Методические рекомендации к авторской программе "Жизнь без опасности"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Современный город – это своего рода джунгли, которые создают сотни ситуаций опасностей для маленького человечка, только что вступающего в новую жизнь. В этом мире опасностей, которые ежеминутно подстерегают ребенка недостаточно быть просто осторожным, надо уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций, по возможности избежать их или свести до минимума их последствия. А это целая наука, для постижение которой необходима школа – «Школа выживания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_bez_opasnosti.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по реализации
авторской программы «Жизнь без опасности»
Автор: Горошко Г.М..,
воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 15 г.Ставрополя
Сегодня человечество вступает в новое тысячелетия, ознаменовавшее глобальное изменение условий и качества жизни современного человека. Быстрое и нерегулируемое развитие различных производств, опасная деятельность химической, радиационной и гидроэнергетической отраслей промышленности и все это становится основными угрозами безопасности жизни современного человека. Кроме того, существуют и так называемые повседневные опасности - в дороге, на работе, дома, которые подстерегают нас постоянно.
Интенсивность, напряженность современного темпа жизни приводят к распространению стрессовых ситуаций, агрессивности, психических отклонений среди населения, вспышкам насилия, особенно по отношению к детям.
Современный город – это своего рода джунгли, которые создают сотни ситуаций опасностей для маленького человечка, только что вступающего в новую жизнь. В этом мире опасностей, которые ежеминутно подстерегают ребенка недостаточно быть просто осторожным, надо уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций, по возможности избежать их или свести до минимума их последствия. А это целая наука, для постижение которой необходима школа – «Школа выживания».
Выживание ребенка в современном мире во многом зависит от соблюдениями им правил поведения в обществе. Такие правила поведения дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Однако здоровье и безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, в стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Поэтому физическая и психологическая готовность к встрече с чрезвычайной ситуацией для человека чаще более значима, чем простые педагогические меры. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Предвидеть, что может случиться на улице, дома, во время землетрясения, пожара или обвала, во время взаимодействия с современными электрическими приборами - значит намного повысить шансы уцелеть в современном городе.
Начиная с того момента, как ребенок начинает ходить, он подвержен опасностям. Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. Однако необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на ваших детей и сделать их неуверенными, не способными преодолевать даже незначительные трудности. Но не нужно предоставлять им излишнюю самостоятельность, так как ребенок, оставленный без присмотра, в большей степени подвержен опасным происшествиям.
Особого внимания заслуживают многочисленные несчастные случаи «в четырех стенах» своего дома, так как чаще всего они происходят из-за халатности и несерьезного отношения. Нужно знать, откуда исходит реальная опасность, работая с газом или электричеством. Очень важно правильно пользоваться бытовыми электроприборами. Маленькая неосторожность может оказаться роковой. Научить ребенка упреждать опасность - наш долг перед самими ним и самим собой.
Ваш дом должен быть самым надежным местом, однако статистика свидетельствует, что именно здесь происходит большая часть несчастных случаев. Реклама хочет убедить нас, что наш дом не является гигиеничным, если он не сверкает чистотой, и в связи с этим предлагает токсичные средства для освежения стен, полов и мебели. Здесь должен восторжествовать здравый смысл.
Наибольшее внимание нужно уделить тому месту, где живут дети. Нельзя упускать из виду ничего, что может представлять для них опасность: от статуэток до электрических розеток и кастрюль на газовой плите. Ребенка нужно научить распознавать опасности и избегать их. Здесь важным элементом является здравый смысл и нет необходимости быть ни слишком снисходительным, ни слишком требовательным. Более того, нужно доверять ребенку, контролируя его и обучая пользованию любым предметом, который находится в доме. Если слишком много запрещать, не объясняя причин, ребенок будет делать обратное, демонстрируя тем самым свою смелость и самостоятельность.
Предвидеть опасность! По возможности избегать ее! При необходимости - действовать!
