Проект "Букварь здоровья"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Творческо-информационный проект для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorove.docx | 33.26 КБ |
prezentatsiya_proekta_bukvar_zdorovya_3.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к проекту
« Букварь здоровья»
В настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой этого являются ежедневные утренние гимнастики, физкультурные и музыкальные занятия, праздники и досуги для детей, закаливающие процедуры.
Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:
- Рациональный режим.
- Правильное питание
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены
Наибольшую актуальность такая работа приобретает в связи с ухудшением здоровья детей в нашей стране, часто обусловленного индивидуальными предпосылками (ранняя алкоголизация, увлеченность компьютерными играми, малоподвижный образ жизни детей и т.д.)
Предложенный проект разработан на основе материалов учебного пособия «Букварь здоровья» (Баль Л.В., Ветрова В.В.) и включает в себя цикл профилактических тренингов для детей 6-8 лет, содержащих основные правила здорового образа жизни «Путешествие по стране здоровья». Здесь сочетаются различные методы и формы работы, используется вспомогательный сказочный сюжет с сопровождающими персонажами. Слово «тренинг» происходит от английского «train» - обучать, дрессировать. В самом широком смысле под тренингом обычно понимают активные формы усвоения знаний, познания себя и окружающего мира, формирования отдельных умений и навыков. С точки зрения содержания, круг задач, решаемых свойствами тренинга, широк и разнообразен, соответственно разнообразны и формы тренинга. Поэтому тренинг используется не только в решении психологических проблем, но и в обучении детей, школьников, подростков, молодежи, взрослых людей.
Тренинг является отличным средством социальной профилактики. Он не только информирует человека о проблеме. Тренинг - активное обучение дает ему возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Такой способ побуждает участников подойти к процессу обучения ответственно. Также обучающий тренинг делает процесс познания более эмоциональным и творческим.
Специфика тренинга заключается в том, что он, как активная форма получения знаний, не воспринимается детьми как простое занятие. Неформальную обстановку общения здесь обеспечивает ведущий. Он общается на равных с участниками и является как бы частью группы.
Следующей характеристикой, отличающей тренинг от традиционных занятий, является необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг (тренинговый круг) является необходимым условием таких занятий. Круг обеспечивает доверительную атмосферу, позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться друг с другом и с ведущим .
Алгоритм занятий следующий:
1. Вводная часть — 2 мин.
2. Информационный (актуальность темы включена) — 10 мин.
3. Закрепление материала — 4 мин.
Физкультминутка — 2 мин.
4. Приобретение практических навыков — 10 мин.
5. Заключительная часть, выводы. - 2 мин.
В начале занятия также можно провести физкультминутку (особенно если дети перед занятием учились).
Каждое занятие рассчитано приблизительно на 30 минут.
Также в проект включено много различных форм : экскурсии, выставки, праздники, развлечения, просмотр видеоматериалов , совместные с родителями мероприятия, т.е. организованы все виды деятельности вокруг темы «Формирование основ ЗОЖ»
Цель проекта:
Создание необходимых условий, способствующих формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности.
Задачи:
- Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль, В.В. Ветрова «Букварь здоровья»
- Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым»
- Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»
Ожидаемый результат:
1. Усвоение детьми теоретических и практических основ здорового образа жизни.
2. Самостоятельное выполнение детьми правил здорового образа жизни.
3. Разнообразие и конструктивная направленность досуга детей в детском саду и в семье
4. Эмоциональный подъем в коллективе, активизация работы пассивных детей.
Используемые методы:
− игра
− беседа
− моделирование
− «мозговой штурм»
− демонстрация наглядных пособий
− использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия)
- экскурсии
-работа со схемой
- использование художественной литературы, детских энциклопедий.
