось и продолжает сокращаться.);
- частные (принадлежат коммерческим фирмам/индивидуальным предпринимателям или частным лицам. В последние годы появилась устойчивая тенденция увеличения числа таких частных лагерей).
Несмотря на различную принадлежность лагерей, у них всех одна главная задача – организовать полноценный безопасный и интересный (познавательный, образовательный) отдых детей, создать условия для их оздоровления.
Наш детский лагерь считается оздоровительным т.к. смена по продолжительности составляет от 14 до 21 дня, т.е. времени, которое, по рекомендациям медиков, необходимо для курса адаптации и оздоровления ребёнка. На практике день приезда и отъезда включают в общее число дней путевки. Пребывание детей в ДОЛ продолжительностью 1–2 недели, не более 3-х недель считается отдыхом.
В течение двух недель, в лагере реализуются оздоровительные программы, включающие водные процедуры, трекинги, занятия спортом; дети находятся в климатических условиях, благоприятных для восстановления жизненных сил организма. Наш оздоровительный лагерь располагаются в курортной лесопарковой зоне вблизи реки Кынгарга, что уже само по себе очень благоприятно влияет на здоровье. В дополнение к этому, активная программа спортивных, интеллектуальных и развлекательных мероприятий способствует в большинстве случаев получению знаний, приобретению детьми определенных навыков.
ДОЛ представляют собой комплекс на огороженной территории, на которой располагаются благоустроенный корпус (деревянный дом), столовая, футбольное поле, волейбольная, баскетбольная и другие спортивные площадки, стадион, бассейн открытого типа; помещения для проведения досуга: летняя беседка, помещения для занятий в кружках различной направленности, костровая площадка; вспомогательные хозяйственные постройки (прачечные, душевые, туалеты, автостоянки, котельная, баня и т.д.) около реки собственный оборудованный пляж.
Медицинское обеспечение
Наш лагерь не обеспечивает необходимые условия по оказанию профессиональной помощи, мы заключили договор с медицинским учреждением, куда, при необходимости, отправляем детей на обследование и лечение.
Размещение и проживание детей в лагере
Условия размещения детей в ДОЛ: дети живут в двух местных и трех местных комнатах.
Ф О Т О вставить___
Жилые комнаты оснащены мебелью (кровати, стулья, тумбочки, шкаф). Удобства - раковины, душ, туалеты на каждом этаже.
Питание
Дети питаются в столовой, к санитарному состоянию которых предъявляются жесткие требования. Питание может быть организовано как в форме самообслуживания, когда дети на подносах берут еду у раздаточного стола, так и официантами, что значительно реже. Детям младшего возраста еда подаётся на столы.
Питание детей осуществляется по заранее согласованному и утвержденному меню 5–6 раз в день, которое составляет повар-профессионал. Закупкой продуктов и доставкой в ДОЛ занимаются родители.
Ф О Т О вставить----
Обслуживающий персонал
В сезонном лагере работают в большинстве своем привлеченные работники на договорной основе. С детьми (количество не более 15 человек) работает два педагога – инструкторы по физической культуре, высшей квалификационной категории, повар, кастелянша, охранник, медицинская сестра.
Нельзя не сказать, что человеческий фактор играет очень большую роль и является основой успешной работы ДОЛ и качественного отдыха детей. Это имеет отношение как к руководству ДОЛ, так и тем сотрудникам, которые находятся в контакте с детьми. Весь персонал в соответствии со своими должностными обязанностями отвечает за жизнь и безопасность детей во время лагерной смены.
Программы отдыха и организация досуга
Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов.
Приблизительный распорядок дня в лагере
Подъем |
|
Зарядка | |
Уборка постелей, туалет | |
Завтрак | – |
Мероприятия на воздухе (игры, купание, посещение бассейна, тематические кружки). Экскурсии. | ; |
Свободное время или подготовка к отрядным или лагерным мероприятиям. | – |
Обед | – |
Послеобеденный отдых | – |
Уборка постелей, туалет | – |
Полдник | – |
Мероприятия на воздухе (игры, купание, посещение бассейна, работа по отрядам, репетиции к выступлению, занятия в кружках по интересам) или в помещениях (по погодным условиям) | – |
Свободное время | – |
Ужин | – |
Свободное время | – |
Мероприятия (театрализованные выступления, конкурсы, концерты, просмотры фильмов и пр.) | – |
Дискотека | – |
Отбой |
Профильная/тематическая смена в ДОЛ
Это означает, что для детей организуется смена с программой пребывания определённой направленности: социально – педагогическая; художественно – эстетическая, эколого–биологическая, спортивно – оздоровительная, археологическая, патриотическая и др.
