Зимний период
консультация на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_period.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Создание условий для прогулки детей

в зимний период.

Пыть-Ях

2015г.

Активность в движениях – необходимое условие нормального роста и  развития организма дошкольника. Если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелая одежда и обувь, ветер, мороз, снег ограничивают движения. А ведь хорошо известно, что недостаток подвижности замедляет деятельность всех органов систем организма, его рост, уменьшает сопротивляемость заболеваниям. Воспитателям следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.

Зимой очень важно активизировать пребывание воспитанников на свежем воздухе, вопреки стуже.

Снег – это прекрасный строительный материал. Из заранее изготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнения в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр.

В прочном сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах, горки. Обледенелые места посыпаются песком.

Для многих игр необходима разметка: обозначение линии старта, границ «городка», «домиков». Ее рекомендуется делать синькой или другим анилиновым красителем, разведенным в горячей воде.

Взрослому надо быть внимательным к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это значит происходит в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснения лица, частые «шумные» дыхания, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушения координации движений – признаки чрезмерной нагрузки. В этом случае следует предлагать дошкольнику наименее подвижное занятие.

Дети, имеющие какое-либо, хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать подвижную деятельность со спокойной, например, после неоднократного скатывания с горки им можно предложить медленно покатать куклу по ровной дорожке, игру «Ловишки» сменить метание снежков в цель.

В зимних условиях подходят упражнения: ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево; «змейкой» между прутиками, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста, «змейкой», с горки на гору наперегонки, с ловлей и увертыванием.

Перечень выносного материала в зимний период.

  1. Санки для детей.
  2. Санки для кукол.
  3. Флажки разные.
  4. Корзинки и носилки для снега.
  5. Султанчики разные.
  6. Печатки различной формы.
  7. Палочки для рисования на снегу.
  8. Вертушки разные.
  9. Трамбовка.
  10. Снеготолкатели.
  11. Санки для снега с корзиной.
  12. Лопаточки для снега.
  13. Движущиеся фигурки – цели.
  14. Атрибуты для подвижных и сюжетно-ролевых игр.

Первая младшая группа.

Воспитатели знакомят со свойствами снега (холодный, белый, тает), учат правильным навыкам обращения с лопатками, приучают помогать взрослым в уборке снега, в сооружении несложных построек, воспитывают самостоятельность, формируют элементы коллективных действий.

Постройки на участке сооружают воспитатели, а дети помогают. Не следует подключать детей к работе над сложными сооружениями.

В процессе работы воспитатель показывает, объясняет, что делает. Например, сгребает снег с определенного участка и говорит : «Смотрите, сколько зверюшек сидит на скамейке, они замерзли, им нужен большой домик-теремок. Но у меня мало снега – вот такая маленькая кучка. Помогите, пожалуйста, сгрести снег. Из него я построю теремок». К работе воспитатель приобщает 5-6 детей. Можно предложить малышам взять ведерки, лопатки и показать, откуда принести снег. При этом следует помогать детям советом, действиями. Ребенок вместе со взрослыми несет снег к будущей постройке. Воспитатель берет совок и делает несколько углублений, поясняя: «Это будут окошечки у теремка. Ну, вот и готов наш домик, возьмите зверей, посадите их так, чтобы они смотрели на нас из окошек».

После этого постройка обыгрывается. Таким же образом можно приобщить малышей к сооружению загородок для игрушек, мебели для кукол, снежной клумбы. Особенно впечатляющими игровыми моментами будут для малышей украшение клумбы, вазы из снега ледяными цветами. Цветная вода заливается в формочки, в них вставляются палочки или веточки, которые вмораживаются в образовавшийся лед. Если взяться за ветку и опустить формочку в ведро с теплой водой, формочка тут же отпадает и получится ледяной цветок на ножке.

Малышам нравится наблюдать этот, процесс, особенно когда воспитатель вручает ребенку яркий прозрачный, искрящийся цветок на солнце цветок и предлагает самому посадить его.

Вторая младшая группа.

Воспитатель развивает у детей желание трудиться, формирует самостоятельность, стремление достигнуть результата, приучает по собственной инициативе приходить на помощь взрослым, сверстникам.

В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, движения – более координированными. Они уже в состоянии преодолевать некоторые мышечные и волевые усилия, поэтому появляется возможность несколько увеличить длительность и объем до 15-20 мин, переключая внимание от одного действия к другому. Например, сначала дети нагружают снег в ящики, потом везут его к постройкам, затем уплотняют постройку лопатой.

Воспитатель учит действовать лопатой, сгребать снег в указанном место, утрамбовывать, украшать его флажками, еловыми веточками, строить домики, делая в снежном сугробе углубления совком.

