Проект "Букварь здоровья"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Творческо-информационный проект для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove.docx33.26 КБ
Файл prezentatsiya_proekta_bukvar_zdorovya_3.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к проекту

 « Букварь здоровья»

В настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой этого являются ежедневные утренние гимнастики, физкультурные и музыкальные занятия, праздники и досуги для детей, закаливающие  процедуры.

Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни:

  • Рациональный режим.
  • Правильное питание
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми  самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены

Наибольшую актуальность такая работа приобретает в связи с ухудшением здоровья детей в нашей стране, часто обусловленного индивидуальными предпосылками (ранняя алкоголизация, увлеченность компьютерными играми, малоподвижный образ жизни детей и т.д.)

Предложенный проект   разработан  на основе материалов учебного пособия «Букварь здоровья» (Баль Л.В., Ветрова В.В.) и включает в себя  цикл   профилактических тренингов для детей 6-8 лет, содержащих основные правила здорового образа жизни «Путешествие по стране здоровья». Здесь сочетаются различные методы и формы работы, используется вспомогательный сказочный сюжет с сопровождающими персонажами.        Слово «тренинг» происходит от английского «train» - обучать, дрессировать. В самом широком смысле под тренингом обычно понимают активные формы усвоения знаний, познания себя и окружающего мира, формирования отдельных умений и навыков. С точки зрения содержания, круг задач, решаемых свойствами тренинга, широк и разнообразен, соответственно разнообразны и формы тренинга. Поэтому тренинг используется не только в решении психологических проблем, но и в обучении детей, школьников, подростков, молодежи, взрослых людей.

Тренинг является отличным средством социальной профилактики. Он не только информирует человека о проблеме. Тренинг - активное обучение дает ему возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Такой способ побуждает участников подойти к процессу обучения ответственно. Также обучающий тренинг делает процесс познания более эмоциональным и творческим.

Специфика тренинга заключается в том, что он, как активная форма  получения знаний, не воспринимается  детьми  как простое занятие. Неформальную обстановку общения здесь обеспечивает ведущий. Он общается на равных с участниками и является как бы частью группы.

Следующей характеристикой, отличающей тренинг от традиционных занятий, является необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг (тренинговый круг) является необходимым условием таких занятий. Круг обеспечивает доверительную атмосферу, позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться друг с другом и с ведущим .

Алгоритм занятий следующий:

1. Вводная часть — 2 мин.

2. Информационный (актуальность темы включена) — 10 мин.

3. Закрепление материала — 4 мин.

Физкультминутка — 2 мин.

4. Приобретение практических навыков — 10 мин.

5. Заключительная часть, выводы. - 2 мин.

В начале занятия также можно провести физкультминутку (особенно если дети перед занятием учились).

Каждое занятие рассчитано приблизительно на 30 минут.

  Также в проект включено много различных  форм : экскурсии, выставки, праздники, развлечения, просмотр видеоматериалов , совместные с родителями мероприятия, т.е. организованы все виды деятельности вокруг темы  «Формирование основ ЗОЖ»

Цель  проекта:

Создание необходимых условий, способствующих формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности.

Задачи:

  1. Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль, В.В. Ветрова «Букварь здоровья»
  2. Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым»
  3. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Ожидаемый результат:

1. Усвоение детьми теоретических и практических основ здорового образа жизни.

2. Самостоятельное выполнение детьми правил здорового образа жизни.

3. Разнообразие и конструктивная направленность досуга детей в детском саду и в семье

4. Эмоциональный подъем в коллективе, активизация работы пассивных детей.

Используемые методы:

− игра

− беседа

− моделирование

− «мозговой штурм»

− демонстрация наглядных пособий

− использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия)

-  экскурсии

-работа со схемой

- использование художественной  литературы,  детских энциклопедий.

