Опыт работы по физическому воспитанию детей в детском саду
статья на тему
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Физическое развитие детей, сохранение и укрепление здоровья ребёнка через повышение двигательной активности считаю приорететной областью своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opytom_po_fiz_razvitiyu.zip | 6.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Солнышко". Физическое раазвитие детей .
Тема: "Повышение двигательной активности детей с целью укрепления
здоровья".
Воспитатель: Клюшина Ольга Валентинолвна.
посёлок Савинский.
План.
1 .Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей
2 .Представления о мире через движения.
3 .Гиподинамия и её последствия.
4."Энергетическое правило" И. А. Аршавского.
5. Индивидуальный подход к детям с различной двигательной активностью.
6. Работа с семьёй.
7. Туристический поход - одна из форм повышения двигательной активности.
В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей
является как никогда ранее актуальной. Всемирная Организация
Здравоохранения дала такое определение "Здоровье - это физическое,
психическое и социальное благополучие". Значит здоровье - это не только
отсутствие каких - либо заболеваний, но и гармоничное нервно - психическое
развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.
Приоритетной областью своей деятельности на современном этапе считаю,
сохранение и укрепление здоровья дошкольника, через повышение
двигательной активности.Известно, что маленький человек - деятель! И деятельность его выражается,
прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят к
ребёнкучерез движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации
поступает в мозг, тем интенсивнее его интеллектуальное
развитие.Недостаточная двигательная активность - гиподинамия омечается
не только у
детей старшего возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии
страдает мышечная система, рабатоспособность, выносливость, уменьшается
масса и объём мыщц.
В основе физических упражнений лежит мышечное сокращение, а мыщцы
составляют третью часть веса ребёнка.
Особенно благоприятно вздействуют движения на нервную систему. А по
уровню развитости движений можно судить о развитии головного мозга.
Гимнастика мыщц - это прежде всего гимнастика нервов.
Древнегреческий философ Платон писал: "Первые 10 лет жизненного
воспитания должны быть преимущественно физическими,игры и занятия
спортом могут заполнить всё расписание с тем, чтобы в эти 10 лет развить
такое здоровье, которое сделает всю медицину ненужной". Величайший
мыслитель прошлого интуитивно уловил то, что сейчас доказано в
физиологических исследованиях.
И. А. Аршавский сформулировал "энергетическое правило двигательной
активности" согласно которому характер деятельности скелетных мыщц
определяет развитие физиологических систем.У растущего организма восстановление затраченной энергии характерезуется
не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением.
Поэтому в результате движений происходит не трата, а приобретение массы
тела, что обеспечивает рост.
Часто мы педагоги больше внимания уделяем эстетике помещения, а
ребёнку не остаётся места с его неуёмной энергией в этом пространстве.
Задачу охраны жизни и здоровья детей в ДОУ решаю через правильную
организацию режима дня, оздоровительные мероприятия и создание
условий для двигательной деятельности.
Уже с раннего возраста провожу утренние гимнастики, обычно в игровой
форме. Эти 5 минут, дают хороший заряд бодрости на весь
день.Физкультминутки в раннем возрасте неуместны, потому что занятия
идут 8-10
минут и не за столами, а в движениии, в форме игры. Ежедневно в утренние и
вечерние отрезки времени провожу индивидуальную работу с детьми по
развитию движений. В книге В. А. Шишкиной "Движение + движения" дана
таблица, отражающая содержание работы по развитию движений в процессе
самостоятельной деятельности детей от 1 г 6 мес до 3-х лет. Её я беру за
основу работы с маленькими детьми по развитию движений. Эту работу
провожу в системе, ежедневно, а пособий для реализации этой задачи
требуется минимум. Во время утреннего приёма активность должна быть
более спокойной, поэтому пособия беру с расчётом на умеренную и среднюю
подвижность детей. Это: шнур, верёвка, кегли, дуги. На прогулке есть время иместо для организации более активной двигательной деятельности. Во
второй половине дня двигательная деятельность особенно подвижна, столы
убираются и освобождается пространство для игр с мячами, обручами. В этот
временной период обучаю детей новым движениям, а затем на занятии
отрабатываю их и вновь переношу в самостоятельную деятельность
Главная задача воспитателя изготовить разнообразные физкультурные
пособия, к помощи можно привлечь родителей. Чтобы создать интерес к
движениям у малышей необходима частая смена двигательной активности.
Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах раннего
возраста, так как это задерживает как физическое так и общее развитие
детей.
В группах раннего возраста "Программой воспитания в детском саду"
выделено два основных компонента двигательного режима:
организационная и самостоятельная деятельность детей.
Занятие в этом возрасте занимают мало времени, а много уходит на бытовую:
кормление, одевание и кроме того сон занимает почти 3 часа. Значит
остаётся самостоятельная деятельность - это оссновной резерв двигательного
режима малышей.
В раннем возрасте особенно заметны различия в двигательной активности
детей. Детей можно условно разделить на три группы с учётом
индивидуальной потребности в движениях. Это дети: большой, средней и
малой степени подвижности. Детей со средней степенью подвижности, как
правило в группе больше половины. Эти дети самостоятельны, активны в
движениях. С такими детьми взрослым, как правило легко, их движения
чёткие, уверенные. Эти дети очень любят играть в подвижные игры.
