Профилактика неврозов у детей
консультация на тему
Здоровье наших детей является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны, научный и экономический потенциал нашего общества. Это самая важная и ничем незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом. Прогрессирующее ухудшение здоровья наших детей стало сегодня серьезной и актуальной проблемой. Поэтому данная проблема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской медицины и педагогики, но и, прежде всего, родителей (в том числе будущих).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_nevrozov_u_detey.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика неврозов у детей
Здоровье наших детей при любых социально-экономических и политических условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны, научный и экономический потенциал нашего общества. Это самая важная и ничем незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом.
Прогрессирующее ухудшение здоровья наших детей стало сегодня серьезной и актуальной проблемой. Несмотря на пристальное внимание к вопросам здоровья подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в 3 раза. По данным статистики, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества учеников, а остальные 90% имеют проблемы как в физическом, так и в психологическом, нервном развитии. Неутешительные прогнозы на будущее вызывают глубокую тревогу и озабоченность у всего сознательного общества и требуют принятия незамедлительных мер. Поэтому данная проблема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской медицины и педагогики, но и, прежде всего, родителей (в том числе будущих).
"Все болезни - от нервов" - бросаем мы порой избитую фразу, не придавая ей при этом особого значения. И мало кто по-настоящему задумывается о том, что данное утверждение верно. Ведь, действительно, ни одна болезнь не проходит без участия в ней нервной системы и ее подчиненных - эндокринной системы и обмена веществ. Но психологи добавляют: большинство психических расстройств у человека родом из детства. И, как правило, истоки возникновение неврозов заложены в семье. Именно там ребёнок испытывает первые стрессы от конфликтов между родителями, от неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные принципы, запреты, от блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью и т. п.)
Поэтому попробуем разобраться, какова же опасность детских неврозов, в чем кроются их причины и возможна ли их профилактика.
Многие родители зачастую не придают должного значения время от времени проявляющимся болезненным симптомам своих детей, считая их естественными и безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами собой. А если кто-то из родителей и замечает что-то неладное в поведении своего ребенка, то обычно считает, что в этом виноваты обстоятельства, детский сад, школа, но только не они сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются и развиваются в первую очередь в семье, с самого рождения ребенка (а если быть точной, то еще во внутриутробный период - важнейший период, определяющий как биологическую судьбу организма, так и его психологическое развитие). Золотые слова "жизнь начинается не с рождения, а с момента зачатия" - говорят об этом лучше всего. Ведь именно мама является для ребенка его первой вселенной, и многие реакции плода, переживаемые им на гормональном уровне, связаны именно с состоянием этой самой "вселенной". Не так давно ультразвуковой сканер нового поколения позволил ученым увидеть … мимику плода! Будучи еще в утробе матери, ребенок улыбается, моргает и даже … может плакать. Любовь, с которой мать вынашивает своего ребенка; мысли, связанные с его появлением; глубина общения, которую мать делит с ним, оказывают огромное влияние на его уже развивающуюся психику. Какой это ребенок? - желанный или нет? - Наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. Поэтому сейчас нет ни малейшего сомнения в том, что отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс матери соотносится с преждевременными родами, обширной детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, часто со школьными неудачами, склонностью к наркомании и попыткам суицида.
Помимо матери, в данный период не менее важна и роль отца ребенка: его отношение к жене, беременности и ожидаемому малышу. Специалисты считают, что еще в утробе матери ребенок отличает голос своего отца от других мужских голосов. Вот почему так важно, чтобы папа обращал как можно больше внимания на беременную жену, обнимал ее и разговаривал с будущим малышом.
Кстати, в последнее время возникло даже новое направление психотерапии - перинатальная психотерапия, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии.
Но всё же первым серьезным стрессом для ребенка является момент его появления на свет, выход из утробы матери. Не зря этот период получил название "кризис рождения". В этот момент малыш теряет последнюю связь с матерью (обрезание пуповины) и вступает в совершенно иной мир, где на него начинает воздействовать сила тяжести, огромное количество антигенов (бактерий, грибков, вирусов) и множество других раздражителей (холод, свет, звук, прикосновения и др.) . Всё это - сильнейший стресс для ребенка, и чтобы как-то сгладить его, необходимо сделать переход из одной (привычной) среды в другую (новую) наиболее плавным. Это достигается за счет тепла матери, ее прикосновений, запаха, голоса и, конечно же, грудного вскармливания.
С этого момента ребенок будет постоянно нуждаться в этом человеке. Человеке, который его принимает (в психоанализе он называется "объектом привязанности"). Этот человек, прежде всего, формирует у ребенка "базовое доверие к миру". Это очень важное понятие. Это доверие возникает у ребенка только благодаря его родителям, которые обеспечивают ему ощущение защищенности и безопасности. Благодаря им, у ребенка рождается и закрепляется уверенность, что мир надежен, что есть люди, к которым он всегда может обратиться и получить в ответ поддержку.