- тренинг

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Букварь Здоровья»

Адресация проекта

Дети, воспитатели и родители воспитанников

Руководитель проекта

Крысько С.Б.,  воспитатель МБДОУ №19

Участники проекта

Дети старшей группы

Возраст воспитанников

5-6 лет

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

творческо-информационный

По количеству участников: групповой;

По продолжительности:  долгосрочный

По профилю знаний:  межпредметный

По уровню контактов:  на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Формирование привычки к здоровому образу жизни

Задачи проекта

1. Разработать цикл профилактических тренингов  на основе здоровьесберегающей технологии Л. Баль, В. Ветрова «Букварь здоровья»

2.Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий

« Как стать здоровым»

3.Создать картотеку физминуток

4. Создать видеотеку «Здоровей-ка»

5. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Ресурсы проекта

Необходимое  обеспечение:

-методические материалы: « Букварь здоровья» Л. Баль, В. Ветрова; ШорыгинаТ.А «Беседы о здоровье»,Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду»

-Художественная литература: В. Катаев» «Цветик-семицветик», «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и т.д.

-Фото материалы: Фотоальбом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

-электронные ресурсы(материалы сети интернет)

-детские энциклопедии

Предполагаемые продукты проекта

Ожидаемые положительные результаты проекта:

 Продукты деятельности педагогов:

  • Серия игровых занятий и наглядных пособий « Как стать здоровым»
  • Картотека физминуток.
  • Дидактические игры «Полезные и вредные продукты»,
  • Картотека подвижных игр и пальчиковых гимнастик
  • Конспект развлечения «Путешествие в страну Здоровья»
  • Консультации для родителей «Здоровье без лекарств», «Безобидные сладости», « На природу в лес пойдём»
  • Альбом «Лекарственные растения»
  • Комплекс упражнений для глаз
  • Музыка для проведения утренней гимнастики

Продукты  деятельности детей:

  • Выставка детских работ «Здоровый и больной человек»
  • Муляжи овощей и фруктов , сделанных из солёного теста
  • Книжки-малышки «Витамины и полезные продукты»

       Продукты деятельности родителей:

  • Стенгазеты «Папа, мама, я - спортивная семья» фотоматериалы
  • Фотоальбом «Как мы отдыхаем летом. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
  • Видеотека «Как устроен человек»»
  • Дорожки здоровья
  • Сбор народных рецептов «Бабушкины рецепты»

Этапы работы над проектом.

Этапы работы

Продолжительность

Содержание работы

Ответственный за реализацию

Предполагаемый результат

Вводный

Цель: Способствовать развитию интереса к деятельности

1 день

 Вводная беседа

Цель: выявление  знаний  о здоровье, постановка проблемы и определение схемы пути познания.

Блок 1 — вводная часть. Введение в тему курса, установление правил поведения, знакомство с героями

(Пример: «Ребята, познакомьтесь, это брат и сестра, Женя и Витя.  Однажды Витя наелся снега и сильно заболел. Когда Витя поправился, ребята решили совершить путешествие в страну здоровья, чтобы узнать — как быть здоровым, что нужно кушать, как правильно отдыхать и учить уроки, где и как лучше гулять... И я приглашаю вас полететь в страну здоровья вместе с нашими героями. Много городов мы посетим, много нового узнаем, но нам нужно быть очень внимательными, чтобы ничего не прослушать, все запомнить, а также активно отвечать на вопросы и участвовать в играх.)

Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Что такое здоровье?» (вариант сюжета: «У ворот страны здоровья Женя и Витя встретили стражника, и он сказал, что не пропустит их в страну здоровья, пока они не ответят на его вопросы»

Воспитатель показывает карту - схему Страны Здоровья и предлагает детям  изучить эту страну, путешествуя по ней.

Карту нужно повесить в группе на видном месте и отмечать красными флажками те места(города) , где уже побывали.

Воспитатель

старшей группы

Крысько С.Б.

Интерес  у детей к происходящему и стимул к познавательной деятельности.

План-схема  последовательности  изучения материала

Обучающий

Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖО главных составляющих здоровья, развивать логическое мышление детей и способность анализировать.

