Валеология
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект занятия по валеологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия по валеологии25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши верные помощники»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств (глазах, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира;

- продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств;

- закрепить и расширить знание о строении глаза ;

- работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования.

Развивающие:

- развивать быстроту мышления, творческое воображение;

- активизировать речь детей: зрение, зрачок, радужная оболочка, веко.

Воспитательные:

-воспитывать бережное и заботливое отношение детей к органам зрения, объяснить значение соблюдения правил гигиены.

Интеграция с образовательными областями: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.

Методы и приемы:

• Наглядные (показ, демонстрация) ;

• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;

• Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент) ;

• Практические (опыт) ;

• Здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз) .

Предварительная работа:

1. Беседа об органах чувств у животных и человека;

2. Беседа по теме «Зрение»

3. Чтение художественной литературы К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;

4. Сюжетно-ролевая игра «Больница»;

5. Разучивание комплекса упражнений для глаз;

6. Рассматривание познавательных рисунков.

Оборудование и материал: Платок для завязывания глаз, рожицы – веселая и грустная, картинки с правилами, чудесный мешочек, фотоаппарат, мячик, конверт с письмом, зеркала.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам всем хорошего настроения. Пусть этот день принесет нам много нового и интересного. Сегодня мы с вами снова посетим страну здоровья.

Глаза свои закрой, дружок,

Три раза повернись,

В стране здоровья очутись!

-Ребята, сегодня в детский сад принесли необычное письмо, его нам с вами прислал доктор Айболит. Сейчас я его прочитаю:

«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными. А чтобы вы знали ещё больше, я вам послал картинку с загадкой. Отгадайте, ее и вы узнаете много нового и интересного.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Молодцы! Правильно. Ведь не зря говорят:

Видеть маму, видеть папу

Видеть небо и леса

Помогают нам …

Д: Глаза

-Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением. Как вы думаете важны ли для человека глаза? (Да) .

-Давайте попробуем без помощи глаз, на ощупь, определить что лежит в волшебном мешочке. (Мячик) .

-Так зачем же нам тогда глаза? Ведь мы смогли узнать что лежит в мешочке и без помощи глаз. Значит можно обойтись и без них? (Нет) .

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

- Мы с вами поиграем.

Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза.

В :- Скажи, что у меня в руках?

В:- А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных действия)

Затем воспитатель снимает платок и спрашивает, так зачем же глаза человеку. Ответы детей, дополняют друг друга.

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)

Правила гигиены и безопасности

• Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.

• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов, чтобы не поранить их.

• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

• Нельзя долго играть в компьютерные игры

• Каждое утро надо умывать глаза тёплой водой и вытирать чистым полотенцем.

• Нельзя лёжа читать книгу или близко наклоняться к буквам.

• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.

Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

- Хотите узнать, как устроены наши глаза? Посмотрите, что это? (Показывает фотоаппарат). Я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось отверстие). Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на плёнку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Так же устроен наш глаз. Давайте возьмем зеркала и рассмотрим наши глаза. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, чёрную точку посередине). Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других — зелёный, у кого-то — голубой (Посмотрите друг другу в глаза и определите их цвет). А чёрная точка посередине — это зрачок. Зрачок всегда черного цвета. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим. Закройте и откройте глаза, вы их закрыли и открыли веками. Края глаз покрыты ресницами. Как вы думайте, для чего нужны ресницы, брови, веки? (Они оберегают глаза от пыли, ветра) .

В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.

По глазам можно узнать расположение духа человека, его настроение - грустный, веселый, удивленный - поэтому говорят: "Глаза - зеркало души".

Давайте с вами попробуем определить по глазам, какое настроение у человека (демонстрация слайдов) .

Теперь вы знаете насколько важны глаза для человека, мы с вами научились делать гимнастику для глаз, вспомнили правила по охране зрения. Нам всем необходимо заботиться о своем зрении и беречь глаза.

Материалы, оборудование: мешочки с разными наполнителями (шишки, желуди, камушки, палочки, каштаны, крупа) ; лупы, стаканы с холодной и горячей водой, карточки-алгоритмы.