До трех лет для ребенка любовь и забота родителей - это насущная потребность, и об этом стоит помнить постоянно. Он должен чувствовать полное принятие и спокойствие родителей. Если с этим есть сложности, проблемы во взаимоотношениях родителей, если ребенок чувствует себя нежеланным - это отражается на его психике, и это самый большой стресс для него. Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить.
3 года - это возраст, когда детей обычно отдают в детский сад. Это первое место, где они остаются без опеки родителей, наедине с большим количеством других детей. И очень важно, чтобы на этом этапе родителям удалось избежать многих проблем. К этому времени ребенок должен быть полностью насыщен "сенсорно", должен доверять миру. Физиологическое и психологическое развитие многих детей ещё не позволяет маленькому человеку расставаться с матерью без вреда. Разлуку с родителями ребёнок может воспринимать как предательство, как признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим людям. К тому же ребёнок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться, или же вообще могут наказать. Страх потери, страх неизвестности и страх неодобрения вызывает у ребенка сильный стресс. На стресс, вызванный посещением садика, организм ребёнка может отреагировать сильной невротической реакцией. Поэтому родителям в этот период нужно быть особо внимательными к своему ребенку: уделять ему больше своего времени, играть вместе, проявлять больше любви, ласки и понимания, поддерживать эмоционально (чаще обнимать, гладить, называть ласковыми именами, быть терпимее к его капризам, и ни в коем случае не пугать, не наказывать детским садом. Обязательно интересоваться поведением ребенка в детском саду, советоваться с воспитателем, медиками, психологом для исключения тех или иных негативных проявлений.
Нежелательно отдавать в детский сад ребёнка, который с самого младенчества часто и много болеет. В детском саду он будет болеть ещё чаще, чем ещё больше подорвёт своё здоровье. Нежелательно отправлять в обычный детский сад и детей с неустойчивой нервной системой. В данном случае это принесёт больше вреда, чем пользы. В таких случаях следует поинтересоваться оздоровительными детскими садами. В подобных детских садах регулярно проводят разнообразные оздоровительные и укрепляющие процедуры (всевозможные виды массажа, закаливания, кислородные коктейли).
Психоневролог А. И. Захаров приводит такую формулу: "Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет пониженный иммунитет, как правило, заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза".
Посмотрим теперь, какие же дети в большей степени подвержены неврозам?
1. Дети, предрасположенные к этому генетически (многие психические расстройства могут быть переданы от родителей к детям через гены).
2. Дети с дисбалансом специальных химических веществ в мозге, так называемых нейромедиаторов, а также с повреждением определенных областей мозга.
3. Дети с психологическими травмами (эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; потеря одного из родителей; пренебрежения со стороны родителей) ;
4. Дети с высоким уровнем сензитивности;
5. Дети с СДВГ (это расстройство проявляется такими симптомами, как трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и плохая управляемость) ;
6. Дети-аутисты (эти дети замкнуты, стремятся уйти от общения со сверстниками. Их поведение однообразно, лишено обычной детской эмоциональности, а со временем становится все более заметна и задержка интеллектуального и речевого развития. Особенности восприятия аутичных детей таковы, что они "не чувствуют" конкретный предмет, ситуацию, другого человека) .
Чтобы сохранить здоровье доверенных нам детей, нам, педагогам ДОУ, крайне необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями.
Итак, что же является первой необходимостью для профилактики неврозов?
Думаю, это формирование механизмов психической саморегуляции. Как показывают исследования, уже на первом году жизни у ребенка начинают формироваться произвольные движения; в период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи; с 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно растет. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
Эмоциональных, с развитым чувством "Я" и художественно-одарённых детей следует окружать особой заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство "Я". Но, конечно же, без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.
Психологическая специфика детей с СДВГ такова, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но мгновенно реагируют на малейшую похвалу. Но хвалить надо правильно, обращая внимание именно на поступок. Взаимоотношения с таким ребенком должны строиться на основе согласия и взаимопонимания. Если ребенку что-то запрещать, необходимо сразу же объяснить ему, почему это вредно или опасно. Если ребенок будет видеть, что заботы и дела его значимы, а достоинства признаны, он станет более спокойным и уверенным.
