Методическая идея " Укрепление здоровья детей на основе реализации методов пропаганды здорового образа жизни"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Черняк Марина Сергеевна

Описание способов и средств пропаганды здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая идея32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Черняк Марина Сергеевна

Укрепление здоровья детей на основе реализации  методов

пропаганды здорового образа жизни

 Забота о человеческом здоровье, тем более о                                                          здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил,                             не свод требований к режиму, питанию                            и отдыху. Это, прежде всего забота о                   гармонической полноте всех его физичес-                       ких и духовных сил, и венцом этой                               гармонии является радость творчества.

                                                            В.А.Сухомлинский

        Среди основных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поскольку именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья. А положительные эмоции, погружение ребёнка в атмосферу радости, творчества создают основу формирования человека устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям,  умеющего противостоять стрессам и разочарованиям. От того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества. Однако при решении задачи по сохранению и укреплению здоровья у детей выявлены следующие проблемы и противоречия:

 - высокий уровень заболеваемости детей, и в связи с этим большое количество пропусков, что негативно отражается на результатах выполнения образовательной программы;

- быстрая утомляемость детей, низкий уровень переключаемости с одного вида деятельности на другой;

- отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни со стороны родителей воспитанников.

        Чтобы изменить эту ситуацию, было решено организовать работу по укреплению здоровья детей на основе реализации  методов пропаганды здорового образа жизни.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей  на основе реализации методов пропаганды  здорового образа жизни.

Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья детей на основе анализа уровня заболеваемости.
  2. Разработать цикл бесед, направленных на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
  3. Создавать условия для приобщения детей к спорту.
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
  5. Определить эффективность методов работы по укреплению здоровья детей.

Основные принципы организации работы по укреплению здоровья детей:  

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- сотрудничество педагогического коллектива с семьёй;

- поддержка инициативы детей в    различных видах деятельности, в том числе двигательной;

- возрастная адекватность (соответствие условий возрасту и особенностям развития);

- взаимодействие с организациями (социальными партнёрами), которые

Содержание работы по укреплению здоровья детей включает следующие направления:

  1. Организация взаимодействия с родителями:
  1. Родительские собрания по темам: «Использование самомассажа для оздоровления детского организма», «Активный образ жизни. За и Против», «Не навреди».
  2. Оформление папок-передвижек по проблемам здоровьесбережения у детей: «Будь здоров, малыш!», «Как сберечь здоровье? 10 золотых правил».
  3. Привлечение родителей к разработке и  участию в спортивных мероприятиях, изготовлению нестандартного игрового оборудования.
  1. Разработка и проведение с воспитанниками цикла бесед по темам: «Чудо-гимнастика», «Здоровье всё, а всё без здоровья ничего», «Движение - жизнь», «Полезная еда», «Мыло и вода – наши лучшие друзья», «Гоните прочь уныние и хандру!», «Кто со спортом дружит, никогда не тужит», «Наши верные друзья».
  2. Включение в образовательные ситуации материала, способствующего формированию у детей  здорового образа жизни (вопросы, занимательная информация, создание проблемных ситуаций, мотивирующих детей к самостоятельному принятию решений): Какую одежду нужно взять, чтобы было комфортно путешествовать по Африке? Возьмите в путешествие только полезные продукты. Почему спортсмены редко болеют? Какие качества помогут нам преодолеть препятствия (затруднения)? и др..
  3. Систематическое использование гимнастики различных видов

4.1. Дыхательная гимнастика особенно актуальна для детей, часто болеющих простудными заболеваниями. Дыхание, как «опора жизни», влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме, на физическое и психическое состояние, умственную деятельность. 

4.2. Логоритмическая гимнастика очень важна для детей с тяжёлыми нарушениями речи, т.к. у них часто наблюдаются проблемы с общей моторикой. Сочетание физических упражнений, проговаривание стихов в ритме движений не только развивает координацию, равновесие, речь, но и вызывает у детей эмоциональный подъём. Движения под музыку объединяет детей, содействуя развитию коммуникативной сферы, создаёт условия для выражения чувств и мыслей, выхода отрицательных эмоций, снятия физического напряжения и стимулирует детей к творческой импровизации.

4.3. Бодрящая гимнастика после дневного сна способствует формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия, помогает организму «проснуться», устраняет сонливость.

4.4. Самомассаж, проводимый ежедневно в игровой форме улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку; способствует физическому укреплению ребёнка, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

5.  Приобщение воспитанников к спорту через:

5.1. Внутрисадовские спортивные мероприятия с привлечением родителей («Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весенняя легкоатлетическая олимпиада», «День здоровья»).  Спортивные праздники и развлечения оказывают благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

5.2. Активное участие в спортивных мероприятиях муниципального уровня («Кросс нации», «Лыжня России»).

6. Совершенствование   предметно-пространственной  развивающей среды является важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни.   Повышению мотивации к двигательной деятельности способствует использование   нестандартного (выполненного своими руками) спортивного и игрового оборудования: «Тропа здоровья» (развитие чувства равновесия, профилактика плоскостопия), «Мишень для попадания в цель» (развитие точности движений и глазомера), «Цветочки» (обучение правильному дыханию), «Поймай бабочку» (развитие мелкой моторики) и др..

           Условия эффективности методов работы по укреплению здоровья детей                        

- личная приверженность воспитателя и родителей к здоровому образу жизни, добровольное участие родителей в организации и реализации мероприятий;

- разнообразие форм здоровьесберегающей деятельности;

- поддержка детской инициативы, поощрение стремления детей к занятиям спортом;

- создание атмосферы безопасности, доброжелательности, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

- использование музыкального сопровождения как способа  создания атмосферы творчества и психологического комфорта, средства мотивации детей к двигательной деятельности.

      Анализ эффективности  методов и приёмов, направленных на пропаганду здорового образа жизни позволил выявить следующие результаты:

- значительно снизился уровень заболеваемости детей. Сравнительные показатели 2014 и 2015 года представлены следующим образом:

Количество простудных заболеваний

2014 год

2015 год

Сентябрь

3

1

Октябрь

5

2

Ноябрь

8

3

Декабрь

4

2

-  уровень посещаемости в группе является самым высоким по детскому саду, а именно:

Уровень посещаемости

2014

2015

Октябрь

68%

82%

Ноябрь

51%

76%

декабрь

69%

78%

- повысился уровень включённости родителей в образовательный процесс; родительский коллектив стал более сплочённым, между воспитателем и родителями установились более доверительные отношения;

- итоги анкетирования отразили повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам пропаганды здорового образа жизни;

- у большинства детей сформирована установка на здоровый образ жизни;

- значительно повысился интерес детей к занятиям спортом: 35% детей в течение года записались в спортивные секции и кружки.

Оценка  результативности работы по укреплению здоровья детей проводилась на основе следующих методов диагностирования:

        - анализ анкетирования родителей по теме «Моё отношение к здоровому образу жизни» и анкетирования детей по теме «Как сберечь своё здоровье»;

        - анализ уровня заболеваемости детей;

        - анализ уровня посещаемости в группе;

- валеологический мониторинг     (сравнительный анализ уровня развития взаимоотношений детей в группе).

Работа по укреплению здоровья детей на основе пропаганды здорового образа жизни имеет большое значение для дальнейшего развития детей, поскольку способствует обеспечению успешной адаптации ребёнка в социуме и при переходе на следующий уровень образования.

Опыт работы можно использовать:

- воспитателям детских садов;

- учителям начальных классов образовательных учреждений;

- родителям воспитанников в рамках семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи...

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»

Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...

«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»

Перспективное  планирование использования инновационных  технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...