Консультация для воспитателей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Активные формы отдыха»
Подготовила руководитель структурного подразделения МОУ ООШ№2 - детский сад «Ромашка» Пономарева О.В.
2015-2016 учебный год
Эффективность учебно-воспитательного процесса в ДОУ зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы; при этом особенно важно рационально чередовать разные виды деятельности детей с активным отдыхом (спортивные праздники. Совместные праздники с родителями, физкультурные досуги. Развлечения, походы). Активный отдых в комплексе с другими воспитательными средствами закладывает основы гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей выносливости, смелости, ловкости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети. С одной стороны, закрепляют, совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях. А с другой – в интересной. Увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с ними традициями, расширяют кругозор в области спорта.
Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Достижение этой цели включает решение оздоровительных и воспитательных задач.
К оздоровительным задачам относятся охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности и работоспособности, создание бодрого и жизнерадостного настроения.
Образовательные задачи включают закрепление, совершенствование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и выразительности двигательных действий, формирование основ праздничной культуры.
Решение воспитательных задач напрвлено на формирование у детей стремления к систематическим занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни.
Спортивные праздники, досуги, развлечения – основные формы активного отдыха. При их планировании педагог подбирает упражнения, подвижные игры, конкурсы, эстафеты, строго дозируя нагрузку.
В схематичном плане спортивного развлекательного мероприятия можно условно выделить три части: подготовительную, основную, заключительную. Задачи подготовительной части: организовать детей и психологически настроить их на предстоящую деятельность – пробудить интерес, создать праздничную атмосферу; разогреть мышцы, сделать подвижными суставы. В ходе основной части закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают их физические качества, тренируют различные мышечные группы, продолжают учить согласовывать свои движения с движениями других детей. Заключительная часть строится так, чтобы дети постепенно вернулись в спокойное состояние (нормализация пульса, поддержание положительных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения).
Содержание подготовительной части составляют общеразвивающие упражнения. Они призваны подготовить организм к предстоящей нагрузке, повысить его работоспособность. Упражнение группируется в комплексы, обеспечивающие нагрузку на основные группы мышц. Их подбирают по принципу сверху вниз (для мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, нижних конечностей), а также на основе использования гимнастических предметов. При составлении комплексов необходимо учитывать возрастные особенности детей. Чем старше дети, тем больше можно использовать упражнений, повторов, увеличивать темп; сами упражнения становятся более сложными, изменяются требования к качеству их выполнения.
Содержание основной части разнообразно – это и ранее разученные движения, эстафеты, подвижные игры, встречи со сказочными героями, зрелищные спортивные номера, хороводы, стихи, загадки, викторины по теме праздника. Подвижные игры, эстафеты особенно любимы детьми, требуют находчивости, смекалки, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки.
В играх-эстафетах команды состязаются в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Действия отдельных игроков подчинены интересам команды. В играх-эстафетах, в основе которых лежат основные виды движений, дети учатся думать не только о своих результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
При подборе игр-эстафет надо помнить: участвуя в них, дети возбуждаются. Поэтому не рекомендуется включать кувырки на скорость, бег по узкой опоре, спуск с каната на скорость и другие подобные упражнения. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности, исключающие возможность травматизма. При делении на команды (10-12детей) нужно стараться, чтобы не было заведомо сильной или слабой.
В содержании заключительной части обычно включают малоподвижные игры, танцы со сказочным персонажем, подведении итогов, при этом поощряют правильное выполнение заданий, четкие действия, честность в спортивной борьбе. При оценке коллективных упражнений в играх-эстафетах необходимо отметить успехи всех команд и стремление каждого участника внести вклад в общую победу. Это необходимо для воспитания чувства товарищества, ответственности, дружелюбия. Команды награждаются грамотами по номинациям: «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая ловкая команда» и т.д. Все участники получают медали, памятные подарки (значки, календарики, блокноты, теннисные мячики и т.д.). Можно сфотографировать всех участников спортивного мероприятия, длительность которого определяется возрастом дошеольников: 35 мин. Для детей 4-5 лет, 60 мин. Для детей 6-7 лет.
