Цель тренинга: - Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики;
- развитие чувства единства, сплочённости;
- приобретение навыков действовать согласованно;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие эмоциональной сферы.
Оборудование и материалы: Магнитная доска, 1 лист ватмана с нарисованным солнышком без лучиков, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, распечатка варианта гимнастики «Пальчиковые шаги», прищепки, силуэты предметов с недостающими деталями, счётные палочки, изображения для штриховки, яркий бумажный колпачок, магнитофон, музыкальные записи.
Ход тренинга:
-Уважаемые родители, мы рады видеть вас на логопедическом тренинге! Спасибо, что уделили свое время для занятий с нами. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание. Ведь недаром говорят: «Развивая пальчики – развиваем речь». А играть мы будем вместе с детьми! (Под музыку дети заходят в зал, становятся в круг.) -Уважаемые родители, выходите, становитесь рядом со своими детьми.
Игра – знакомство «Передай колпачок» Цель: формирование чувства единства, сплоченности, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга. Ход игры: - Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем), говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т.д. Итак, начинаем! (Под музыку дети и родители передают колпачок друг другу.) - Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу. Игра «Волшебные слова» Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания. - Поиграем ещё? Давайте разогреем наши пальчики. Все слова и движения повторяйте вместе со мной. Читает логопед | Выполняют дети и родители | Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. | Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. | Вот большой, а это средний, Безымянный и последний Наш мизинчик – малышок! Ой! Указательный забыли! | Поочередно массировать названные пальцы правой и левой руки. | Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять И движенья выполнять: | Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем. | Мы рога козы покажем И рога оленя даже, И про зайку не забудем: Ушками водить мы будем! | Выполняем движения по тексту. | Чтобы четко говорить, Надо с пальцами дружить! | Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем. |
Игры с пальчиками Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания. - Давайте узнаем, в какие же игры можно поиграть с пальчиками. Для этого займите места за столами. (Дети и родители усаживаются за столы.)
- Первое упражнение называется «Лягушки». Сжимаем и разжимаем кулачки. Две весёлые подружки Ни минуты ни сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Сжимаем руки в кулачки и кладём на стол пальцами вниз. Резко выпрямляем пальцы, рука как бы подпрыгивает над столом, и опять сжимаем руки в кулачки.
-Следующее упражнение для кончиков пальцев «Пианино». Ножки вместе, ровно спину. Мы сидим за пианино. Мы разучиваем гамму. Ножки вместе, спинку прямо. Держим кисти рук над столом и по очереди слегка ударяем каждым пальцем о стол, как будто играем гаммы.
- Упражнение «Капитан». Вращение большими пальцами. Почему же наш большой Крутит, вертит головой? Он на судне – капитан, Изучает океан. Сжимаем правую руку в кулачок, вытягиваем большой палец вверх и вращаем им в одну, потом в другую сторону. То же самое проделываем левой рукой.
- А теперь растягиваем пальчики. Упражнение «Крючочки». Вот сцепились два крючочка, Есть теперь у нас цепочка. Будем мы её тянуть. Чтоб крючочки разогнуть. Цепляем указательные пальцы в замок и тянем в разные стороны, меняя руки местами.
- Упражнение «Дырка». Вращение пальцев с упором. Быстро пальчиком вращаем И сильнее нажимаем. Если долго так крутить Можно дырку просверлить. Сжимаем левую руку в кулачок, вытягиваем большой палец и нажимаем им на ладонь правой руки. Делаем вращательные движения в одну и другую сторону. То же самое проделываем с правой рукой.
- Упражнение для запястья «Гусь». Этот гусь к себе домой Почему-то шёл спиной. Вот он пятится по парте У него такой характер. Упражнение выполняем стоя. Кладём ладони на стол тыльной стороной вниз, пальцами к себе и слегка облокачиваемся на них.
- Упражнение для ладоней «Спинка». А теперь одну ладошку Развернём наоборот И похлопаем немножко, Пусть другая отдохнёт. Хлопаем тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой, меняем руки местами.