Такие программы, например, как «Одарённые дети», «Морское путешествие. «По следам пиратов Карибского моря», «Последний герой», «Гости из будущего», «День Нептуна», «Поиски клада», «Выборы Президента смены», соревнования по видам спорта, «Созвездие творчества и фантазий» и др.,_______________________________________________________________
Тематика сезона в основе своей спортивно - оздоровительная, дополнительные мероприятия, квесты, путешествия могут быть по мотивам популярных среди детей приключенческих фильмов или компьютерных игр, ролевых игр на исторические или фантастические сюжеты и др. Особое внимание уделяется обучающим занятиям, на которых дети учатся развивать логику и коммуникативные навыки. Решение кроссвордов, ребусов, расшифровка карт, создание поделок из природного материала, изготовление костюмов, атрибутов для игр и мероприятий, трудовое воспитание, уборка территорий, помещений, дежурство в столовой и проверка комнат по принципу «чистота – залог здоровья», подготовка спортивных площадок, приготовление кулинарных блюд, сбор туристического снаряжения, сочинение стихов, рассказов, исполнение шлягеров, детских песен, любимая «почта», общая физическая подготовка, кроссы, плавание в бассейне на разные дистанции, лечебные процедуры, прием минеральной воды, ножные водные процедуры в открытом источнике, купание в горной реке Кынгарге, ходьба на ходулях, ориенирование на местности, туристические походы, вечерние посиделки около костра, сбор целебных трав чабреца, курильского чая, сосновых шишек, сбор ягод и грибов,……………………………………………………………..
И все это ВМЕСТЕ с РОДИТЕЛЯМИ – гостями нашего сезона!
Список литературы:
- В помощь организатору детского оздоровительного лагеря: учеб. пособие / под ред. М. Е. Сысоевой. – М.: Проспект, 2010. – 320 с.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства: учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2008. – 160 с.
- Газман, О. С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул / О. С. Газман. // Философия и педагогика каникул – М. : Инноватор, 1998. – № ; С. 14 –22.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджа- спирова. — 4-е изд., перереб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 719 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
- Катович, Н.К. Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: образовательно-оздоровительное пространство // материалы III Междунар. Науч.-практ. Конф., НДЦ «Зубренок», 22-24 сент.2010г. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. – 454 с.
- Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. К 84 Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
- Миркес, М. «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома / М. Миркес. // На путях к новой школе. – М., 2001 –№ 2. – С.4.
- Положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к постановлению Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов № 7-21 от 11 мая 1990 г. // Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. Ростов н/Д, 2006.
- Солдатова, Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М. : Генезис, 2001. – 112 с.
- Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. / М.Е. Сысоева, С.С. Хапаева – М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.
ДОКЛАД
для участия в
районных педагогических чтениях
«Современные подходы к
взаимодействию инструктора
по физической культуре с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по проблеме
оздоровления и физического развития»
Секция: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ДО»
подготовила:
инструктор по ФИЗО
высшей квалификационной
категории
Хижина Татьяна
Григорьевна
Проблема оздоровления и физического развития дошкольников в настоящее время приобрела особую значимость, так как физическая культура и спорт являются самым действенным средством профилактики множества заболеваний.
Однако, современный мир полон гаджетов, смартфонов и других технических
средств, погружающих людей в виртуальные придуманные миры. Следствие
такого явления – болезнь XI века под названием гиподинамия. Наблюдая за воспитанниками, заметила, что малыши чаще болеют, имеют трудности физического развития, некоторые из них имеют даже лишний вес. А ведь именно благодаря движениям развиваются физические качества ребенка, важные физиологические функции организма, закладываются основы здорового образа жизни.
Что же мы – взрослые, упустили? Возможно себя, потерянного где-то в социальных сетях, виртуальных играх. Ведь именно мы показываем нашим детям как нужно жить. От нас они перенимают манеры поведения, привычки.