- тренинг
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Букварь Здоровья» |
Адресация проекта | Дети, воспитатели и родители воспитанников |
Руководитель проекта | Крысько С.Б., воспитатель МБДОУ №19 |
Участники проекта | Дети старшей группы |
Возраст воспитанников | 5-6 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: творческо-информационный По количеству участников: групповой; По продолжительности: долгосрочный По профилю знаний: межпредметный По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | Формирование привычки к здоровому образу жизни |
Задачи проекта | 1. Разработать цикл профилактических тренингов на основе здоровьесберегающей технологии Л. Баль, В. Ветрова «Букварь здоровья» 2.Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий « Как стать здоровым» 3.Создать картотеку физминуток 4. Создать видеотеку «Здоровей-ка» 5. Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение развлечения «Путешествие в страну здоровья» |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: -методические материалы: « Букварь здоровья» Л. Баль, В. Ветрова; ШорыгинаТ.А «Беседы о здоровье»,Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду» -Художественная литература: В. Катаев» «Цветик-семицветик», «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и т.д. -Фото материалы: Фотоальбом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» -электронные ресурсы(материалы сети интернет) -детские энциклопедии |
Предполагаемые продукты проекта | Ожидаемые положительные результаты проекта: Продукты деятельности педагогов:
Продукты деятельности детей:
Продукты деятельности родителей:
|
Этапы работы над проектом.
Этапы работы | Продолжительность | Содержание работы | Ответственный за реализацию | Предполагаемый результат |
Вводный Цель: Способствовать развитию интереса к деятельности | 1 день | Вводная беседа Цель: выявление знаний о здоровье, постановка проблемы и определение схемы пути познания. Блок 1 — вводная часть. Введение в тему курса, установление правил поведения, знакомство с героями (Пример: «Ребята, познакомьтесь, это брат и сестра, Женя и Витя. Однажды Витя наелся снега и сильно заболел. Когда Витя поправился, ребята решили совершить путешествие в страну здоровья, чтобы узнать — как быть здоровым, что нужно кушать, как правильно отдыхать и учить уроки, где и как лучше гулять... И я приглашаю вас полететь в страну здоровья вместе с нашими героями. Много городов мы посетим, много нового узнаем, но нам нужно быть очень внимательными, чтобы ничего не прослушать, все запомнить, а также активно отвечать на вопросы и участвовать в играх.) Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Что такое здоровье?» (вариант сюжета: «У ворот страны здоровья Женя и Витя встретили стражника, и он сказал, что не пропустит их в страну здоровья, пока они не ответят на его вопросы» Воспитатель показывает карту - схему Страны Здоровья и предлагает детям изучить эту страну, путешествуя по ней. Карту нужно повесить в группе на видном месте и отмечать красными флажками те места(города) , где уже побывали. | Воспитатель старшей группы Крысько С.Б. | Интерес у детей к происходящему и стимул к познавательной деятельности. План-схема последовательности изучения материала |
Обучающий Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖО главных составляющих здоровья, развивать логическое мышление детей и способность анализировать. | 2 недели | Познавательный цикл:
Цель: вызвать у детей интерес к приобретению знаний о человеке и его здоровье; обобщить и систематизировать , а также расширить представления о спорте, видах спорта;
Цель: систематизировать знания о режиме дня и его значении в укреплении здоровья
Цель: закрепить знания детей о частях суток, объяснить детям, что значит для человека сон и какую роль он играет для здоровья человека.
Цель: закрепить знания о культурно-гигиенических навыках, объяснить высказывание «Чистота – залог здоровья»
Цель: обогатить знания детей о правильной и здоровой пище, о вредных и полезных продуктах, познакомить с органами пищеварения
Цель: научить детей правильной смене деятельности ( труд – отдых), познакомить с разными видами гимнастик.
Цель: закрепить знания правил безопасного поведения дома и в детском саду, систематизировать знания об опасных предметах и правилах обращения с опасными предметами.
Цель: закрепить знания правил дорожного движения, рассказать о том, какой вред здоровью человека может принести дорожное происшествие.
-для чего выделяется слюна -почему я потею -почему болят зубы -зачем мыться -повышенная температура и т. д
Цель: закрепить знания о здоровом образе жизни. -«Какие бывают привычки?» -«Пожалей свою бедную кожу» -«Зачем нужна еда?» - «Мой режим дня» -«Береги здоровье смолоду» - «Наша осанка» -«Какими бывают болезни?»
-на кухню -в аптеку | Воспитатели старшей группы | Конспекты профилактических тренингов Диск с видео- занятиями Конспект беседы Конспект экскурсии |
Практический Цель: способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения здорового образа жизни детей ; Способствовать самостоятельной заботе о своём здоровье и личной безопасности. | 1 неделя | Работа с наглядным материалом: Цель: Развивать наблюдательность, мыслительные процессы(сравнение, различение, обобщение и анализ), логическое мышление; обогащать речь детей, расширять кругозор, вовлекать в процесс приобретения знаний.