Можно научить детей сооружать горки для кукол. Для этого нужно утрамбовывать лопатой вершину снежного сугроба, затем сделать спуск, проведя несколько раз лопатой от вершины горки к основанию. Воспитатель поливает спуск водой, объясняет, для чего он это делает: «Чтобы горка покрылась льдом, стала скользкая, гладкая, куклы на санках будут быстро с нее съезжать». Можно мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Для этого используются невысокие пластмассовые ведерки. Детям показывают, как надо накладывать снег совками в форму, утрамбовывать снег совками в форму,  утрамбовывать его и т. д. Их продолжают учить прокладывать дорожку лопатой по свежевыпавшему снегу, если он сухой и невысокий. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами, делают на снегу узоры печатками. Для этого следует выделить небольшое пространство (1-3 м), которое огораживается низким узким снежным валом. Дети наблюдают, как взрослые работают. Их побуждают к оказанию посильной помощи. Например,  ребята нагружают в ящики снег и подвозят его к месту строительства, уплотняют лопатками, затем украшают цветными льдинками, еловыми веточками. Можно показать малышам, как скатывать из сырого снега небольшие снежные комья: чем дальше прокатывать снежок, тем больше он становится. Из всего этого получаются мячи, колобки, шары.  

Средняя группа.

Воспитатель продолжает совершенствовать умения и навыки детей в работе со снегом, прививают желание доводить начатое дело до конца, формируют ответственное отношение к делу, приучают самостоятельно поддерживать порядок на участке.

У детей этого возраста могут возникнуть собственные замыслы. Важно вовремя поддержать подобный интерес, помочь советом, а при необходимости принять активное участие, так как работа со снегом в этой группе в основном носит характер сотворчества детей и взрослых.

Дети начинают чаще работать вместе. Воспитатели помогают им договариваться и распределить обязанности, поддерживают радостное настроение, связанное с трудовым общением, ощущение причастности каждого к общему делу, желание добиваться хорошего результата. На ряду с организацией общего труда уделяется внимание и индивидуальному.

Детей учат лепить более крупные объемные фигуры. Помощь со стороны взрослого пока значительна. Вместе с тем следует побуждать детей проявлять в работе  большую самостоятельность. Так, воспитатель спрашивает, что они будут лепить, помогает установить им снежные комья друг на друга, спрашивает при этом, как они хотят их расположить, как собираются украсить снежную фигуру.

Ребята самостоятельно делают снеговику или зверям глаза, носы. Подбирают материал по своей инициативе (веточки, шишки).ушки, шапки, варежки. Воспитатель предлагает им нарядить снежные фигуры. Дети повязывают матрешкам, снежным бабам косынки, шарфы, надевают фартуки, шапки, варежки. Воспитатель может украсить детские постройки вырезанными из бумаги, ткани силуэтными изображениями ягод, цветов, постройку. Чтобы детали оформления лучше держались, посоле того как примерзнуть к сооружению, постройку можно полить водой.

Использовать для подкрашивания воды лучше анилиновый краситель. Расписывать красками снежные постройки не следует, так как при оттепелях краска растекается и портит внешний вид сооружений.

Старшая и подготовительная к школе группы.

Воспитатель совершенствует трудовые навыки работы детей со снегом, формируют желание трудиться, развивают дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, учат наиболее экономным приемам работы, анализировать свою деятельность.

Коллективный труд – основная форма организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учат совместно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству, постройки, передаче образа, их эстетическому оформлению. Обычным становится совместный труд.

Творческий труд на зимнем участке увлекает детей. Когда выпадает снег, можно предложить отчертить палочками границы зимнего участка в соответствии с его планом и сделать снежные валы. Снег расчищается до разметок, затем подравнивается. С этого дня надо договориться с ребятами, что они не будут разрушать снежные валы и ходить за ними, объяснить, что там пройдет лыжня, надо будет устроить кормушки для птиц, построить снежную комнату, лабиринт и другие сооружения. Следующий снегопад используется для украшения валов. Детям надо предложить тазы, ведра, объяснить, как быстрее смастерить, например, грибки. Снег накладывается в ведро, утрамбовывается, опрокидывается – получается ножка, а при помощи таза таким же образом формируется шляпка. Грибки устанавливаются на снежные валы можно также украсить снежными пирамидками, башенками, елочками, которые делаются из нескольких разных по величине форм, установленных друг на друга.