К детям с большой активностью приходится быть особенно внимательными,
из -за чрезмерной активности они часто падают, попадают в конфликтные
ситуации. А движения таких детей резки и часто бесцельны. Из - за
повышенной двигательной активности у таких детей быстро наступаетутомление. Здесь самое главное не запретить двигаться, а регулировать
движения малыша. Таким детям полезно предлагать метание в цель, катание
мячей в воротики и др. движения.
Особую тревогу вызывают дети малой активности и хотя, как правило, таких
детей в группе не много, оставлять их без внимания нельзя. Гиподинамия
особенно опасна для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от
движений идома. Это ведёт к нарушению осанки, плоскостопию, задерке
физического развития и к хроническим заболеваниям. Тут необходимо
вызывать интерес к движениям у малышей, помочь им развить двигательные
умения и навыки. А так же терпение педагога его доброе слово и взгляд.
Исследован я Н. М. Амосова, Ю. Ф. Змановского показали, что
целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее
воздействие на организм и могут обеспечить восстановление здоровья.
В старших группах так же необходимо учитывать индивидуальные
особенности детей, их возможности. Учебные занятия в этом возрасте
достигают 30 минут. Каким бы не было занятие по физической культуре:
традиционным, сюжетным, игровым, в форме эстафет, тренировочным
необходимо создать благоприятные двигательно - игровые условия для
каждого ребёнка, учитывая потенциал каждого ребёнка. Проще говоря в
старших группах то - же необходимо учитывать индивидуальные способности
каждого ребёнка. Профессор Р.Н.Дорохов составил схему, которая помогает
определить морфологический тип ребёнка и наиболее подходящий для него
вид спортивных упражнений. Условно всю группу можно разделить на 3
группы: большые, средние и маленькие дети.
1-й Тип. Большие дети. ( Б )
1-й Уровень - лучшие результаты: быстрая и медленная сила.
2-й Уровень - несколько хуже результаты: быстрота.
3 - й Уровень - выносливость.
У больших детей ( назовём типом - Б ) характерно проявление быстрой силы ( прыжки, метание ) и медленной силы (отжимание, подтягивание).
Хуже у таких детей обстоит дело с быстротой (бег на короткие дистанции, быстрые движения рук и ног).
А выносливость находится на самом низком уровне (длительные прогулки, длительный бег).Таким детям подойдут прыжки в высоту, из больших детей получатся хорошие метатели снарядов, баскетболисты, волейболисты.
2 - Тип. Средние дети.(С).
Это самые выносливые дети, у них нет низкого уровня развития физических качеств.
1 й Уровень - быстрота и выносливость.
2 - й Уровень - быстрая и медленная сила.
Такие дети, со средним ростом показывают хорошие успехи в следующих видах спорта: футбол, хоккей, бег как на короткие, так и на длинные дистанции.
3-й Тип. Маленькие дети.(М).
У маленьких детей вообще нет высокого уровня развития физических качеств.
2 - й. Уровень - быстрота.
3 -й. Уровень - выносливость, быстрая и медленная сила.
Проводя фтзкультурные занятия на основе игр эстафет, тренировочных занятий объединяю детей в 3 группы, по типу телосложения (большие, средние, маленькие дети). То есть дети находятся в равных условиях, с равными себе по силе. Приведу пример. Проводится бег на скорость ( 20 метров). Сначала бегут большие дети, потом средние, а потом маленькие. А в конце занятия или соревнования от мечается успех каждой из команд. Например:
1-я команда (большие дети) - лучший результат в беге.
2-я команда (средние дети) - лучший результат в игре с мячом.
3-я команда (маленькие дети) - была самой внимательной.
Итогда у детей появляется уверенность в себе, радость от движений, а следовательно хорошее настроение и здоровье.
Содание благоприятных условий для физического развития в рамках только дошкольного учреждения не является эффективной мерой. Много времени дети проводят в семье. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям предметно развивающей среды в домашних условиях - это ещё один шаг к здоровью детей. Физическому воспитанию в домашних условиях уделяю внимание на родительских собраниях, родителей приглашаем на встречи в педагогические гостиные, где родители вместе с детьми играют в подвижные игры, соревнуются в силе и ловкости.С тараюсь донести до родителей, что счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок. По мнению врача педиатра Е.О.Комаровского " ни качеством, ни колличеством педиатров проблемы здоровья решить нельзя....здоровье в гораздо большей степени зависит от папы и от мамы, чем от всех педиатров вместе взятых". Кроме того, совместные занятия физической культурой укрепляют семью. Только в здоровой семье может вырасти здоровый ребёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...
Опыт работы «Художественно – продуктивная деятельность детей в детском саду».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное ...
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...
Опыт работы по физическому воспитанию детей в детском саду
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Физическое развитие детей, сохранение и укрепление здоровья ребёнка через повышение двигательной активности ...
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Начало формирование экологической культуры и ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в д...
Консультация для родителей в подготовительной группе на тему: «Общие принципы физического воспитания детей в детском саду».
Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. ...