В условиях кризиса современной семьи, снижения педагогической культуры большинства российских семей, возрастающей роли средств массовой информации происходит ослабление ведущей роли семьи в воспитании и социальном развитии ребенка. В современном мире семья уже не может гарантировать обеспечение полной безопасности ребенка, от повседневных рисков, с которыми сталкиваются дети.
В этой связи большую роль смогут сыграть образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, способные одними из первых оказать квалифицированную помощь родителям в обеспечении безопасности своих детей в современных условиях и сформировать первоначальные знания об обеспечении безопасности собственной жизни.
Современная образовательная ситуация требует формирование новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, новых моделей взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений. Построение здоровосберегающей среды в рамках образовательного учреждения не будет отвечать актуальным потребностям в развитии творческой, свободной и самостоятельной личности, если специалисты дошкольных учреждений не будут опираться на поддержку и понимание со стороны родителей.
Создание здоровьесберегающей среды для полноценного развития личности ребенка неразрывно связанно с укреплением и развитием совместной работы ДОУ, семьи и общественности по обеспечению безопасного существования ребенка в современных условиях. У всех нас единая цель – сделать жизнь наших детей полноценной и безопасной.
Создавая свою программу «Жизнь без опасности» мы ориентировались, прежде всего, на поддержку родителей. Привлекая родителей и других взрослых к сотрудничеству, мы стараемся донести до них значимость создания здоровьесберегающей, безопасной среды не только в условиях дошкольного учреждения, но и дома, на улице, стимулировать формирование социально-психологической готовности к опасностям современной жизни.
Сотворчество с родителями обеспечивает эмоционально-личностное взаимодействие взрослых и детей, создает основы для важнейшей, особенно для ребенка дошкольного возраста, эмоциональной безопасности и комфортности в условиях семьи.
Программа «Жизнь без опасности» для детей дошкольного возраста разработана на основе государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в современном обществе.
Целью программы «Жизнь без опасности» является создание безопасной здоровьесберегющей среды для воспитания и развития личности ребенка в условиях семьи и ДОУ.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование здоровьеохранительного отношения ребенка к собственной жизни, физической и психологической готовности к встрече с экстремальными и чрезвычайными ситуациями.
- Вооружение детей знаниями и технологиями поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
- Консолидация усилий семьи, воспитателей и специалистов дошкольного учреждения по обеспечению безопасного развития индивидуальности ребёнка.
- Повышение воспитательного потенциала в области обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и создания здоровьесберегающей среды на основе активного включения их в образовательно-воспитательный процесс ДОУ.
- Повышение педагогического мастерства воспитателей и специалистов дошкольного учреждения по созданию здоровьесберегающей безопасной среды в условиях ДОУ
Реализация программы «Жизнь без опасности» осуществляется в нескольких направления:
Работа с детьми
Целью данного направления является формирование здоровьеохранительного отношения ребенка к собственной жизни, вооружения знаниями безопасной жизнедеятельности в современных условиях.
Реализация данного направления осуществляется во всем учебно-воспитательном процессе ДОУ. Отдельные программные задачи решаются в ходе занятий по ФИЗО, ознакомление с окружающим, на прогулках. Важное значение имеют и беседы воспитателя с детьми по правилам безопасного поведения в современном городе, в ходе проведения различных деловых игр и развлечений.
Работа с родителями воспитанников ДОУ
Целью данного направления работы является повышение педагогической культуры родителей в области обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и создания здоровьесберегающей среды
Основным содержанием данного направления работы является формирование ответственного отношения родителей к обеспечению безопасного существования ребенка, прежде всего, дома, знакомство родителей основными правилами с обеспечением основ безопасного существования ребенка.
Важным условием реализации данного направления работы является включение родителей в проведение совместных праздников и развлечений, позволяющих не только решать поставленные программные задачи, но и конструировать благоприятные эмоциональные контакты между родителями и детьми, обеспечивая тем самым формирование эмоциональной безопасности ребенка.