Упражнение с карандашом или ручкой «Спускаемся по лесенке». Цель: развитие мелкой моторики рук. - Для развития мелкой моторики мы можем использовать любые предметы. Например, ручку или карандаш. Зажать верхний конец ученической ручки или карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении. Перехватить ручку снизу другой рукой. Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке. Упражнение с прищепками «Чего-то не хватает!». Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления. - Также для развития наших пальчиков хорошо подойдут игры с предметами, которые всегда найдутся в вашем доме, например, с прищепками. Перед вами лежат предметы с недостающими элементами. Например, солнышко без лучиков, домик без трубы. Замените недостающую деталь прищепками. Игра со счётными палочками «Выложи картинку». Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления. - Для наших игр подойдут счётные палочки, или карандаши. С помощью счётных палочек выложите любую из предложенных здесь фигур или придумайте свою. Игра «Заштрихуй так, как показано на картинке». Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления. - Очень полезно для развития наших пальчиков штриховка. Возьмите листочки и заштрихуйте любую понравившуюся вам картинку по образцу.
Речевая игра с движением «Купила бабушка себе курочку». Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания. - Вот и пришла пора немного отдохнуть. Вставайте все в круг, повторяйте все слова и движения за мной. Купим мы бабушка себе курочку! (2 раза) Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. (Выполняются соответствующие движения) Купим мы бабушка себе уточку! (2 раза) Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. Купим мы бабушка себе индюшонка! (2 раза) Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. Купим мы бабушка себе кисоньку! (2 раза) Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. Купим мы бабушка себе собачонку! (2 раза) Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. Купим мы бабушка себе поросёнка! (2 раза) Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. Купим мы бабушка себе коровёнку! (2 раза) Коровёнка – муки-муки! Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. Купим мы бабушка себе телевизор! (2 раза) Дикторша – ля-ля-ля-ля! Коровёнка – муки-муки! Поросёнок – хрюки-хрюки! Собачонок – ав-ав! Кисонька - мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. Игра «Пальчиковые шаги» Цель: развитие внимания, координации движений, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга. - Я приглашаю всех снова сесть за столы и продолжить нашу игру. Все в детстве любили шагать пальчиками «человечками». Вот и мы сейчас с вами прошагаем сначала большим и указательным пальцем правой руки, потом указательным и средним пальцем, потом средним и безымянным, безымянным и мизинцем. И вы убедитесь, что это не так просто сделать. Игра «Волшебный зоопарк» Цель: развитие внимания, координации движений, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга. - Понравилась игра? А теперь представьте, что мы с Вами попали в зоопарк. Наши руки стали волшебными и могут превращаться в разных животных. Я руками буду показывать различных животных, птиц и насекомых, а ваша задача – угадать, кто это и суметь повторить движение. (Учитель – логопед демонстрирует поочередно бабочку, гуся, голубя, улитку, лису, собаку, лягушку. Дети и родители угадывают и повторяют движения рук. Если ребенку трудно, родители помогают сформировать правильную установку рук.) Совместная аппликация «Солнышко». Цель: ощущение единства между детьми и родителями, привитие навыка совместной деятельности, развитие мелкой моторики рук. - Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков. А лучики нашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый взрослый пусть обведет карандашом ладонь ребенка на цветной бумаге, а ваш малыш пусть сделает то же самое с ладонью мамы. Подпишите свои ладошки, вырежьте и приклейте к солнышку. - Включаем музыку, начинаем работу! - Это разноцветное солнышко всегда будет освещать и согревать нашу группу. И ни какие капризы природы нам не страшны, ведь в каждом лучике есть частичка вашей доброй души.
Прощание - Ну, вот и закончилось наше первое совместное занятие! В эти игры вы можете играть дома со всей семьёй! Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – Вы с ребенком станете ближе друг другу. - Мы ждём вас на следующем занятии. |