Реализуя ФГОС ДО, одной из задач которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, я как инструктор по физической культуре совместно с воспитателями знакомлю малышей с бесконечным миром спорта, приобщаю их к разным движениям, элементам гимнастики и спортивных игр. Так как именно в дошкольном возрасте необходимо постепенно формировать навыки двигательного действия, способствуя полноценному физическому развитию детей, чтобы в последствие их жизнь была наполнена динамикой. Ведь если в три года ребенок обладает природной гибкостью, но её не развивают, то к 5-7 годам от таких возможностей не останется и следа.
Физическое развитие и оздоровление детей должны происходить не только в условиях дошкольного учреждения, но и в семье. В статье 44 закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Поэтому в процессе своей педагогической деятельности стараюсь привлекать семьи воспитанников к участию в физическом развитии детей. Но в силу большой занятости, нехватки времени родители неохотно идут на контакт, редко приходят на мероприятия.
На основании выше изложенного, считаю, что одним из основных условий физического развития детей дошкольного возраста является создание системы взаимодействия родителей (законных представителей), педагогов и детей путем организации единого образовательного пространства. Очень важно, чтобы родители (законные представители) одобряли детский интерес к физической культуре и всячески его поддерживали, так как именно они составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребёнка.
О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздоровительная деятельность детей и родителей, если взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание ребёнка быть здоровым.
Цель моей профессиональной деятельности в этом направлении: организация тесного взаимодействия с родителями (законными представителями) по проблеме оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста.
Задачи, которые обеспечивают достижение цели:
- создать условия в дошкольной образовательной организации для взаимодействия с родителями (законными представителями);
- модернизировать развивающую предметно – пространственную среду;
- повышать компетентность родителей (законных представителей) по вопросам физического развития детей;
- внедрять в образовательную деятельность ДОО разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей (законных представителей);
- формировать у детей и родителей (законных представителей) потребность в здоровом образе жизни.
Для реализации поставленных задач и достижения цели в своей деятельности соблюдаю следующие принципы:
принцип партнерства - заключается в том, что взаимоотношения между мной, как инструктором по физкультуре, и родителями выстраиваются на основе взаимного доверия, взаимопонимания, активности и позитивного сотрудничества.
принцип целостности - подразумевает понимание родителей и инструктора по физкультуре, что семейное воспитание и воспитание в ДОУ неразделимы. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в ДОУ и его физического развития в семье.
принцип вариативности - предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.
принцип непрерывности - предполагает системное и долгосрочное взаимодействие, обеспечение преемственности в содержании и тактических действиях родителей и инструктора по физкультуре.
принцип творчества - означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагога на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей.
Учёт данных принципов позволяет мне:
- изучить семью и установить контакты с ее членами для согласования воспитательных воздействий на физическое развитие ребенка;
- создать условия для приобщения родителей (законных представителей) к участию в оздоровлении детей;
- установить доверительные, партнерские отношения с каждой семьей;
- оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в различных вопросах, касающихся здоровья и физического развития ребенка.
Одним из условий успешного взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам физического развития детей, является материально-техническая база образовательной организации и правильно организованная развивающая предметная пространственная среда. Для выполнения этого условия ДОО оборудована спортивным залом и спортивной площадкой, развивающая предметно-пространственная среда, которых отвечает требованиям ФГОС ДО и является доступной, безопасной, содержательной, многофункциональной, трансформируемой, вариативной.
В процессе взаимодействия с родителями было изготовлено нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей в образовательной деятельности и в различных режимных моментах:
- пособия для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);
- пособия для развития основных видов движения (мешочки с песком);
- пособия для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы);
- пособия для проведения подвижных игр;
- тренажёр «шведская стенка» с турником, рукоход, полоса препятствий на спортивной площадке ДОО.