Цель: учить детей замещать реальный объект (предмет), его изображение каким - либо условным знаком; Моделирование фигуры человека
Цель: способствовать развитию познавательной деятельности
| Воспитатели . Родительский комитет Крысько С.Б. | видеотека Конкурс стенгазет Фотоальбом «Волшебное разноцветье» Модели площадей Серия дидактических игр |
Творческий Цель: обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников | 1 неделя | Творческие литературные и музыкальные встречи. Цель: формировать литературно-образное восприятие произведений разных жанров; развивать поэтический слух, чувство языка и словесного творчества детей, обогащать художественно-изобразительными средствами речь детей; вызвать эмоциональное восприятие литературных и музыкальных произведений.
| Музыкальный руководитель Горбунова Н. А. Физрук Лаптев А. В. Воспитатели Крысько С.Б. Ильиных И. М. | Серия загадок о здоровье «Лекарственные растения» (подбор иллюстраций» Конспекты развлечений |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вывод : в результате работы над проектом уровень отношения к своему здоровью у детей увеличился на 40%; у детей появился интерес и желание узнать больше о здоровье. Диагностика детей. Анкетирование родителей
Задачи: Разработать цикл профилактических тренингов на основе методического пособия Л. В. Баль , В.В. Ветрова «Букварь здоровья» Разработать серию игровых заданий и наглядных пособий «Как стать здоровым» Создать видеотеку «Здоровей-ка» Создать картотеку физминуток Укрепление сотрудничества с родителями в вопросах оздоровления детей. Проведение совместного развлечения «Путешествие в страну здоровья»
Этапы проекта: 1. Вводный Цель : способствовать развитию интереса к деятельности 2. Обучающий Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о строении организма человека, о ЗОЖ, о главных составляющих здоровья 3. Практический Цель : способствовать накоплению опыта и практических навыков ведения ЗОЖ. 4.Творческий Цель : обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников
Схема «Страна Здоровья»
Основные задачи тренинга Передать детям информацию о правилах ЗОЖ. Обучить детей практическим навыкам ЗОЖ. Способствовать самостоятельной заботе детей о своем здоровье и личной безопасности.
Алгоритм проведения тренинга: Вводная часть - 2 мин. Информационный блок - 10 мин. Закрепление материала - 4 мин. Физминутка - 2 мин. Приобретение физических навыков -10 мин. Заключительная часть, выводы - 2 мин.
Цикл Тренингов «Режим дня» «Хороший сон» «Утро. Гигиена» «Правильное питание» «Занятия и отдых» «Безопасность в быту» «Улица полна неприятностей» «Береги природу»
Профилактический тренинг «Правильное питание»
«Режим дня»
Дидактические игры. Упражнение «Болезнь куклы»
Беседы о здоровье «Какие бывают привычки?» «Пожалей свою бедную кожу» «Зачем нужна еда» «Мой режим дня» «Береги здоровье смолоду» «Наша осанка» и др.
Дорожки здоровья, закаливание.
Походы в тундру, соревнования, развлечения.
Выставка творческих работ «Здоровый и больной ребёнок»
Конкурс семейных газет
ЗОЖ в Семье Шергиных
Зож в Семье Трусовых
Зож в Семье Пыжовых
Зож в Семье Сайбаталовых
Зож в Семье Семяшкиных
Зож в Семье Филипповых
Альбом « Неболейка »
«в гостях у природы»
развлечение «Путешествие в страну «Здоровья»
Наши олимпийские надежды
Конкурс « Супер – мама»
Информационнные ресурсы Мартынов С. М. 2Здоровье ребёнка в ваших руках» М. Просвещение 1999 Яковлева Т. С. « Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» М. Школьная пресса, 2007 Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» Аксёнова З.Ф. «Спортивные праздники в детском саду» Бабенкова Е. А. « Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье» М. Вентана – Граф. 2004 Маханёва М. Д. «Воспитание здорового ребёнка» М. Аркти , 2000 Баль Л. В., Ветрова В. В. «Букварь здоровья» Аверина Н. Е. «Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ» М. Айрис- пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...