"Здоровый дошкольник"
проект (средняя группа) на тему

Майорова Ираида Ивановна

Проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovyy_dosh-nik_sr_gr.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребёнка – детский сад № 46»

Утверждаю

заведующая МАДОУ

«Центр развития ребенка –

детский сад №46»

Н.Н.Комарова

Проект по образовательной области «Физическое развитие»

"Здоровый дошкольник"

(на 2015-2016 учебный год)

                                                          Разработала

                                       воспитатель

Майорова И.И.

г.о. Саранск, 2015

Актуальность.

    Педагогический (творческий) проект «Здоровый дошкольник» предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.  

     Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и  родителей.

   Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

  Важное место в решении социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

  В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

   Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теории и практики и практического формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты  для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна,  оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

  В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

 Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используется  методический прием: слушание сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко и сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктовпитания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей, используются как традиционные, так и  нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные стенды, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья  «Как я расту», проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Обоснование проекта.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого  невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка  занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих  физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.

      Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.  По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.

      Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья,  формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни  должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.

А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их  двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.

 К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным  играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех  критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого  поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Здоровый дошкольник» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.

Цель проекта: создание условий для мотиваций у детей на здоровый образ жизни.

Задачи:

1. Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью;

2.Развить у дошкольников самостоятельности, инициативы, интереса к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения.

3.Заинтересовать родителей укреплять  здоровый  образ жизни  в семье.

Тип проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дошкольники 4 -5 лет,воспитатель,родители.

Продолжительность проекта: Сентябрь 2015-Август 2016г.

Предполагаемый результат проекта: способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

Основные формы реализации проекта: беседы, занятия, театрализованные представления, игры, коллаж, работа с родителями

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

2 этап - основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

3 этап - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Работа с детьми:

БЕСЕДЫ:

• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

• "Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).

ЗАНЯТИЯ:

« Путешествие в страну здоровья».

« Сохрани своё здоровье сам».

«Правила гигиены».

«Спортивный огород».

 «Первая помощь».

 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАПОК:

 «Виды спорта», «Береги свою осанку», «Умывалочки», «Все о здоровье», «Зимние виды спорта».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕАТРА:

«Доктор Айболит»

Фотовыставка: « В здоровом теле здоровый дух!»

ИГРЫ:

•  Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Семья».

•  Дидактические игры«Что лишнее?» и др.

• Подвижные игры:«Поймай хвостик», «Поймай комара», «Прятки»,

 «Перевези лекарства», «Займи место в обруче», «Сбор апельсинов»,

«Самолеты», «Цыплята и наседка», «Мышеловка», «Мыши и кот»,

«У медведя во бору», «Найди свое место»..

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий  о здоровье.
  •  Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит».
  • Прогулки.

Работа  с  родителями:

• Изготовлены папки-раскладушки:

«Здоровье человека» для детей дошкольного возраста.

«Зимние виды спорта».

•Анкета для родителей  «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье».

• Консультации для родителей:

«Закаливание детей в дошкольном возрасте».

«Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

«Как приучить ребенка чистить зубы».

• Выставка рисунков о спорте.

• Выставка «Полезные продукты».

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

•  Совместное развлечение с детьми и родителями: «Петушок- золотой гребешок!»

Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.

Виды и формы работы.

Сроки

1.Занятие: «Путешествие в страну здоровья.»

2.Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).

 3.Рассматривание иллюстраций, фотографий  о здоровье.

4.Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит».

Сентябрь

1."Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

2.Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Семья».

3.  Дидактические игры: «Что лишнее?» и др.

4. Изготовление  папки - раскладушки:

« Здоровье человека» для детей дошкольного возраста

Октябрь

1.Занятие: «Сохрани своё здоровье сам»

2.Беседа: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

3.Изготовление театра: «Доктор Айболит»

4.Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника» и т.д.

Ноябрь

1. Выставка рисунков о спорте.

2.Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

3.Подвижные игры: «Ловишки в кругу», т.д.

4.Фотовыстовка: « В здоровом теле здоровый дух!»  

Декабрь

1.Анкетирование родителей. «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье»

2.Изготовление папки: «Зимние виды спорта».

3.Развлечение: «Петушок-золотой гребешок!»

4.Изготовление папок: «Виды спорта»,

«Береги свою осанку».

Январь

1.Консультация для родителей

 «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

2.Занятие: «Правила гигиены»

3Просмотр мультфильмов: «Ох и Ах!», «Мойдодыр», «Федорино горе».

4.Чтение художественной литературы Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала».

Февраль

1. Чтение художественной литературы Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»

2.Консультация для родителей

«Закаливание детей в дошкольном возрасте».

3.КТД «Полезные продукты»

Март

1.Консультация: «Как приучить ребенка чистить зубы».

2.«Первая помощь» Викторина «Ситуации»

3. Чтение художественной литературы Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. « Правила поведения для воспитанных детей»

4.Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Апрель

1 Спортивный огород

2.Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.

Май

Оформление проекта.

Июнь

Июль

Август

Литература

  1. «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое  товарищество», 2004.
  2.  «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»/Авдеева                Н.Н. и др.-СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  3. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В. Петерина.- М.: «Просвещение», 1986.
  4. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В. Петерина.- М.: «Просвещение», 1986.        
  5.  «Дошкольная педагогика»№   июнь, 2010г.
  6. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»/ Т.Г. Карепова. Волгоград «Учитель», 2009.
  7. Уроки Айболита/  Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

Здоровый дошкольник – здоровый школьник.

 Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...

Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")

Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...

Проект «Здоровый дошкольник –здоровое будущее!»

В данной работе представлени проект целью которого, является  создание условий для формирования у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, осознанного отношения  к ...

Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....

ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)

Тема: «Оптимизация  процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...

Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")

Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....