Содержание НОД:

В. - Ребята, сегодня в группу пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней. Тут мешочки, да такие тугие, что нельзя развязать.

А давайте попробуем определить на ощупь, что же лежит в мешочках.

Д. - Шишки, палочки, желуди, камушки, каштаны, листья.

В. - Открываем мешочки, берем руками, прокатываем между ладонями- самомассаж.

-Что же нам помогло узнать, что находится в мешочках?

Д. - Руки, пальцы.

В. - А чем покрыты наши руки, пальцы и все наше тело?

Д. - Наше тело покрыто кожей.

В. - Кожа - это одежда для нашего тела. Одежда, которую мы носим, бывает, рвется, мнется, промокает, выцветает. А наша кожа служит нам всю жизнь.

А какую пользу приносит кожа нашему организму?

Д. - Кожа защищает от холода, от ветра, от жары, от микробов.

В. – А хотите её рассмотреть получше?

Д. – Да.

Интерактивная технология «Работа в парах»

В. –Договоритесь, с кем в паре вы будете работать и садитесь за столы.

ОПЫТ 1 Свойства кожи.

Воспитатель предлагает рассмотреть кожу через лупу.

(Кожа мягкая, гладкая, светлая, темная, эластичная, на коже есть маленькие дырочки-поры). Они- то открываются, то закрываются, поры помогают нам дышать. На коже есть волоски.

В. - Потрогайте, погладьте кожу пальчиками. Какая она на ощупь? (гладкая, мягкая).

-Потяните 2 пальчиками кожу. Видите, она тянется. Значит, какая она?

(Кожа эластичная, пружинистая) .

ВЫВОД: Кожа мягкая, гладкая, эластичная, разная по цвету.

ОПЫТ 2 Чувствительность кожи.

Воспитатель предлагает потрогать стаканы с водой и определить, в каком стакане теплая вода, а в каком холодная. Что помогло вам почувствовать тепло и холод? (кожа)

ВЫВОД Мы чувствуем кожей тепло и холод. Наша кожа очень чувствительная.

В. - Кожа постоянно работает, когда жарко выделяет пот для охлаждения, когда холодно – выделяет жир. Любая одежда, если её носить, износится до дыр. Почему же это не происходит с нашей кожей?

Д. - Она все время обновляется.

В. - Старая кожа отмирает, незаметно для нас, осыпается, как старая штукатурка. А можем ли мы помочь коже обновляться?

Я думаю, отгадку нам подскажет котик.

Динамическая пауза. (Монитор – ребенок)

У нашего котища (показать, какие глазищи у кота)

Желтые глазищи.

У нашего котища (показать длинные усы у кота)

Длинные усищи.

У нашего котища (показать острые цапки-царапки)

Острые когтищи.

У нашего котища (движения рук от головы вверх)

Умные мыслищи.

Моется котище (показать, как кот умывается)

С каждым днем все чище,

Отмывая мордочку

От остатков пищи.

Вечером охотится (крадущиеся шаги на носках)

В чулане за мышами.

И играет в ладушки (разбиться на пары, играть в ладошки)

С пушистыми котами.

В. - Догадались, с помощью, каких предметов можно помочь коже?

Д. - С помощью воды, мыла и мочалки.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

В. - Но быть грязным не только стыдно, но и опасно. Мы уже говорили, что кожа- это защита. Но не только от жары и холода, но и от микробов.

Микробы - это совсем маленькие, незаметные для глаз существа. Некоторые из них вызывают болезни. Так и норовят они попасть к нам внутрь, расселиться там и жить. И если кожа покрыта потом или жиром, она становиться липкой. На ней легко задерживается пыль и грязь. Вот тут микробам раздолье. А хотите проверить это на опыте?

ОПЫТ 3 Чистая кожа = защита от микробов.

Воспитатель предлагает приложить сухую чистую ладошку к крупе.

Надавите немножко и посмотрите, что задержалось на ладони.

