«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
методическая разработка на тему

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Начало формирование экологической культуры и ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не знают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

   Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Начало формирование экологической культуры и ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не знают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. 

    Дошкольное детство - ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему мире. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь.

   

Цель работы по экологическому воспитанию:

-  Формирование у дошкольников экологической культуры — совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Основные задачи экологического воспитания это:        

- Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

- Совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

      Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам - экологического воспитания детей в семье

    Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

   Работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа в социуме;
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
   Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
   Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната .
   Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля;  июльское разнотравье ; огороды и цветники.
   Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
   Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
   Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
   Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
 

   Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

- экологические сказки;

- экологические тренинги; и т.д.

   Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих а ней. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

   Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

   Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Используемая литература:

1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...