Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста
статья по теме
Предварительный просмотр:
Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста .
Изучение общения показывает сложность , разнообразие , проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих , описание структуры. Одним из часто употребляемых является подход , при котором выделяются три взаимосвязанных стороны общения:
- информативную ( или коммуникативную ), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;
- взаимодействие ( или интерактивную), проявляющую в обмене между участниками общения не только знаниями , идеями , состояниями , но и действиями;
- понимание ( или перцептивную), представляющую собой прогресс восприятия , оценки и понимания партнерами по общению друг друга.
Как показали исследования Л.С.Выготского , общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.
Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И.Лисина, З.М.Богуславская.
Значение общения для воспитания.
Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое
как психологическая категория. Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.
Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности.
Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.
При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.
Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.
Таким образом, общение ребенка со взрослыми, сверстниками играет важную роль в психическом, умственном развитии, что влияет на воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей:" Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста» «Виды деятельности и способы их освоения детьми 5-7 лет».
Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихс...
Статья "Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста"
Данный материал поможет воспитателю в работе....
Иллюстрации в детской книге, ее особенности и роль в развитии ребенка дошкольного возраста
Иллюстрация - это изображение, рисунок, используемый как средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира, одно из первых произве...
Общение и его роль в развитии ребенка.
Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемоекак психологическая категория. Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают б...
План-конспект родительского собрания в ДОУ «Роль игры с родителями в развитии ребенка дошкольного возраста» «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет».
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Графические диктанты, их роль в развитии ребенка дошкольного возраста.
Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становились более усид...
Родительский клуб «ОБЩЕНИЕ» «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Родительский клуб «ОБЩЕНИЕ»«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...