Наказание должно следовать за проступком незамедлительно, т. е. быть предельно приближенным по времени к неправильному поведению. Гиперактивных детей ругать за чрезмерную подвижность не только бесполезно, но даже вредно. В таких случаях можно только критиковать, давая положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Например: "Ты хороший мальчик, но сейчас поступаешь неправильно (конкретно: что делается плохо, надо вести себя так… "
Также важно уметь вовремя пользоваться приемом удаления с поля деятельности. Дело в том, что дети очень любят навязывать взрослым дискуссию, они ершатся, противятся, так что очень легко поддаться искушению ввязаться с ними в назидательные дебаты. Чтобы сбить накал чрезмерного возбуждения у ребенка, можно на некоторое время самому покинуть комнату или вывести ребенка в другую комнату. Вместо нравоучений ребенку можно показать, что его недовольство понято, но выполнять требования взрослых ему все же придется.
Еще одно немаловажное правило - постараться не наклеивать ярлыки. Это влияет на самооценку ребенка, его отношения со взрослыми и его желание действовать.
Поменьше с такими детьми нужно бывать в местах большого скопления людей, иначе ребёнку будет трудно потом успокоиться.
Немаловажно следить за соблюдением режима дня (четко регулировать время приема пищи, сна, давать ребенку возможность расходовать лишнюю энергию в физических упражнениях, продолжительных прогулках, беге.
Обязательно следует показывать ребенку, что он любим, что его любят таким, какой он есть. Для таких детей особенно важна родительская любовь, ласка и тепло.
При правильном воспитании детей с СДВГ, он становится менее выражен уже к 9 годам и проходит к 14-15 годам.
При общении с аутичными детьми, задача взрослых прежде всего - это помочь ребенку по возможности преодолеть его отрешенность от реальности. Для этого самое главное - установить с ним контакт. Это можно сделать, например, заинтересовав его игрой. Но необходима осторожность, деликатность и огромное терпение, чтобы не вызвать раздражения и протеста ребенка. Лишь позже, по мере установления контакта, укрепления доверия имеет смысл добиваться, чтобы ребенок научился называть игрушки, предметы, картинки. С аутичным ребенком полезно играть в прятки, в жмурки, в мяч; кружить, качать на руках. Словом, хороши любые элементарные приемы, которые помогают хоть как-то "расшевелить" ребенка, вызвать у него радость, стремление к открытости. После того, как удалось завоевать расположение ребенка, можно приступать и к систематическим занятиям с ним. Детские психотерапевты советуют обсуждать с аутичными детьми все события дня: перемену погоды, гигиенические процедуры, совместные игры. Нужно сделать все, чтобы окружающий мир представлялся ему доброжелательным, уютным, радостным. Это достаточно длительная и кропотливая работа, требующая огромного терпения, выдержки и такта. Но наградой за эти титанические усилия (родителей, педагогов и детских психологов) послужит улыбка ребенка, обретшего жизненно необходимую способность к общению и познанию мира!
Да, все дети разные: кто-то активный, кто-то пассивный, кто-то говорливый, кто-то молчаливый, кто-то шумный, кто-то спокойный. Но каждый ребёнок хорош по-своему, и главной задачей и родителей, и педагогов является создание благоприятного эмоционального фона для развития и обучения каждого ребенка.
Итак, подводя итоги, хочется еще раз отметить роль семьи в жизни наших детей. Да, никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. Концентрация внимания большинства родителей лишь на материальных благах для своих детей, ведет к формированию все более ранних патологий, о чем свидетельствуют данные статистики. Но всё же, несмотря на все сложности, именно семья должна оставаться своеобразным тылом; и в первую очередь для тех, кто более всего находится в зоне риска - наших детей. При любых обстоятельствах ребенок должен знать, ощущать, что семья - это всегда понимание, помощь, защита и тепло. Только в таких условиях мы сможем оградить наших детей от стрессов и вырастить поколение, здоровое как физически, так и психически.
Уважаемые родители, проводите с Вашими детьми как можно больше времени: играйте с ними, читайте с ними, говорите с ними, учите их, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, и другим социальным навыкам. Учите детей любить, заботиться о других, учите их великодушию и деликатности, самостоятельности. Не откладывайте это на потом. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. А что может быть дороже этого? И всегда помните: дети учатся на примерах, а не на словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неврозы у детей
Неврозы - это наличие в осознании личности психического конфликта....
Консультация для родителей "Неврозы у детей"
Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, ко...
Профилактика неврозов
Консультация для родителей...
Профилактика неврозов у педагогов дошкольной организации
Профилактика неврозов у педагогов дошкольной организации...
Неврозы у детей, методы их профилактики
Методическая разработка направлена на раннее выявление у детей отклонений в поведении , методах их профилактики...
Методическая разработка «Профилактика неврозов у дошкольников с помощью методов телесно-ориентированной терапии"
Невроз — сложное комплексное заболевание, расстройство сферы чувств и сознания.Чтобы вновь стать цельной личностью, нужно прочувствовать и осознать этот раскол,восстановить связь с реальностью. ...
Фелинотерапия, как профилактика неврозов у педагогов – дошкольников
статья полезная для педагогов - дошкольников...