В рамках повышения компетентности родителей по вопросам физического развития знакомлю их с информацией по тому или иному вопросу посредством консультаций, папок-передвижек, буклетов. Когда родители приходят в детский сад за ребенком, и по какой-то причине ждут (когда закончится образовательная деятельность или ужин), то очень кстати оказывается наглядная информация. В первую очередь, это информационный стенд инструктора по физической культуре, на котором размещена информация о домашнем физическом воспитании. Яркие плакаты с картинками и полезными сведениями всегда привлекают внимание мам и пап. Фотовыставки с участием детей во время образовательной деятельности, развлечений не оставляют равнодушным ни одного родителя. Для размещения на стенде мною разработаны:
- консультации «Коррекция плоскостопия и осанки», «Современные технологии по оздоровлению дошкольников», «Методы физического развития детей дошкольного возраста», «Здоровые дети в здоровой семье», «Игровой самомассаж для детей», «Секреты бодрости для детей и родителей»;
- буклеты «Подвижные игры для здоровья детей», «Здоровое питание для дошкольника», «Гимнастика для глаз», «Игры с мячом».
Также организую родительские собрания по темам «Как вырастить ребёнка здоровым и успешным», «Закаливание детей в семье», « Какую спортивную секцию выбрать для ребёнка», «Упражнения с мячом для развития ловкости детей» и многие другие.
В современном детском саду планирование образовательного процесса невозможно без осуществления системно - деятельностного подхода в работе с воспитанниками. Только учитывая особенности каждого ребенка и его образовательные потребности возможно достижение качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению. Поэтому в основу организации работы по взаимодействию с родителями мною был положен системно - деятельностный подход. Это позволило родителям, с одной стороны - на себе «прочувствовать» эффективность данного подхода к физическому развитию своих детей, а с другой - открыть для себя новые возможности совместной деятельности с ними.
Во взаимодействии с родителями по вопросам физического развития детей, осуществляя системно – деятельностный подход, с привлечением их к составлению сценариев спортивных и оздоровительных мероприятий, совместных проектов, викторин, конкурсов. Мы вместе подготавливаем, а затем реализуем эти мероприятия.
В своей деятельности использую такие формы работы как:
- мастер-класс «Подвижные игры с детьми», «Пособия из нетрадиционных материалов для физических упражнений с детьми»;
- открытые образовательные мероприятия «Спортивная карусель», «Уроки здоровья»;
- выступления на родительских собраниях «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома», «Здоровое питание ребенка - что это такое?», «Развиваем физические качества у своего ребенка»;
- индивидуальные беседы
- праздники, досуги и развлечения военно-патриотическая игра «Настоящая военная игра в детском саду», досуги «Весёлые старты», «Зимние приключения», «Вместе с мамой, вместе с папой», квест-игра «Поиски секретного донесения», эстафеты «Спортивная карусель», «Веселый стадион», оздоровительные развлечения «Мы здоровью скажем - Да!», «Азбука здоровья», «Моя спортивная семья», мероприятия к 23 февраля, ко Дню Матери, ко дню «Зимних видов спорта», к 9 мая.
Но наиболее эффективным средством взаимодействия считаю проектные технологии. Так как проектная деятельность выделяет ребенка и родителей как деятелей в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целенаправленность и результативность.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и - непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Мною совместно с воспитанниками и родителями были разработаны и проведены следующие проекты: «Что мы знаем о мяче», «Путешествие в страну здоровых людей», «Олимпийская семья».
В процессе совместной работы над проектами удалось активизировать оздоровительную деятельность всех участников, развить умение дошкольников взаимодействовать совместно со взрослыми.
Продуктами проектов стали:
- презентации «Такие разные мячи», «Зимние виды спорта», «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»;
- фотовыставки «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- стендовая информация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»;
- спортивные и оздоровительные развлечения: «Праздник спорта и здоровья», «Малые Олимпийские игры».
В перспективе взаимодействия с родителями планирую создать детско-родительский клуб с семьями воспитанников. Занятия в клубе планирую проводить не менее 1 раза в месяц, в вечернее время.
Для отслеживания результатов деятельности в данном направлении провожу педагогические наблюдения и анкетирование родителей по вопросам физического развития и оздоровления детей. По результатам анкетирования и педагогических наблюдений прослеживается положительная динамика в заинтересованности и участии родителей во взаимодействии. Так процент заинтересованных родителей повысился с 68% до 88%.
В ходе планомерной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) были достигнуты следующие результаты:
- созданы условия в дошкольной образовательной организации для взаимодействия с родителями (законными представителями);
- модернизирована развивающая предметно – пространственная среда;
- повысилась компетентность родителей (законных представителей) по вопросам физического развития детей
Наиболее значимыми результатами работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) считаю их систематическое участие в спортивных мероприятиях ДОО и района («Весёлые старты», «Кросс наций», «Лыжня России»). А так же, уже ставшее традиционным, участие детей в спортивном международном конкурсе «Орлёнок». Что свидетельствует о потребности детей и родителей (законных представителей) в здоровом образе жизни.