А теперь намочите ладонь сладкой водой. Какой она стала? (липкой) Приложите ладошку к крупе. Что произошло?

ВЫВОД К липким рукам грязь и микробы быстро прилипают. А к чистым рукам микробы не прилипают, они там не приживаются.

В. - Значит, самое лучшее средство от микробов – чистая кожа.

Предлагаю помыть руки и поиграть .

Пальчиковый игротренинг. (Монитор – ребенок)

Мышка мылом мыла лапку (одной рукой «мыть» другую)

Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до

каждого пальца другой руки)

Вот намылила Большой, (всеми пальцами «намыливать» большне

Сполоснув потом водой. пальцы)

Не забыла и Указку, (то же- с указательными пальцами)

Смыв с него и грязь,

И краску.

Средний мылила усердно (то же -со средними пальцами)

(самый грязный был, наверно) .

Безымянный терла пастой-- (то же- с безымянными)

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла; (быстро и осторожно намылить мизинцы)

Очень он боялся мыла.

В. - Вот видите, сколько интересного и полезного мы узнали о нашей коже.

Интерактивная технология «Цепочка»

В. – Встаньте цепочкой и по очереди назовите правила ухода за кожей, которые необходимо соблюдать всегда.

Выставляются карточки-алгоритмы.

1. Не реже одного раза в неделю мыть тело мылом и мочалкой.

2. Открытые части тела : лицо, шею мыть два раза в день.

3. Руки мыть как можно чаще.

4. Не трогать чужих кошек и собак.

5. Не надевать чужую одежду и обувь.

6. Быть осторожными с очень горячими и очень холодными пр

Воспитатель читает письмо: «Привет друзья! Приглашаю всех мальчиков и девочек в страну здоровья. Приходите поскорей, очень жду своих друзей».

Воспитатель. Дети, хотите попасть в страну здоровья? (ответы детей).

Отправляемся вперед, много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

В лесу высокая трава выше ноги поднимаю я

(обычная ходьба и ходьба с высоким поднимание колен)

Смотрите ручей впереди

Придется по мостику всем нам идти

На носочках мы пойдем

На тот берег попадем (обычная ходьба и ходьба с высоким поднимание колен).

Болото у нас впереди

По нему нам надо пройти

Мы по кочкам прыг, прыг, прыг

Перейдем преграду вмиг (прыжки на двух ногах)

Дальше мы шагаем

И медведя мы встречаем

Руки за спину кладем

И в развалочку идем (идем на внешней стороне ступни, переваливаясь с боку на бок).

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко

Видишь, как идти легко. (поднимаем руки через стороны вверх, опускаем вниз).

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Воспитатель: Л. А. Андреева

Чунояр - 2011г.

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешним видом; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о предметах личной гигиены и понятии – личная гигиена.

Предварительная работа: Разучивание потешек; разгадывание загадок; чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»; беседы с детьми: о солнце, воздухе, воде; о личной гигиене.

Оборудование: магнитофон, аудиодиски, гуашь, кисти, листы белой бумаги, мольберт.

Ход занятия: Воспитатель – ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Здоровейка», занимайте места в вагончиках и отправляемся:

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят, чух-чух

Чух-чух, а в поезде этом ребята сидят. Чууух.

Вот мы и приехали.

Ребята скажите, когда мы с вами ехали, что светило нам в пути?

- Солнце (дети) .

Рассказывание потешки:

Светит Солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы захлопаем в ладошки

Очень рады солнышку.

Воспитатель – дети, а что дает нам Солнышко?

- Тепло, свет, солнечный загар, витамин «Д» (ответы детей) .

Воспитатель: правильно, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, витамин «Д» нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.

Физминутка «Солнышко»

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

- ребенку предлагается нарисовать солнышко на листе бумаги, закреплено на мольберте, в это время включаем запись «звук солнца» (звуки природы) .

Воспитатель – ребята, на прогулке, дома, в детском саду каждый день мы с вами дышим воздухом. Скажите, каким должен быть воздух, чтобы ы были здоровыми?

