"Пальчиками мы играем - речь свою мы развиваем"
консультация (младшая группа) на тему
Статья содержит упражнения для массажа, развивающие координацию движения пальцев и взаимодействие между полушариями головного мозга, которые очень благотворно влияют на формирование речи ребенка и развития в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikami_my_igraem.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиками мы играем – речь свою мы развиваем.
О мелкой моторике в последнее время написано не мало книг и пособий. И
это не случайно.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка
начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов,
идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что мысль, и
глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука ребенка. Значит,
систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что
уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от
степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой
двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом
и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что
упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и
внимание ребенка.
В настоящее время существует множество игр апробированных в детских
дошкольных учреждениях, способствующих развитию тонких движений пальцев
рук. Вот некоторые игры и упражнения, которые мы используем с нашими
детьми:
Упражнения для массажа (или самомассажа) рук;
Массаж подушечек пальцев.
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы
прижимают подушечку снизу, разминая ее.
На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.
Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа,
Черепаху и ужа. Массаж «прижимающий».
Самомассаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз,
пальцы разведены в стороны. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает
каждый , ноготь сдвигает палец, «катая» его на подушечке вправо- влево. На
каждую строчку – нажимая на один палец.
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук.
«Цепочки».
Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы
(одноименные) сцепляются вторыми фалангами, и руки разводятся в
противоположные стороны.
Впереди – силен, красив –
Тянет всех локомотив.
Мы сцепились, как вагоны:
Дайте нам скорей «зеленый»!
Мы – вагончики трамвая,
Тоже вместе быть желаем.
Мы – машина и прицеп,
Очень крепок этот сцеп.
Так же, крепко взяв за руку,
Объяснял дедуля внуку:
«Много есть людей вокруг –
Всех важнее верный друг!
Он тебя всегда поймет
И на выручку придет»! Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями головного
мозга.
«Ладонь - кулак»
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и
снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились.
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук:
одновременно правая рука распрямляется, а левая - сжимается в кулак.
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро – крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И все быстрее делай так!
Поочередное соединение всех пальцев.
Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог
пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2.3.4.5.5.4.3.2.
Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
Упражнения с предметами.
Упражнения с шишками.
Разминочные упражнения с мячом – ежиком. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму. И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Упражнение с прищепками.
Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме
большого) на каждый ударный слог. Внимание! Предварительно проверьте силу
«кусания» на себе!
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.
- Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
Пальцеход.
Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда.
Ребенок « ходит» по ним указательным и средним пальцами обеих рук, наступая
на пуговицы на каждый ударный слог стиха .Дойдя до конца двустишия, снова
переходим к двум первым пуговицам.
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу –
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам!
Гимнастика для пальцев.
«Щелчки».
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или
взрослый)поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь ,
сопротивляясь подъему).Затем палец опускают ,и он со стуком падает вниз. На
каждую строчку – один палец.
Поднял ушки бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, -
Сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук, -
Вот и слышен перестук!
Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук:
«Горох»
Делаем «сухой бассейн» с горохом. В коробку насыпаем горох и, соответственно
материалу , подбираем стихотворение. На дне «бассейна» прячем игрушки из
киндер-сюрпризов.
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Веселых занятий и хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиками играем - речь детей мы развиваем
В данной разработке собраны игры с пальчиками направленные на развитие моторного праксиса, координации речи с движением, закреплению названий букв....
Игровой тренинг с участием родителей и детей старшей коррекционной группы «К» «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»
В данном тренинге представлена подборка игр, направленных на развитие мелкой моторики детей старшей группы с диагнозом "Задержка психического развития"...
Пальчиками мы играем – речь детишек развиваем
В статье говорится об исследованиях, доказывающих влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Рассказывается с чего следует начинать работу в раннем возрасте, какие технол...
«В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»
Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малы...
Консультация «Пальчиками мы играем- речь детишек развиваем»
К О Н С У Л Ь Т А Ц И ЯТЕМА:«Пальчиками мы играем-...
мастер - класс для родителей на тему: "На кухне с мамочкой играю - речь свою я развиваю!"
в публикации предствляется готовый конспект проведения очного мастер - класса с родителями для детей дошкольного возраста...
С пальчиками мы играем - речь мы развиваем" наглядные игры для развития мелкой моторики.
Поиграем с пальчиками....