На основании представленных результатов можно сделать вывод, что взаимодействие с родителями по вопросам физического развития и оздоровления детей, единый подход к воспитанию ребенка, проведение совместных различных образовательных и досуговых мероприятий, совместная разработка методического и практического материала, спортивного оборудования имеет положительную динамику.
Своим опытом работы по взаимодействию с родителями регулярно делюсь с коллегами на методических объединениях, семинарах, педагогических советах, распространяю в сети интернет. Также мною проведены консультации для педагогов по темам «Роль семьи в физическом развитии детей», «Как организовать спортивный досуг с привлечением родителей» и многие другие.
Тесное взаимодействие с родителями и коллегами привело к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи. Стало реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания.
План взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников (2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы)
Ведущая цель работы с родителями - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников: 1. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностного отношения к здоровью через разработку и использование инновационных форм работы с родителями (совместные проекты, акции, фотовыставки). 2. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка, приоритетными задачами его физического и психического развития. 3. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность. 4. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе. 5. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения 6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать двигательные качества ребёнка 7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности. Направления взаимодействия педагога с родителями. Данные задачи реализуются через направления взаимодействия педагога с родителями в соответствии с программой «От рождения до школы»: Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева. Привлечение родителей воспитанников к совместному взаимодействию способствуют следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников: ∙ изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы, беседы), обобщение и анализ полученной информации; ∙ презентация родителям достижений воспитанников ДОУ; ∙ проведение родительских собраний с включением открытых просмотров; ∙ информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах; проектной деятельности; к участию в подготовке праздников и развлечений; к посещению спортивных учреждений города Лангепаса; ∙ проведение педагогами групповых и индивидуальных консультаций для родителей воспитанников в ходе совместной деятельности; ∙ размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах и сайте ДОУ; ∙ привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах на детских праздниках, утренниках, концертах; ∙ участие родителей воспитанников в презентации проектов воспитанников ДОУ; оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле ДОУ; ∙ награждение участников совместных мероприятий грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами; План взаимодействия с семьями воспитанников на 2018 – 2023 учебные годы. Инструктор по физической культуре Сиволапова Н.С. Месяц Мероприятие 2018-2019 учебный год Ноябрь Выступление на родительских собраниях на тему: «Физическое развитие детей 3-7 лет». Совместное физкультурное занятие «Осенние гуляния». Декабрь Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в детском саду и дома». Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Январь Малая Спартакиада для воспитанников старших и подготовительных групп. Февраль Физкультурный праздник «Мы- будущие защитники страны» с родителями детей среднего возраста. Смотр строя и песни с воспитанниками старших подготовительных групп. Март Акция для родителей «В здоровом теле -здоровый дух!» Апрель Индивидуальные консультации с родителями «Достижения вашего ребенка и участие его в ВСК ГТО и Спартакиаде дошкольников». Участие семей в творческом конкурсе. Май Досуг «Не забудем наших ветеранов». Подготовка наглядной информации в родительских уголках «Скоро лето». «Фотоколлаж «Любим, помним, гордимся!» (в рамках проекта) Ежемесячно Индивидуальные консультации по запросу родителей. Организация фото и видео съёмок НОД по физическому развитию, досугов, развлечений и праздников для оформления фотоотчётов, альбомов. 