2 недели

Познавательный цикл:

  • Профилактические тренинги

Цель: вызвать у детей интерес к приобретению знаний о  человеке и его здоровье; обобщить и систематизировать , а также расширить представления о спорте, видах спорта;

  1. «Режим дня »

Цель:  систематизировать знания о режиме дня и  его значении в укреплении здоровья

  1. «Хороший сон»

Цель: закрепить знания детей о частях суток, объяснить детям, что значит для человека сон и какую роль он играет для здоровья человека.

  1. «Утро. Гигиена»

Цель: закрепить знания о культурно-гигиенических навыках, объяснить высказывание «Чистота – залог здоровья»

  1. «Правильное питание»

Цель: обогатить знания детей о правильной и здоровой пище, о вредных и полезных продуктах, познакомить с органами пищеварения

  1. «Занятия и отдых»

Цель: научить детей правильной смене деятельности ( труд – отдых), познакомить с разными видами гимнастик.

  1. «Безопасность в быту»

Цель: закрепить знания  правил безопасного поведения  дома и в детском саду, систематизировать знания об опасных предметах и правилах обращения с опасными предметами.

  1. «Улица полна неприятностей»

Цель:  закрепить знания  правил дорожного движения,  рассказать о том, какой вред здоровью человека может принести дорожное происшествие.

  • Видеотека « Как устроен человек?

-для чего выделяется слюна

-почему я потею

-почему болят зубы

-зачем мыться

-повышенная температура и т. д

  • Беседы о здоровье

Цель: закрепить знания о  здоровом образе жизни.

-«Какие бывают привычки?»

-«Пожалей свою бедную кожу»

-«Зачем нужна еда?»

- «Мой режим дня»

-«Береги здоровье смолоду»

- «Наша осанка»

-«Какими бывают болезни?»

  • Экскурсии

-на кухню

-в аптеку

Воспитатели старшей  группы

Конспекты  профилактических тренингов

Диск с видео- занятиями

Конспект беседы

Конспект экскурсии

Практический

Цель: способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения здорового образа жизни детей ;

Способствовать самостоятельной заботе о своём здоровье и личной безопасности.

1 неделя

Работа с наглядным материалом:

Цель: Развивать наблюдательность, мыслительные процессы(сравнение, различение, обобщение и анализ), логическое мышление; обогащать речь детей, расширять кругозор, вовлекать в процесс приобретения знаний.

  • Просмотр мультфильмов « Адибу. Как устроен человек»
  • Выставка детских творческих работ «Здоровый и больной человек», «Овощи и фрукты - полезные продукты»
  • Оформление выставки стенгазет «ЗОЖ в нашей семье»
  • Выставка книг о здоровье, в т. ч. энциклопедии для детей
  • Создание альбома «Здоровые зубы – красивая улыбка»
  • Моделирование

Цель: учить детей замещать реальный объект (предмет), его изображение  каким - либо  условным знаком;

Моделирование фигуры человека

  • Дидактические игры.

Цель: способствовать развитию познавательной деятельности

  1. «Чудесный мешочек»
  2.  «Съедобное – несъедобное»
  3. «Чьи зубки самые белые»
  4. «Мамино угощение»
  5. Разгадывание сканвордов и кроссвордов по теме проекта.
  6. «Лицо в зеркале»

Воспитатели

.

Родительский комитет

Крысько С.Б.

видеотека

Конкурс стенгазет

Фотоальбом «Волшебное разноцветье»

Модели площадей

 Серия дидактических игр

Творческий

Цель: обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников

1 неделя

Творческие литературные и музыкальные встречи.

Цель: формировать литературно-образное восприятие произведений разных жанров; развивать поэтический слух, чувство языка и словесного творчества детей, обогащать художественно-изобразительными средствами речь детей; вызвать эмоциональное восприятие литературных и музыкальных произведений.

