Конспект НОД "Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

топанова лариса евгеньевна

Конспект НОД "Наши помощники - органы чувств" для детей с нарушениями зрения, старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Наши помощники – органы чувств»

для детей с нарушениями зрения.

Старший дошкольный  возраст

Цели. Помочь детям ближе познакомиться друг с другом, научить общаться друг с другом.

Задачи. Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем мир. Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния. Повышать интерес к своим свер-стникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге. Воспи-тывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Планируемый результат. Формирование у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья. Формирование у дошкольников элементарных знаний, умений, навыков валеологического характера.

Организационный момент

Педагог. Дети, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие и посетим Институт здоровья. Мы побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.) Да, уши, глаза, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Основная часть занятия

Педагог. Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуется в этой лаборатории.

              Два брата на одной голове живут,

              Все слышат, а друг друга не видят.

Дети. Это уши.

Педагог. Да, в этой лаборатории изучают ухо. (Тихо.) Все сядьте на стульчики. (Дети садятся.) А почему вы сели?

Дети. Потому что услышали, что вы сказали.

Педагог. Чем вы это услышали? (Ответы детей.) Дети, а для чего нам нужны уши? (Ответы детей.) Какие правила нужно помнить, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)

  • Игра «Узнай по голосу»

Дети стоят в кругу, один ребенок в центре. Идут по кругу и говорят:                 ... (имя ребенка, который стоит в центре круга), ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Ребенок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место в центре круга. Игра повторяется.

Педагог. А теперь перейдем в следующую лабораторию. Отгадайте загадку: «Между двух светил в середине я один».

Дети. Это нос.

Педагог. Дети, зачем нужен нос? (Ответы детей.)

  • Дыхательное упражнение

Педагог. Представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните. (Дети выполняют упражнение.)

Педагог. Вы сказали, что нос помогает определить разные запахи. Сейчас мы это проверим.

  • Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавтам необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями отклеились. Детям нужно определить, что находится в каждой баночке: шоколад, апельсин, лук, лимон. Дети нюхают содержимое банок и называют его.

Педагог. Отгадайте следующую загадку:

На ночь два оконца, сами закрываются,  

А с восходом солнца сами открываются.

Дети. Это глаза.

Педагог. Да, в этой лаборатории изучают глаза. А для чего нам нужны глаза?

(Ответы детей.) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей.) Если заболят глаза, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.

  • Зрительная гимнастика. Офтальмотренажер «Метелки»

На расслабление мышц глаз, на снятие  напряжения. Дети часто моргают, не напрягая глаза, на счет 1 – 5 (4-5 раз). Можно сопровождать моргание проговариванием текста:

Вы метелки усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите.  

Педагог. А знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? (Ответы детей.) Посмотрите, глаза у всех нас отличаются цветом и формой. А какого цвета глаза у вашего соседа слева и справа? (Ответы детей.)

Педагог. В следующей лаборатории изучают орган чувств язык. Дети, для чего нам нужен язык? (Ответы детей.) А сейчас мы с вами поиграем с язычком.

  • Артикуляционная гимнастика
  1. «Часики»: открыть рот и медленно двигать языком влево-вправо до уголков рта (8 – 10 раз).
  2. «Лошадка»: поцокать языком.

Педагог. Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определенный вкус. Какие вкусы вы знаете? (Ответы детей.)

А что бывает сладким, кислым, горьким, соленым? (Ответы детей.)

  • Игра «Определи на вкус»

Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфету. Дети выполняют задание.

Педагог. Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (Дети называют свои имена)  А как вас будут называть, когда вырастете?

Дети. По имени-отчеству.

Педагог. Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться друг с другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.

  • Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Педагог произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как толь-ко звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».

Педагог. А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно? А когда грустно? (Ответы детей.) Покажите «радость» и «грусть» с помощью мимики и жестов. (Дети показывают.)

Педагог. Дети, а из-за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей.) Есть много способов помочь себе и другому человеку преодолеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.

  • Словесная игра «Волшебные слова»

Дети становятся в круг, передают друг другу воздушное сердце, говоря при этом добрые слова.

Педагог. А сейчас, возьмитесь за руки, друзья. Что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы детей.) Мы с вами оказались в лаборато-рии, где изучают последний орган чувств – руки.

  • Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные.

По очереди соединяют подушечки пальцев с большим пальцем.

Педагог. Дети, а для чего нужны нам руки? (Ответы детей.)  Мы с вами уже так хорошо знаем друг друга, что сможем узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам.

  • Игра «Жмурки»

Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.

Заключительная часть

Педагог. Ребята, мы побывали с вами в Институте здоровья, поговорили о значимости органов чувств, которые мы с вами называем нашими помощниками.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы уходя?..

(Дети называют слова прощания.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...

Конспект комплексного занятия "Наши помощники- органы чувств"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области» Конспект  открытого комплексного занятия. Образовательная область...

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в средней группе на тему: «Наши помощники-органы чувств»

] .Закрепить знания об органах чувств.2.Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.3.Воспитывать потребность быть здоровым.4.Учить переда...

Конспект НОД на тему "Наши помощники - органы чувств" для среднего дошкольного возраста.

И. М. Сеченов называл органы чувств «щупалами мозга». Восприятие изменений в окружающей среде производится всеми высокоорганизованными животными и человеком при помощи органов чувств. Однако, для того...