"Здоровый дошкольник"
проект (средняя группа) на тему
Проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovyy_dosh-nik_sr_gr.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад № 46»
Утверждаю
заведующая МАДОУ
«Центр развития ребенка –
детский сад №46»
Н.Н.Комарова
Проект по образовательной области «Физическое развитие»
"Здоровый дошкольник"
(на 2015-2016 учебный год)
Разработала
воспитатель
Майорова И.И.
г.о. Саранск, 2015
Актуальность.
Педагогический (творческий) проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.
Важное место в решении социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теории и практики и практического формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используется методический прием: слушание сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко и сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктовпитания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей, используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные стенды, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Обоснование проекта.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.
А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Здоровый дошкольник» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.
Цель проекта: создание условий для мотиваций у детей на здоровый образ жизни.
Задачи:
1. Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью;
2.Развить у дошкольников самостоятельности, инициативы, интереса к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения.
3.Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Тип проекта: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дошкольники 4 -5 лет,воспитатель,родители.
Продолжительность проекта: Сентябрь 2015-Август 2016г.
Предполагаемый результат проекта: способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.
Основные формы реализации проекта: беседы, занятия, театрализованные представления, игры, коллаж, работа с родителями
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.
2 этап - основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
3 этап - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Работа с детьми:
БЕСЕДЫ:
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».
• "Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).
ЗАНЯТИЯ:
« Путешествие в страну здоровья».
« Сохрани своё здоровье сам».
«Правила гигиены».
«Спортивный огород».
«Первая помощь».
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАПОК:
«Виды спорта», «Береги свою осанку», «Умывалочки», «Все о здоровье», «Зимние виды спорта».
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕАТРА:
«Доктор Айболит»
Фотовыставка: « В здоровом теле здоровый дух!»
ИГРЫ:
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Семья».
• Дидактические игры«Что лишнее?» и др.
• Подвижные игры:«Поймай хвостик», «Поймай комара», «Прятки»,
«Перевези лекарства», «Займи место в обруче», «Сбор апельсинов»,
«Самолеты», «Цыплята и наседка», «Мышеловка», «Мыши и кот»,
«У медведя во бору», «Найди свое место»..
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
- Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
- Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит».
- Прогулки.
Работа с родителями:
• Изготовлены папки-раскладушки:
«Здоровье человека» для детей дошкольного возраста.
«Зимние виды спорта».
•Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье».
• Консультации для родителей:
«Закаливание детей в дошкольном возрасте».
«Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
«Как приучить ребенка чистить зубы».
• Выставка рисунков о спорте.
• Выставка «Полезные продукты».
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
• Совместное развлечение с детьми и родителями: «Петушок- золотой гребешок!»
Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.
Виды и формы работы. | Сроки |
1.Занятие: «Путешествие в страну здоровья.» 2.Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки). 3.Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье. 4.Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит». | Сентябрь |
1."Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций 2.Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Семья». 3. Дидактические игры: «Что лишнее?» и др. 4. Изготовление папки - раскладушки: « Здоровье человека» для детей дошкольного возраста | Октябрь |
1.Занятие: «Сохрани своё здоровье сам» 2.Беседа: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». 3.Изготовление театра: «Доктор Айболит» 4.Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника» и т.д. | Ноябрь |
1. Выставка рисунков о спорте. 2.Заучивание пословиц, поговорок о здоровье. 3.Подвижные игры: «Ловишки в кругу», т.д. 4.Фотовыстовка: « В здоровом теле здоровый дух!» | Декабрь |
1.Анкетирование родителей. «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье» 2.Изготовление папки: «Зимние виды спорта». 3.Развлечение: «Петушок-золотой гребешок!» 4.Изготовление папок: «Виды спорта», «Береги свою осанку». | Январь |
1.Консультация для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». 2.Занятие: «Правила гигиены» 3Просмотр мультфильмов: «Ох и Ах!», «Мойдодыр», «Федорино горе». 4.Чтение художественной литературы Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала». | Февраль |
1. Чтение художественной литературы Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо» 2.Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте». 3.КТД «Полезные продукты» | Март |
1.Консультация: «Как приучить ребенка чистить зубы». 2.«Первая помощь» Викторина «Ситуации» 3. Чтение художественной литературы Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. « Правила поведения для воспитанных детей» 4.Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни. | Апрель |
1 Спортивный огород 2.Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе. | Май |
Оформление проекта. | Июнь Июль Август |
Литература
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»/Авдеева Н.Н. и др.-СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
- «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В. Петерина.- М.: «Просвещение», 1986.
- «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В. Петерина.- М.: «Просвещение», 1986.
- «Дошкольная педагогика»№ июнь, 2010г.
- «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»/ Т.Г. Карепова. Волгоград «Учитель», 2009.
- Уроки Айболита/ Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
Здоровый дошкольник – здоровый школьник.
Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...
Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")
Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...
Проект «Здоровый дошкольник –здоровое будущее!»
В данной работе представлени проект целью которого, является создание условий для формирования у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, осознанного отношения к ...
Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....
ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...
Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")
Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....