Пешеходные походы также являются одной из форм активного отдыха. Они создают благоприятные условия для оздоровления детей, познания нового, воспитания любви к природе, дают заряд бодрости, хорошего настроения и оптимизма, формируют чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость. Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному сценарию. Длительность летнего похода – 3 часа, зимние путешествия короче – 2 часа.
Есть еще одна форма активного отдыха – совместные спортивные праздники с родителями. Они укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, любовью, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (как правило, дети впервые именно на спортивном празднике видят, как красиво родители делают разминку, как быстро бегают, как у них все ловко получаются). Содержание праздника включает физические упражнения, веселые эстафеты, парные эстафеты (ребенок – родитель), подвижные игры, загадки, викторины, встречи со сказочными героями, сюрпризы, а также показательные выступления детей. Совместные спортивные праздники проводят начиная со среднего дошкольного возраста. Они являются своего рода отчетом: чему научились дети за год, какие двигательные навыки приобрели.
Совместные переживания сближают, объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями. Дети чувствуют: их любят, о них заботятся, ими интересуются. Дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне. Сколько радости, счастья, гордости на лицах детей! Сегодня родители играют с нами, а бабушка с дедушкой «болеют» за нас. Как здорово! Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Почему? Побеждает дружба, проигравших нет, все старались, каждый приложил максимум усилий!
Успех любой формы активного отдыха зависит во многом зависит от четкой организации, включающей подготовку, проведения, подведения итогов.
Подготовка к спортивному мероприятию – это разработка сценария, распределения ролей, подбора музыкального сопровождения, оформления места проведения, изготовление эмблем, приглашений. Сценарии составляются в соответствии с требованиями программы обучения, возрастными особенностями детей, их двигательным опытом, задачами последующего обучения. Составляя сценарий, необходимо придерживаться следующих правил.
- Начало спортивного мероприятия должно быть ярким, торжественным, с постепенным развертыванием сюжета, нарастанием эмоционального подъема.
- Необходимо обеспечить чередование нагрузок разной интенсивности на протяжении всего спортивного мероприятия: подвижные игры, эстафеты разумно сочетать с более спокойными видами деятельности, с активным отдыхом. Любое спортивное торжество должно быть насыщено действиями, обеспечивающими достаточную нагрузку, проходить без длительных пауз, траты времени на организацию.
- Содержание игр и упражнений должно соответствовать времени года, погоде.
- Следует предусмотреть варианты постепенного усложнения знакомых детям упражнений, подвижных игр, с включением новых атрибутов, персонажей.
- Оборудование, инвентарь, предметы окружающей среды должны использоваться рационально.
- Нужно тщательно продумывать музыкальное оформление для каждого вида движения: парада участников соревнований, разминки, награждения, закрытия соревнований.
- Сценарий должен предусмотреть активное участие детей, для чего целесообразно использовать разные способы их организации.
- Следует обозначить порядок подведение итогов конкурсов, поощрение участников праздника.
Подготовка к празднику вызывает интерес к нему, создает положительный эмоциональный климат в группе, сплачивает детей и взрослых, объединяет их сотрудничеством (разучивают стихи, загадки, готовят танцевальный номер, участвуют в оформлении зала, группы). В день спортивного праздника красочное, соответствующее его тематике оформление (воздушные шары, флажки, детские рисунки, осенние листья и т.д.) вызывает у детей интерес к предстоящему событию, создает хорошее настроение: от предвкушения счастья ребенок переживает «завтрашнюю радость» (А.С. Макаренко).
Впечатления детства остаются на всю жизнь. Пусть одним из ярких воспоминаний о детстве будут спортивные праздники, наполненные эмоциональным подъемом, положительной энергией, радостью и необычностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...