Методическая идея " Укрепление здоровья детей на основе реализации методов пропаганды здорового образа жизни"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Описание способов и средств пропаганды здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая идея | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Черняк Марина Сергеевна
Укрепление здоровья детей на основе реализации методов
пропаганды здорового образа жизни
Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физичес- ких и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А.Сухомлинский
Среди основных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поскольку именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья. А положительные эмоции, погружение ребёнка в атмосферу радости, творчества создают основу формирования человека устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, умеющего противостоять стрессам и разочарованиям. От того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества. Однако при решении задачи по сохранению и укреплению здоровья у детей выявлены следующие проблемы и противоречия:
- высокий уровень заболеваемости детей, и в связи с этим большое количество пропусков, что негативно отражается на результатах выполнения образовательной программы;
- быстрая утомляемость детей, низкий уровень переключаемости с одного вида деятельности на другой;
- отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни со стороны родителей воспитанников.
Чтобы изменить эту ситуацию, было решено организовать работу по укреплению здоровья детей на основе реализации методов пропаганды здорового образа жизни.
Цель: способствовать укреплению здоровья детей на основе реализации методов пропаганды здорового образа жизни.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
- Определить основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья детей на основе анализа уровня заболеваемости.
- Разработать цикл бесед, направленных на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
- Создавать условия для приобщения детей к спорту.
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
- Определить эффективность методов работы по укреплению здоровья детей.
Основные принципы организации работы по укреплению здоровья детей:
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- сотрудничество педагогического коллектива с семьёй;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе двигательной;
- возрастная адекватность (соответствие условий возрасту и особенностям развития);
- взаимодействие с организациями (социальными партнёрами), которые
Содержание работы по укреплению здоровья детей включает следующие направления:
- Организация взаимодействия с родителями:
- Родительские собрания по темам: «Использование самомассажа для оздоровления детского организма», «Активный образ жизни. За и Против», «Не навреди».
- Оформление папок-передвижек по проблемам здоровьесбережения у детей: «Будь здоров, малыш!», «Как сберечь здоровье? 10 золотых правил».
- Привлечение родителей к разработке и участию в спортивных мероприятиях, изготовлению нестандартного игрового оборудования.
- Разработка и проведение с воспитанниками цикла бесед по темам: «Чудо-гимнастика», «Здоровье всё, а всё без здоровья ничего», «Движение - жизнь», «Полезная еда», «Мыло и вода – наши лучшие друзья», «Гоните прочь уныние и хандру!», «Кто со спортом дружит, никогда не тужит», «Наши верные друзья».
- Включение в образовательные ситуации материала, способствующего формированию у детей здорового образа жизни (вопросы, занимательная информация, создание проблемных ситуаций, мотивирующих детей к самостоятельному принятию решений): Какую одежду нужно взять, чтобы было комфортно путешествовать по Африке? Возьмите в путешествие только полезные продукты. Почему спортсмены редко болеют? Какие качества помогут нам преодолеть препятствия (затруднения)? и др..
- Систематическое использование гимнастики различных видов
4.1. Дыхательная гимнастика особенно актуальна для детей, часто болеющих простудными заболеваниями. Дыхание, как «опора жизни», влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме, на физическое и психическое состояние, умственную деятельность.
4.2. Логоритмическая гимнастика очень важна для детей с тяжёлыми нарушениями речи, т.к. у них часто наблюдаются проблемы с общей моторикой. Сочетание физических упражнений, проговаривание стихов в ритме движений не только развивает координацию, равновесие, речь, но и вызывает у детей эмоциональный подъём. Движения под музыку объединяет детей, содействуя развитию коммуникативной сферы, создаёт условия для выражения чувств и мыслей, выхода отрицательных эмоций, снятия физического напряжения и стимулирует детей к творческой импровизации.
4.3. Бодрящая гимнастика после дневного сна способствует формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия, помогает организму «проснуться», устраняет сонливость.
4.4. Самомассаж, проводимый ежедневно в игровой форме улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку; способствует физическому укреплению ребёнка, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
5. Приобщение воспитанников к спорту через:
5.1. Внутрисадовские спортивные мероприятия с привлечением родителей («Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весенняя легкоатлетическая олимпиада», «День здоровья»). Спортивные праздники и развлечения оказывают благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
5.2. Активное участие в спортивных мероприятиях муниципального уровня («Кросс нации», «Лыжня России»).
6. Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды является важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни. Повышению мотивации к двигательной деятельности способствует использование нестандартного (выполненного своими руками) спортивного и игрового оборудования: «Тропа здоровья» (развитие чувства равновесия, профилактика плоскостопия), «Мишень для попадания в цель» (развитие точности движений и глазомера), «Цветочки» (обучение правильному дыханию), «Поймай бабочку» (развитие мелкой моторики) и др..
Условия эффективности методов работы по укреплению здоровья детей
- личная приверженность воспитателя и родителей к здоровому образу жизни, добровольное участие родителей в организации и реализации мероприятий;
- разнообразие форм здоровьесберегающей деятельности;
- поддержка детской инициативы, поощрение стремления детей к занятиям спортом;
- создание атмосферы безопасности, доброжелательности, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- использование музыкального сопровождения как способа создания атмосферы творчества и психологического комфорта, средства мотивации детей к двигательной деятельности.
Анализ эффективности методов и приёмов, направленных на пропаганду здорового образа жизни позволил выявить следующие результаты:
- значительно снизился уровень заболеваемости детей. Сравнительные показатели 2014 и 2015 года представлены следующим образом:
Количество простудных заболеваний
2014 год | 2015 год | |
Сентябрь | 3 | 1 |
Октябрь | 5 | 2 |
Ноябрь | 8 | 3 |
Декабрь | 4 | 2 |
- уровень посещаемости в группе является самым высоким по детскому саду, а именно:
Уровень посещаемости
2014 | 2015 | |
Октябрь | 68% | 82% |
Ноябрь | 51% | 76% |
декабрь | 69% | 78% |
- повысился уровень включённости родителей в образовательный процесс; родительский коллектив стал более сплочённым, между воспитателем и родителями установились более доверительные отношения;
- итоги анкетирования отразили повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам пропаганды здорового образа жизни;
- у большинства детей сформирована установка на здоровый образ жизни;
- значительно повысился интерес детей к занятиям спортом: 35% детей в течение года записались в спортивные секции и кружки.
Оценка результативности работы по укреплению здоровья детей проводилась на основе следующих методов диагностирования:
- анализ анкетирования родителей по теме «Моё отношение к здоровому образу жизни» и анкетирования детей по теме «Как сберечь своё здоровье»;
- анализ уровня заболеваемости детей;
- анализ уровня посещаемости в группе;
- валеологический мониторинг (сравнительный анализ уровня развития взаимоотношений детей в группе).
Работа по укреплению здоровья детей на основе пропаганды здорового образа жизни имеет большое значение для дальнейшего развития детей, поскольку способствует обеспечению успешной адаптации ребёнка в социуме и при переходе на следующий уровень образования.
Опыт работы можно использовать:
- воспитателям детских садов;
- учителям начальных классов образовательных учреждений;
- родителям воспитанников в рамках семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи...
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.
Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...
Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»
Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...
«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»
Перспективное планирование использования инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...
Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.
Опыт работы с родителями....
Методическая разработка.Проект для детей младшего дошкольного возраста.Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста
Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста...