Консультация педагога-психолога ДОУ "Детско-родительские отношения и их роль в развитии ребенка дошкольного возраста"
консультация по психологии

Данный материал полезен родителям (законным представителям) воспитывающих детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация педагога-психолога ДОУ

«Детско-родительские отношения и их роль в развитии ребенка дошкольного возраста»

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Особую роль играет семья в воспитании ребенка дошкольного возраста, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания многих ученых. В этот период происходит ускоренное развитие свойств личности, психических процессов, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать - ребенок»; типы (стили) воспитания детей; семейные роли ребенка и др.

Детско-родительские отношения зависят от стиля семейного воспитания. Рассмотрим подробно каждый стиль:

  1. Авторитетный стиль - высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, обладают высокой самооценкой.
  2. Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.
  3. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения). Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
  4. Индифферентный стиль отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними.

Петровский А.В. выделяет четыре тактики семейного воспитания, которые близки по своему содержанию к стилям.

  1. Диктат в семье, где одни члены семьи подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства. Ребенок отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жесткие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Диктат - это также авторитарность. Нередко авторитарность родителей ведет к развитию у ребенка заниженной самооценки, недовольства собой.
  2. Опека. По сути, диктат родителей и опека - явление одного порядка. Различие в форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм. Опека же - заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие.
  3. «Мирное сосуществование» с позиции невмешательства. Этот тип взаимоотношений чаще основан на пассивности воспитателя, который, уклоняется от активного вмешательства, предпочитает комфортное сосуществование с ребенком, не требующее душевных затрат.
  4. Сотрудничество. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития, где взаимоотношения входящих в неё людей опосредуются содержанием совместной деятельности, социально значимыми связями между людьми, целями, на которые ориентируются.

В психологической литературе описаны различные семейные роли детей. Так, А.С. Спиваковская выделяет следующие наиболее типичные детские роли:

  1. «Козёл отпущения» - отводит от себя негативные эмоции родителей.
  2. «Любимчик» - преувеличенная любовь к ребёнку.
  3. «Беби» - ему предписано быть в семье только ребёнком, от которого ничего не зависит.
  4. «Примиритель» - рано включившийся в сложности жизни семьи, выполняет роль взрослого.

Матейчек З. выделяет несколько иные роли детей, определяющие его будущие коммуникативные навыки и характер: «Кумир семьи», «Мамино сокровище», «Паинька», «Болезненный ребёнок», «Ужасный ребёнок», «Золушка».

Эти роли могут осознаваться ребёнком, они определяют его реакции на происходящее вокруг него и создает фундамент для существующих и будущих отношений с другими людьми. И в будущем эти роли могут играть огромное значение при установлении личных контактов и особенно при создании собственной семьи.

Помимо детских ролей, стилей воспитания, детско-родительские отношения проявляются в установках детей по отношению к родителям и к себе. Хоментаускас Г.Т. выделил четыре обобщённые установки:

  1. «Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» - эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.
  2. «Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» - ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.
  3. «Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» - таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.
  4. «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» - ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны, характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.

Подводя итог, можно сказать, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Взаимоотношения в семье, состояние каждого человека в ней, семейные роли влияют не только на родственные связи, но и на стиль поведения, характер, наклонности человека, растущего в семье.

Родителям необходимо понимать, что в значительной степени от них зависит какими, вырастят их дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доста...

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста

статья для работников дошкольных учреждений...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к...

Статья для родителей:" Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста» «Виды деятельности и способы их освоения детьми 5-7 лет».

Старший возраст – это развитие очень важного  периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихс...

Иллюстрации в детской книге, ее особенности и роль в развитии ребенка дошкольного возраста

Иллюстрация -  это изображение, рисунок, используемый как средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира, одно из первых произве...

Графические диктанты, их роль в развитии ребенка дошкольного возраста.

Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становились более усид...