2019-2020 учебный год Сентябрь Выступление на родительских собраниях «Организация физкультурных занятий в детском саду. КВН для родителей «Вместе весело играть» Октябрь Дни открытых дверей на всех возрастных группах. Совместное физкультурное занятие «По тропинке в осенний лес» Ноябрь Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». День здоровья с родителями. Декабрь Изготовление буклетов для родителей «Зимние подвижные игры на спортплощадке» Совместный досуг «К Снежной королеве» Январь Мастер-класс «Дыхательная гимнастика и самомассаж». Февраль Спортивное развлечение для детей среднего возраста «День защитника Отечества!» Смотр строя и песни для групп старшего дошкольного возраста. Март Развлечение «Мамины помощники». Участие в городском фестивале ГТО Апрель Индивидуальные консультации с родителями «Достижения вашего ребенка и участие его в ВСК ГТО и Спартакиаде дошкольников». Участие семей в творческом конкурсе. Май Спортивный праздник «ГТО – наш верный друг!» Ежемесячно Индивидуальные консультации по запросу родителей. Организация фото и видео съёмок НОД по физическому развитию, досугов, развлечений и праздников для оформления фотоотчётов, альбомов 2020-2021 учебный год Сентябрь Изготовление информационных буклетов для родителей «Спортивные атрибуты своими руками». Акция «Движение — это жизнь». Октябрь «Спорт — это жизнь!» Посещение спортивного комплекса (в рамках проекта «Спортивный дворик для дошколят» подготовительная группа №9). Проведение акции ко дню пожилого человека. Распространение тематических буклетов «Мы за здоровый образ жизни!» Ноябрь Консультация в родительских уголках «Витаминотерапия». Декабрь Изготовление информационных буклетов для родителей «Прогоним прочь болезни». Развлечение - онлайн «Маша и медведь» Январь Физкультурный досуг - онлайн «Зимняя сказка». Февраль Физкультурный праздник-онлайн «Буду в Армии служить». Март Спортивный праздник – онлайн «Милая мама». Апрель Индивидуальные консультации с родителями «Достижения вашего ребенка и участие его в ВСК ГТО и Спартакиаде дошкольников». Участие семей в творческом конкурсе Май Консультации в родительских уголках «Скоро лето! Проведите отдых с пользой для здоровья!» Ежемесячно Индивидуальные консультации по запросу родителей. Организация фото и видео съёмок НОД по физическому развитию, досугов, развлечений и праздников для оформления фотоотчётов, альбомов 2021-2022 учебный год Сентябрь Размещение информации в родительских уголках групп «Первые шаги к ГТО» Октябрь Консультация «Родительская энциклопедия» Ноябрь Оформление информационного стенда «Сегодня мы дошкольники, а завтра – олимпийцы!» Февраль Физкультурный праздник «Наша армия сильна» (средний возраст) Смотр строя и песни для групп старшего дошкольного возраста Март Акция для родителей «Убежим от болезней в спортзал» «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников». Участие в ГТО семейных команд. Апрель Индивидуальные консультации с родителями. «Ваш ребёнок участвует в Спартакиаде дошкольников». «Папа, мама, спортивная семья». Май Оздоровительный марафон. «Всей семьёй на старт!» (в рамках совместного проекта «ГТО-здоровье нации». Ежемесячно Индивидуальные консультации по запросу родителей. Организация фото и видео съёмок НОД по физическому развитию, досугов, развлечений и праздников для оформления фотоотчётов, альбомов. 2022-2023 учебный год Сентябрь Размещение информации в родительских уголках групп «Первые шаги к сдаче ГТО». Открытые показы НОД для родителей по физической культуре «Мы сильные и смелые!». Октябрь Разработка консультации для родителей «Совместные спортивные коллективные игры для детей родителей воспитанников», «Зачем нужно сдавать нормы ГТО в дошкольном возрасте?», «Нормативные испытания ГТО и как их проводить». Ноябрь Спортивно-музыкальная программа «Папа, мама, я-здоровая семья». Спортивный праздник «Мы живем в России» (в рамках проекта) Декабрь Совместное физкультурное занятие «Давайте, поиграем!» Январь «Большие гонки». Зимняя спартакиада с совместным участием детей и родителей (на улице) Февраль Конкурс мини- плакатов «Мой спортивный выходной». Физкультурный праздник «Наша армия сильна!». Март Акция для родителей. Распространение буклетов. «К музыке по пути со степ-аэробикой», «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников». Апрель Рекомендации по изготовлению книжек малышек о спорте. Выставка книжек малышек о спорте. Конкурс «Рецепт – на здоровье». Май Анкетирование «Анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей». Спортивно-музыкальный праздник «Белые журавли» (в рамках проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия руководителя по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников
консультация...
Роль взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников
Главным образцом для ребенка являются члены его семьи. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»...
Описание педагогического опыта инструктора по физической культуре Глазыриной Ирины Владимировны Тема: «Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого реб
«Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздор...
"Система взаимодействия руководителя по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников"
Подходы к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка....