Укрепление здоровья детей летом посредством реализации адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.
материал
Предварительный просмотр:
Укрепление здоровья детей летом посредством реализации адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.
Информационное сообщение из опыта работы.
Долганова Елена Игоревна, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ №7 «Незабудка»
г. Усть-Илимск
2019г
План.
План.
- Актуальность проблемы организации летнего оздоровительного периода в детском саду.
- Новизна опыта.
- Цель и задачи оздоровительной работы летом.
- Описание опыта.
- Эффективность системной оздоровительной работы с дошкольниками.
- Список использованной литературы.
Список приложений.
- Коммуникативные игры для дошкольников
- Перспективный план работы на лето для детей 3-5 лет
- Перспективный план работы на лето для детей 5-7 лет
- Сценарии физкультурно-оздоровительных досугов, праздников для детей 3-5 лет – 12шт.
- Сценарии физкультурно-оздоровительных досугов, праздников для детей 5-7 лет – 12шт.
- Модели физкультурно-оздоровительных занятий для детей 3-5 лет – 24шт.
- Модели физкультурно-оздоровительных занятий для детей 5-7 лет – 24шт.
- Консультации для родителей
- «Закаленный иммунитет»
- «Культурно-гигиеническое воспитание дошкольников»
Летний период традиционно считается оздоровительным. Условия летнего времени благоприятны для осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение физического и психического самочувствия дошкольников и ведущих к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества жизни. Природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей детей.
Методическим обеспечением основной образовательной программы нашего детского сада является программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьевой, Т. И. Гризик, В. В. Гербовой. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит их здоровье», - считают авторы программы. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Программой определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Авторами освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их, раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений. Режим работы детского сада летом обусловлен спецификой организации воспитательного процесса.
Количество групп сокращается вдвое. Дети посещают детский сад не весь летний период, а его часть в зависимости от отпуска родителей. Следовательно, состав групп детей меняется. Часто такие объединения бывают разновозрастными: группы детей до 3 лет, с 3 до 5 лет, с 5 до 7 лет. Большинство сотрудников ДОУ находятся в отпуске, поэтому педагогический и обслуживающий персонал непостоянен. Конечно, смена партнеров по играм, общение с новыми взрослыми, незнакомая обстановка групповой комнаты вызывают стрессовые переживания у детей.
Алямовская В.Г., автор программы «Здоровье», в лекционном курсе «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» доказывает, что ослабить степень стрессорного воздействия отрицательных факторов и оптимизировать воздействие положительных можно при помощи проявления со стороны взрослых внимания и заботы к детям, профессиональной организации общения детей со взрослыми и сверстниками, обеспечения свободы движений и достаточной двигательной нагрузки.
Новизна опыта том, что в нем описан полный цикл взаимосвязанных специфических видов детской деятельности, обеспечивающий сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в летний период посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.
Цель:
- создание оптимальных условий, обеспечивающих оздоровление и творческое развитие детей.
Задачи:
- обеспечить психоэмоциональный комфорт дошкольников,
- обучать детей уходу за своим телом,
- оптимизировать двигательную деятельность детей,
- способствовать закаливанию организма дошкольников;
- развивать личность ребенка, раскрывать его способности, включать детей в коллективную и индивидуальную деятельность.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии органичного сочетания различных средств оздоровления и развития дошкольников: коммуникативные игры, рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия, плавание в бассейне), самостоятельные игры детей, выстроенная с учетом индивидуальных особенностей детей повседневная деятельность на участке детского сада (игры, труд, наблюдения).
Рациональность режима летом обеспечивается образовательной программой, но для того, чтобы смягчить стрессовые переживания детей, оказавшихся в обстановке незнакомой группы, чтобы облегчить знакомство дошкольников друг с другом, я включила в распорядок дня ежеутренние коммуникативные игры (приложение 1). Такие игры организовывала перед утренней гимнастикой.
Исследования Алямовской В.Г. подтверждают, что ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок. Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т.п. Естественно, обеспечить чистоту тела, одежды ребенка один воспитатель не может, поэтому для родителей подготовила и разместила в родительском уголке консультацию «Культурно-гигиеническое воспитание дошкольников» (приложение 8). Это помогло добиться того, что каждый ребенок утром приносил свежий носовой платок. Так как по правилам, пользоваться носовым платком можно только один раз, родители помогли приобрести для детей несколько упаковок одноразовых платочков.
Питание детей в детском саду обеспечивается централизовано. Поэтому я основное внимание уделяла созданию комфортных условий приема пищи. Стараясь приблизить процедуру питания к домашним условиям, давала возможность детям пообщаться с друзьями за столом, включала магнитофон с записью спокойной, негромкой музыки. Чтобы у детей не было проблем со столовыми приборами, следила за тем, чтобы сервировка стола была полной. Убедилась в том, что когда на столе и вилка, и нож, и разные ложки, то у детей проблем меньше, а удовольствия от еды больше. Устал, например, справляться с салатом вилкой — можешь доесть его ложкой. Обращая внимание детей на хорошие манеры поведения за столом, старалась не допускать обучающего или назидательного характера речи. Обращала внимание детей на то, что разговаривать за столом можно при двух условиях:
- если в это время во рту нет пищи;
- если ребенок вступил в разговор, не перебив при этом другого сотрапезника.
Эти приемы помогали детям отдохнуть во время еды, немножко расслабиться, то есть обеспечивали оздоровительный компонент в организации питания.
Основным средством оздоровления дошкольников являются физкультурные занятия в сочетании с закаливанием.
Всем известно, что воздушные и солнечные ванны на открытом воздухе относятся к активным формам закаливания. Основным действующим фактором, обуславливающим методику и дозировку, является температура воздуха: не ниже 20 и не выше 32°. Проводила воздушные ванны в тени деревьев, сочетая их с массажем стоп на специальной дорожке, имитирующей пляж с песком и галькой. Хождение босиком по такой дорожке является прекрасным способом оздоровления, вследствие воздействия гальки и песка на стопу ребенка, представляющую большую рефлексогенную зону и позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности, область носа. Так как одним из принципов закаливания является систематичность, для родителей подготовила и разместила в родительском уголке консультацию «Закаленный иммунитет» (приложение 8) - с тем, чтобы и выходные дни использовались для закаливания детей.
Положительное влияние правильно дозированных физических нагрузок на организм человека, согласно исследованиям современных физиологов, длится в течение 48 часов. За это время организм не только восстанавливает потраченный на них «строительный материал», но и создает дополнительные резервы для следующей тренировки. Так постепенно шаг за шагом улучшаются показатели здоровья за счет возрастания резервных мощностей организма. Но если через 48 часов тренировка не повторилась, то организм входит в состояние физиологического стресса, и показатели здоровья вновь возвращаются к исходному уровню или даже ниже их. После любой мышечной деятельности вначале наблюдается фаза понижения работоспособности, а затем достижение исходной и выше исходной. Этот момент наиболее благоприятен для повторной физической нагрузки. Основным принципом построения недельного цикла физических нагрузок является чередование больших, средних и малых тренировок. Это обеспечивает лучший оздоровительный эффект и лучшее восстановление. Нагрузки чередуются не только по объему, но и по интенсивности. В соответствии с этим рассчитала недельные нагрузки физкультурной деятельности: занятия проводила на свежем воздухе 2 раза в неделю. Третье занятие - плавание в бассейне - проводилось спортинструктором по плаванию. Еженедельно организовывала физкультурно-оздоровительные досуги (приложения 4, 5). Разновозрастность группы детей, с одной стороны усложняет организацию занятий, досугов, так как они должны быть интересны и посильны всем, с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).
Физкультурные занятия, чтобы обеспечить их оздоровительный эффект и учитывая рекомендации кандидата педагогических наук М.Руновой, проводила, чередуя, четырех вариантов с детьми 3-5 лет (приложение 6), семи вариантов с детьми старшего дошкольного возраста (приложение 7).
- Занятия обычного типа. Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, включала в содержание дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы. В течение 5—6 минут предоставляла детям возможность позаниматься на спортивном оборудовании: рукоходах, буме, гимнастической стенке.
- Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Включала в их содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, большая часть игр включала бег, как универсальное циклическое движение.
- Сюжетно-игровые занятия с условным названием: «Письмо позвало в дорогу». Детям приходит письмо, например, от Бабы Яги, в котором она утверждает, что дорогу в ее избушку дети найти не смогут, преодолеть препятствия не смогут и т.п. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. К письму прилагается карта и по ходу маршрута детям предлагается выполнить различные задания. В каком-то месте маршрут обрывается и нужно найти конверт, в котором находится продолжение маршрута. Дойдя до цели, дети играют, обучаются у Бабы Яги новым движениям, отдыхают, пьют чай из волшебного полена и т.п.
- Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включала музыкально-ритмическую разминку, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки. Современными исследованиями доказано, что занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.
- Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также с переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс. Такие занятия очень нравятся детям. В содержание этих занятий включала разминку, привал (большую паузу, приводящую пульс детей к норме), спокойные словесные игры, пение, чаепитие.
- Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное их содержание — бег.
- Самостоятельные физкультурные занятия, смысл которых заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Эти занятия учат страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей. В оздоровительном плане ценность этих занятий - прямой выход к воспитанию потребности в здоровом образе жизни.
Краткая схема занятия.
После традиционных разминки, оздоровительного бега и паузы, приводящей пульс в исходное состояние, дети разбирают карточки, на которых в определенной последовательности указаны (нарисованы) задания, которые они должны выполнить. Выполнение заданий рассчитано на 15 минут. Затем дети выбирают игры и сами организуют их. Заканчивается занятие упражнениями аутогенной тренировки.
Каждое физкультурное занятие заканчивалось у детей 3-5 лет обтиранием влажной рукавичкой, у детей старшего дошкольного возраста - обмыванием под краном лица, верхней части груди, конечностей. Это объясняется тем, что при правильно подобранных нагрузках обязательно на теле ребенка выступает испарина, через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Организм как бы выталкивает их наружу. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Водные процедуры нужны, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.
Для развития познавательных способностей детей в коллективной и индивидуальной деятельности разработала понедельный план работы на три летних месяца для группы детей 3-5 лет (приложение 2) для группы детей 5-7 лет (приложение 3). Каждый день недели – тематический: день радостных встреч, день природы, день сказок, день народных традиций, день безопасности и включает работу с детьми по всем направлениям: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, музыкально-театральное, физкультурно-оздоровительное. Насыщенная яркими впечатлениями разнообразная деятельность поддерживала у детей в течение всего летнего периода бодрый жизненный тонус, стремление и интерес, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни среди друзей.
Создание оптимальных условий, обеспечивающих оздоровление и творческое развитие детей невозможно без помощи родителей. Стремясь пробудить их интерес к проблеме оздоровления детей, я проводила индивидуальные беседы с ними, организовала передвижную библиотечку. Ежедневно размещала в родительском уголке информацию о том, как провели день ребята в детском саду.
Привлекала пап к оборудованию природных дорожек здоровья на участке, ремонту малых форм, оформлению участка и обновлению выносного материала. Папы и мамы систематически участвовали в прогулках-походах, в оздоровительных досугах и спортивных праздниках. Экран заболеваемости привлекал внимание родителей к здоровью ребенка, к оценке эффективности оздоровительной работы в группе.
Системная работа в течение всего лета поддерживала у детей устойчивое положительное настроение, что являлось свидетельством их позитивного психического состояния. Дети охотно участвовали в совместных играх, в то же время легко откликались на требования взрослых, не капризничали, не конфликтовали. Простудными заболеваниями не болели. Стабильно посещали детский сад.
Список использованной литературы.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002.
- Алямовская В.Г. Психологические аспекты организации питания детей. В кн. «Культура поведения за столом». Сер. «Дошкольное воспитание». М., 2004.
- Алямовская В.Г. Организация питания в детском саду. М., 1995.
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Профилактика психоэмоционального напряжения детей. М., 2002.
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
- Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. В.Г. Алямовской. Н.Новгород, 2002.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993
- Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания., 1999.
- Критерии оценки состояния здоровья детей. Приложение 3 к приказу Минздрава России и Минобразования России от 30.06.92 № 186/272.
- Рекомендации Минздрава России от 09.05.99 № 1100/ 964-99-15.
- Качество дошкольного образования. Состояние, проблемы, перспективы. М., 2002
- Кудрявцев В. Педагогика оздоровления. М., 2002
- Файнштейн С.Я. Детский сад летом. М., 1973
- Рунова М., Гронец И. Занятия-игры по физической культуре в летнее время. Д.В.6, 2004
- Рунова М. Прогулки-походы.Д.В.8, 10, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ ДЦП НА ЗАНЯТИЯХ ЛФК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
КОМПЛЕКСЫ КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ДЦП...
Методическая идея " Укрепление здоровья детей на основе реализации методов пропаганды здорового образа жизни"
Описание способов и средств пропаганды здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Авторы статьи раскрывают идею использования комплексов упражнений, разработанных на основе семи здоровьесберегающих в с темами, в системе коррекционно-оздоровительной работы с детьми с...
Развивающая образовательная среда для детей ОВЗ как ресурс эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения
Статья посвящена проблеме организации развивающей образовательной среды для детей ОВЗ как ресурса эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения. В статье рассм...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения подготовительной группы с ЗПР
Рабочая программа по реализации АОП ДУ подготовительной группы для работы с детьми с ЗПР....
Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»
Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...