Работа с воспитателями и специалистами ДОУ
Целью данного направления реализации программы является повышение педагогического мастерства воспитателей и специалистов дошкольного учреждения по созданию здоровьесберегающей безопасной среды в условиях ДОУ
Реализация данного направления программы предполагает формирование установок на необходимость создание безопасной здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ, овладение технологиями создания безопасной среды в условиях ДОУ.
Содержанием работы данного направления являются проведение консультаций, семинаров для воспитателей по созданию здоровьесберегающей, безопасной среды в условиях ДОУ.
Раздел 1 Основы выживания в мире людей.
Опасности, которые можно ожидать от незнакомых людей. Типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком (на улице, в подъезде, лифте, лестничной клетке, квартире). Как вести себя дома, если ты один. Правила поведения, когда ребенок дома один, а в дверь звонит незнакомый человек. Правила разговора по телефону с незнакомыми людьми.
Эмоциональное благополучие ребенка. Профилактика эмоционального неблагополучия. Ребенок и его страхи. Я учусь выражать свои эмоции. Я могу узнать, что чувствует другой. Конфликты и серы между детьми. Способы выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.
Раздел 2. Основы выживания в мире природы.
Экологическая обстановка и угроза жизни и здоровья человека. Способы защиты от неблагоприятной экологической обстановки. Правила употребления безопасной пищи и воды. Опасности, которые можно ожидать от животных. Правила безопасного поведения с животными. Способы ориентирования на местности.
Особенности питания человека способы добычи мясной и растительной пищи, правила отличия съедобной и несъедобной пищи, правила организации правильного питания, порядок и способы подачи сигналов бедствия, организация привала, организация длительной стоянки, правила и способы преодоления различных преград, особенности автономного существования в природных условиях в холодное время года.
Раздел 3. Основы безопасной жизнедеятельности и выживание в городе
Особенности города как среды обитания. Правила поведения на улицах города. Правила дорожного движения. Системы обеспечения безопасности города. Источники и зоны опасности в современном городе. Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове. Правила разговора по телефону со службами безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации.
Опасные ситуации на улице. Правила безопасности во время гололеда. Правила безопасности в толпе. Правила поведения в транспорте. Как вести себя, когда я потерялся.
Раздел 4. Основы безопасной жизнедеятельности дома.
Опасные ситуации, которые могут произойти дома (в квартире): пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем); взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита); затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина); отравление (газом или химическими препаратами); поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием); разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).
Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире: небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту); неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами; неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами; криминальные ситуации (взлом, ограбление).
Основы безопасной жизнедеятельности дома. Правила поведения в экстремальных ситуациях в быту.
Тематический план кружковой работы
«Школа выживания»
Составила : Горошко Г.М.
воспитатель МБДОУ д/с № 15
Наименование раздела | Направление работы | Формы работы | |
Раздел 1 Основы выживания в мире людей | |||
1. | Опасности, которые можно ожидать от незнакомых людей | Работа с детьми | Беседы, чтение и обсуждения литературных произведений, деловые игры |
2. | Правила безопасного поведения с незнакомым человеком | Работа с детьми | Беседы, деловые игры, игры драматизации. |
3. | Как вести себя дома если ты один. | Работа с детьми, родителями | Консультации, семинары для родителей, беседы, деловые игры с детьми |
4. | Правила разговора по телефону. | Работа с детьми, родителями | Консультации, семинары для родителей, беседы, деловые игры с детьми |
5. | Правила безопасного поведения с незнакомым человеком | Работа с детьми, родителями | Консультации, семинары для родителей, беседы, деловые игры с детьми |
6. | Профилактика эмоционального неблагополучия ребенка | Работа с родителями и воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы |
7. | Ребенок и его страхи. | Работа с родителями и воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы |
8. | Конфликты и ссоры между детьми | Работа с детьми, родителями и воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы, беседы, деловые игры с детьми. |
Раздел 2. Основы выживания в мире природы | |||
9. | Экологическая обстановка и угроза жизни и здоровья человека | Работа с детьми | Беседы, занятия по ознакомлению с окружающим, чтение и обсуждение литературных произведений. |
10. | Правила употребления безопасной пищи и воды. | Работа с детьми | Беседы, занятия по ознакомлению с окружающим, чтение и обсуждение литературных произведений. |
11. | Опасности, которые можно ожидать от животных. Правила безопасного поведения с животными | Работа с детьми | Беседы, деловые игры с детьми |
12. | Способы автономного существования на природе, в холодное время года | Работа с детьми | Занятия физо, прогулки, праздники и развлечения |
13. | Особенности безопасного питания человека | Работа с детьми | Беседы, занятия по ознакомлению с окружающим |
14. | Правила безопасного передвижения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. | Работа с детьми | Занятия физо, прогулки, праздники и развлечения |
Раздел 3. Основы безопасной жизнедеятельности и выживание в городе | |||
15. | Особенности города как среды обитания. | Работа с детьми, родителями, воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы и деловые игры с детьми |
16. | Способы ориентирования на местности | Работа с детьми | Занятия физо, прогулки, праздники и развлечения, деловые игры |
17. | Системы обеспечения безопасности города. | Работа с детьми, родителями, воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы и деловые игры с детьми |
18. | Источники и зоны опасности в современном городе. | Работа с детьми, родителями, воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы и деловые игры с детьми |
19. | Опасные ситуации на улице | Работа с детьми, родителями, воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы и деловые игры с детьми |
20. | Правила дорожного движения. | Работа с детьми | Беседы, сюжетно-ролевые и деловые игры. |
21. | Опасные ситуации в транспорте | Работа с детьми, родителями, воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы и деловые игры с детьми |
22. | Как вести себя, когда я потерялся | Работа с детьми | Беседы, деловые игры, игры-драматизации |
Раздел 4. Основы безопасной жизнедеятельности дома | |||
23. | Правила создания безопасной здоровьеразвивающей среды в условиях дома | Работа с детьми, родителями | Консультации, семинары для родителей, беседы с детьми |
24. | Причины возникновения опасных ситуаций в жилище | Работа с детьми, родителями | Консультации, семинары для родителей, беседы, деловые игры с детьми |
25. | Правила поведения в опасных ситуациях | Работа с детьми, родителями, воспитателями | Консультации, семинары для родителей, беседы, деловые игры с детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"
Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....
Методические рекомендации при составлении авторской парциальной программы по изобразительному искусству, соответствующей требованиям ФГОС.
В методических рекомендациях представлен личный опыт построения и реализации парциальной программы по изо «Волшебные краски», который, надеюсь, поможет педагогам при создании собственной р...
"Методические рекомендации по организации и реализации акций в работе по предупреждению опасного поведения участников дорожного движения"
Данные методические рекомендации помогут педагогическим работникам, руководителям отрядов юных инспекторов движения, занимающихся вопросами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (дал...
Методические рекомендации к авторскому пособию "Карусель": дидактические игры в работе учителя - логопеда
Предлагаем дидактические игры, которые можно организовать с помощью авторского пособия "Карусель". Пособие "Карусель" участвовало в районном конкурсе логопедических пособий "М...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...
Методические рекомендации для родителей "Двор без опасностей?"
Современные ребятишки начинают гулять без сопровождения родителей гораздо позже, чем мы сами во времена своего детства. Но готовить кроху к самостоятельным «выходам в свет» стоит заранее. ...
Методические рекомендации к авторской игре "Юный шеф-повар"
Дидактическое пособие «Юный шеф-повар» направлено на воспитание основ правильного питания детей 3-4 лет.Данная игра способствует формированию у детей знаний о полезных и вредных продуктах....