Следующий этап работы – строительство горы. Дети скатывают снежные комья и перекатывают их к месту сооружения. Сначала воспитатель, устанавливая комья, друг на друга, сооружает самое высокое место – намечает будущую постройку горы. Затем предлагает детям установить комья с двух противоположных сторон – скат и ступенька. После этого ребята засыпают сооружения снегом и устанавливают его. Затем   горе придают форму, подравнивают, вырезают ступеньки. Для безопасности катания с горки нужны оградительные валы. Их можно вырезать или слепить из снега. Воспитатель помогает установить на краю горки сначала с одной стороны две доски параллельно на расстоянии 20 см друг от друга. С двух сторон дети их поддерживают, а несколько ребят накладывают снег в образовавшийся желоб и утрамбовывают. После этого доски убирают и валу дают замерзнуть. Таким же образом делают второй оградительный вал. Затем горку поливают водой.

Для самостоятельной художественной деятельности детей на зимнем участке можно выделить места для создания различных снежных картин. Удобны для этой цели наибольшие снежные насыпи (15Х20 см). Такую насыпь дети сооружают самостоятельно по объяснению воспитателя.  Картины на ней могут создаваться на обеих плоскостях. Например, рисуют елку и украшают ее «шарами» - крышками от закручивающих банок, печатают грибки и украшают их деталями от старой мозаики.

Увлекательное занятие для детей – создание различных миниатюрных композиций. Предложите ребятам ближе к краю участка сгрести два сугроба, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, помогите вырезать из них два куба (120х120х70 см). Верхнюю поверхность одного из них можно сделать ледяной, для этого следует залить подкрашенной водой. Дети лепят из снега различные фигурки, сооружают постройки, украшают их цветочками, шишками и прочим материалом.

С помощью игрушек разыгрываются различные сценки, сказки. Особенно интересны «Заячья избушка», «Морозко», «Лиса и волк», «Серебренное копытце». На ледяной поверхности снежные фигурки легко скользят, передвигаются. Научите детей скреплять части фигурок стержнем, палочками, веточками. Дети принимают участие в сооружении снежных фигур, которые выполняются приемом вырезания. Из снежного снега срезают лишний снег маленькими совками, лопатами, дощечками, чтобы не ломались мелкие детали, выставляют палочки и обливают мокрым снегом.

Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков, украшать ими веранду, постройки. Для этого нужно разложить на снегу на одинаковом расстоянии формочки, затем по ним проложить шнур или тесьму, слегка вдавливая их в формочки. Потом залить цветной водой. После замерзания гирлянду вносят в помещение и формочки отпадают. Аналогично цветные льдинки, только в формочки вмораживаются петельки. Хороши крупные ледяные детали. Их можно сделать из пластмассовых упаковок: звезды, елочки, домики, часы. Для этого надо разрезать их вдоль и предложить ребятам положить в воду кусочки фольги, елочного дождя, мишуры, серпантина.

Из цветного льда мастерят светофор. Замораживают воду разного цвета в трех одинаковых ведерках, освобождают льдинки и устанавливают их в снежную нишу друг над другом.

Ледяной телевизор и аквариум, сделанными детьми, используются ими для игры в снежной комнате. Их изготовить, просто главное, подобрать соответствующую емкость (противень, короб). Дети предварительно вырезают детали (рыбки, фигурки) раскладывают их, укрепляют и с помощью пластилина ко дну и стенкам емкости и наливают воду. Освобождается полученная ледяная деталь обычным способом.

Для украшения зимнего участка широко используются поделки, изготовленными детьми из разных материалов.

Из снежных кирпичей можно построить крепость, башни, дворцы и другие постройки. Детей подготовительной к школе группы привлекают к постройкам на участках малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зимние забавы и основы безопасности в зимний период»

«Зимние забавы и основы безопасности в зимний период»...

Конспект занятия с использованием ИКТ-технологий в младше-средней группе на тему- в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период провести с учащимися беседу п : «Правила безопасного поведения в осенне – зимний период на льду»

В целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период провести с учащимися беседу по вопросам:Чем опасен ранний и поздний лёд?Каковы условия безопасного пребывания человека на л...

Памятка для родителей Безопасность ребенка в зимний период Безопасность ребенка на прогулке в зимний период

Учите детей, что ходить по обледеневшему Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки н...

"«Здоровье детей в осенне-зимний период». Детский организм слабеет с наступлением осеннего и зимнего периода. Резко увеличивается количество детей, подхвативших простуду. Многие врачи считают, что сезонные заболевания – это вполне нормальное явление. И в"

Детский организм слабеет с наступлением осеннего и зимнего периода. Резко увеличивается количество детей, подхвативших простуду. Многие врачи считают, что сезонные заболевания – это вполне норма...

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в зимний период. Безопасность ребенка на прогулке в зимний период».

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построит...