  • «Страна загадок»
  • «В гостях у природы»
  • Дни радостных встреч: «Встреча с Витаминкой», «Встреча с Витей и Женей – героями сказки «Цветик – семицветик»
  • Спортивно- музыкальные развлечения

  • Праздник « Путешествие в Страну здоровья» (с участием родителей)

Музыкальный руководитель

Горбунова Н. А.

Физрук

 Лаптев А. В.

Воспитатели

Крысько С.Б.

Ильиных И. М.

Серия загадок о  здоровье

«Лекарственные растения» (подбор иллюстраций»

Конспекты развлечений

Конспект , фотоматериалы, видеозапись


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста посредством разработки и реализации проекта «Букварь Здоровья» Автор: Крысько Светлана Борисовна, МБДОУ №19 « Веселинка »

Слайд 4

Вывод : в результате работы над проектом уровень отношения к своему здоровью у детей увеличился на 40%; у детей появился интерес и желание узнать больше о здоровье. Диагностика детей. Анкетирование родителей

Слайд 6

Задачи: Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль , В.В. Ветрова «Букварь здоровья» Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым» Создать видеотеку «Здоровей-ка» Создать картотеку физминуток Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Слайд 8

Этапы проекта: 1. Вводный Цель : способствовать развитию интереса к деятельности 2. Обучающий Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖ, о главных составляющих здоровья 3. Практический Цель : способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения ЗОЖ. 4.Творческий Цель : обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников

Слайд 9

Схема «Страна Здоровья»

Слайд 10

Основные задачи тренинга Передать детям информацию о правилах ЗОЖ. Обучить детей практическим навыкам ЗОЖ. Способствовать самостоятельной заботе детей о своем здоровье и личной безопасности.

Слайд 12

Алгоритм проведения тренинга: Вводная часть - 2 мин. Информационный блок - 10 мин. Закрепление материала - 4 мин. Физминутка - 2 мин. Приобретение физических навыков -10 мин. Заключительная часть, выводы - 2 мин.

Слайд 13

Цикл Тренингов «Режим дня» «Хороший сон» «Утро. Гигиена» «Правильное питание» «Занятия и отдых» «Безопасность в быту» «Улица полна неприятностей» «Береги природу»

Слайд 14

Профилактический тренинг «Правильное питание»

Слайд 19

«Режим дня»

Слайд 22

Дидактические игры. Упражнение «Болезнь куклы»

Слайд 24

Беседы о здоровье «Какие бывают привычки?» «Пожалей свою бедную кожу» «Зачем нужна еда» «Мой режим дня» «Береги здоровье смолоду» «Наша осанка» и др.

Слайд 25

Дорожки здоровья, закаливание.

Слайд 26

Походы в тундру, соревнования, развлечения.

Слайд 27

Выставка творческих работ «Здоровый и больной ребёнок»

Слайд 28

Конкурс семейных газет

Слайд 29

ЗОЖ в Семье Шергиных

Слайд 30

Зож в Семье Трусовых

Слайд 31

Зож в Семье Пыжовых

Слайд 32

Зож в Семье Сайбаталовых

Слайд 33

Зож в Семье Семяшкиных

Слайд 34

Зож в Семье Филипповых

Слайд 35

Альбом « Неболейка »

Слайд 36

«в гостях у природы»

Слайд 37

развлечение «Путешествие в страну «Здоровья»

Слайд 42

Наши олимпийские надежды

Слайд 43

Конкурс « Супер – мама»

Слайд 47

Информационнные ресурсы Мартынов С. М. 2Здоровье ребёнка в ваших руках» М. Просвещение 1999 Яковлева Т. С. « Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» М. Школьная пресса, 2007 Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду» Бабенкова Е. А. « Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье» М. Вентана – Граф. 2004 Маханёва М. Д. «Воспитание здорового ребёнка» М. Аркти , 2000 Баль Л. В., Ветрова В. В. «Букварь здоровья» Аверина Н. Е. «Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ» М. Айрис- пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...