- воздух должен быть чистым, без пыли и грязи (ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, воздух должен быть чистым, свежим, без посторонних запахов. А что может случится с человеком, если воздух будет загрязнен?

- человек может заболеть (ответы детей) .

Воспитатель: дети, а мы с вами видим воздух? - Нет (ответ детей). А как вы думаете, почему? – потому, что он прозрачный (если знают отвечают) .

- Но мы можем его почувствовать, как он тонкой струйкой, через нос попадает к нам в живот. Давайте попробуем.

Дыхательная гимнастика - упражнение «Погончики» по Стрельниковой.

И. П – стоя ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

- вдох носом, плавно поворачиваем голову к правому плечу, выдох через рот, голову прямо, вдох, плавный поворот к левому плечу, выдох.

Воспитатель – дети, а к нам пришел необычный гость.

- Вот он.

- Что это?

-Шарик (ответ детей)

- Он худой, маленький, его можно спрятать в ладошку, вот так (показать) .

Наш гость хочет, чтобы я его надула воздухом (надуваем) .

- Ребята, какой стал шарик?

- Круглый, большой (ответы детей) .

- Шарик легкий или тяжелый?

- Легкий (ответ детей)

- А как вы думаете почему, что у него внутри?

- Потому, что внутри воздух (ответ детей) .

- Давайте послушаем, какой звук издает шарик, когда воздух из него выходит.

Дети все вместе произносят звук ш-ш-ш-ш.

Детям предлагается нарисовать воздух в виде шарика, так как воздух мы не видим, но он есть в воздушном шарике.

Звучит музыка и входит «Мойдодыр»

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки.

К вам спешил я в детский сад,

Всех я вас увидеть рад!

Я великий умывальник.

Знаменитый Мойдодыр.

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Отвечайте мне.

Вы здоровенькие? Да (показывают)

Вы чистенькие? Да.

С мыло дружите? Да.

С водой дружите? Да.

- Покажите-ка, как вы дружите с водой, как моете руки (показ детьми правила мытья рук) .

- А где можно встретить воду?

- В реке, ручейке, океане… (ответы детей) .

- А какие предметы личной гигиены вы знаете?

- Расческа, мыло, зубная щетка, паста, зубной порошок…. (ответы детей) .

- А отгадаете ли вы мои загадки?

Загадки:

Зубастая пила, в лес густой пошла

Весь лес обходила, ничего не спилила

(расческа)

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит

(зубная щетка)

Гладко и душисто, моет очень чисто,

Нужно, чтоб у каждого было. Что это? (мыло) .

Она помогает нам чистыми стать

И вымыть полы и белье постирать

(вода)

- Ну, молодцы, теперь я уверен, что вы всегда будете следить за чистотой своего тела, за своим здоровьем и оставаться здоровыми. До свидания ребята.

Детям предлагается нарисовать воду (ручеек, в это время звучит запись «Звуки природы» - весенний ручеек.

Воспитатель: - Ребята, вот наше путешествие и подошла к концу, нам пора отправляться в детский сад, давайте займем свои места в вагончиках.

Поехали:

Вот поезд наш мчится

Колеса стучат, а в поезде

Этом ребята сидят

Чух-чух, чух-чух,

а в поезде этом ребята сидят.

Чууух.

Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите что вы узнали, кого мы можем назвать нашими лучшими друзьями?

- Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья (говорят дети) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии "Тайны Кощея Бессмертного"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошокольного возраста....

занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи:  1. Формировать у детей  знания о  своем организме, о том,...

"Валеология и её музыкальные особенности"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля детей среднего дошкольного возраста«Приключения Кота Музика в Мышином королевстве»     Актуальность.     Забота ...

Конспект занятия по валеологии на тему"Неболейка"

Этот конспект направлен на то, чтобы самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления, закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....

Перспективный план по валеологии для старшего дошкольного возраста по валеологии .

Перспективный план по валеологии подготовительной группы компенсирующего вида . М-ц       Тема занятия            Цели и задачиСодержание р...