Консультация для педагогов на тему: "Физическое воспитание детей в ДОУ средствами закаливания. Воспитание здорового поколения".
статья

Ирина Борисовна Суворова

 

В процессе приобщения детей к закаливанию вырабатываются стойкие культурно-

гигиенические навыки, дети учатся уходу за своим телом, у них формируется представление

 о том, что полезно и что вредно для организма, ребенок чаще общается с природой,

у него вырабатываются привычки в ежедневных закаливающих процедурах, которые

 выполняются автоматически. Улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое

 развитие и оздоровление влияет на весь уклад жизни ребенка в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ЗАКАЛИВАНИЯ

И.Б. Суворова

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 28 г. Белгорода, инструктор по физической культуре

Воспитание  здорового   поколения - важнейшая общегосударственного задача,   требующая-

бующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Программа воспитания и обу-

чения в ДОУ предусматривает закаливание детей, как необходимое условие их полно-

ценного физического воспитания. Очень важно в первые годы жизни заложить основу

здоровья ребенка, создать наилучшие условия для физического развития, оберегать детей

от заболеваний, переутомления и в то же время воспитывать их выносливыми, закален-

ными. Физическое воспитание дает положительный результат при условии  правильной

организации питания и режима, использования для закаливания природных факторов,

проведения массажа, гимнастики и разнообразных подвижных игр на участке и в поме-

щении. При этом особенно важно единство, согласованность медико-педагогических на-

значений. Рекомендуется на всех физкультурных мероприятиях детям заниматься  босы-

ми и заканчивать эти мероприятия водными процедурами. Дети обтираются  влажными

салфетками, обливают верхние части конечностей, так как при активных движениях че-

рез кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных веществ и  через

несколько минут начинается обратное всасывание приносящее организму только вред.

Не менее важно также для каждого сезона года подбирать наиболее  рациональные

с точки зрения организации оздоровительные процедуры. Например, зимой общее обли-

вание может быть заменено местной процедурой – обливание ног.

Оздоровительные процедуры не должны утомлять детей. Утомление возникает,

когда дети сравнительно длительно сохраняют неподвижную позу во время   солнечных

ванн. Их целесообразно  проводить поэтому в форме непринужденной игры, в процессе

которой дети то находятся на солнце, то переходят в тень.

Следует правильно спланировать работу по развитию движений на  физкультурных

 занятиях, в процессе проведения подвижных игр и организации повседневной двигательной

 активности детей на прогулке.

Закаливание организма – одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания

 – приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры

в окружающей среде. Закаливание - это система мероприятий, направленных

на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы

 - воздух, вода, солнце.

На практике, часто применение какой-либо одной специальной закаливающей

процедуры, например обливание ног или прием душа, служит уже основанием для того,

чтобы считать закаливание проводящимся. Однако, применение только одной, специаль-

ной закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает  должного эффекта.

 Поэтому при организации оздоровления детей в условиях ДОУ необходимо помнить,

 что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в

режиме дня, а не отдельно взятая процедура.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания

для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Постепенное увеличение закаливающих воздействий. При закаливании детей

недопустимо быстрое, форсированное снижение - или увеличение продолжительности

процедуры.

2. Систематичность - это регулярное повторение закаливаний, воздействий, так же,

 как и умывание, на протяжении всей жизни.

3. Учет индивидуальных особенностей ребенка: состояние его здоровья, физического

 и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности

 к действию закаливающих процедур. В соответствии с этими особенностями

 познается закаливающая нагрузка.

4. Проведение закаливания при положительном эмоциональном настрое ребенка.

Важно, чтобы процедуры носили игровой характер, а величина холодного или теплового

воздействия в них не сопровождалась негативными реакциями, и воспринимались в виде

приятно- прохладных, приятно-тепловых ощущений.

5. Многофакторность - обязывает использовать при закаливании несколько  физических-

факторов:   холод, тепло, облучение видимыми, ультрафиолетовыми,  инфракрасными-

лучами, механическое воздействие воздухом, воды и другие факторы. Например,

сочетание в системе закаливания водных процедур с применением обливаний,  охлажде-

ние воздушным потоком, с солнечными ваннами.

6. Полиграционность – метод основан на необходимости тренировок ребенка к

слабым и сильным, быстрым и замедленным, средним по силе временного действия

 охлаждениям. Это необходимо для того, чтобы искусственно не закреплялись  узкие стерео-

типы закаленности только к одному диапазону перепадов t, а вырабатывалась готовность

организма без повреждения воспринимать различные естественные - воздействия,  встре-

чающиеся  в его повседневной жизни. Например, применение контрастных ножных ванн

с кратковременным воздействием холодной и теплой воды в сочетании с применением

хождения босиком, где охлаждение более длительное и постепенное.

7. Сочетание общих и местных охлаждений. Оптимальная устойчивость организма

 ребенка достигается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местами,

направленными на наиболее чувствительные к действию холода области   (стопы,  носоглотка-

поясница). Например, полоскание горла водой, обливание стоп, общее обливание.

8. Необходимо выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции-

организма, для повышения его устойчивости к температурным воздействия, как в

покое, так и в движении. Например, сочетание закаливания детей после дневного сна

(обливание ног), когда они находятся в покое, с закаливанием их во время физкультурных

 занятий на открытом воздухе в облегченной одежде, при согревании организма во

время движения.

9. Учет предшествующей деятельности, состояние организма - предусматривает

уменьшение дозы охлаждения после воздействия выраженных  физических, психоэмо-

циональных нагрузок и необходимых раздражений, которые негативно влияют на процесс-

термовостановления. Например, приход ребенка после перенесенной ОРВИ в ДОУ

требует уменьшение дозы охлаждающих факторов.

Следует отметить показания и противопоказания к закаливанию и его режимы.

Постоянных противопоказаний нет. Ограничивается только доза закаливающей  процедуры

и площадь закаливающих воздействий.

Временным противопоказанием является: все виды лихорадочных состояний, обширные

поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсиноинфекции

и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной системы,

сердечно- сосудистой, дыхательной и выделительной систем.

Как только острое патологическое состояние миновало, необходимо приступать к

закаливанию, сначала с использованием местных, а далее - общих процедур.

При прекращении закаливания по каким-либо причинам на 10 дней и более его

продолжают по дозировкам первого начального режима. При перерыве от 5 до 10 дней

величины холодных воздействий ослабляются на 2-3С по сравнению с последующей

процедуры.

При закаливании необходимо регулирование воздуха в помещении. Температурный

 режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается

сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся

от 75% до 90% времени суток.

Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое

 постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее

воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его "пульсирующими". Это достигается

  сквозным проветриванием в отсутствии детей. Перепад - может быть от 2-4С до

4-5С, т.е. t воздуха может опускаться до 14 - 16 С.

Проветривание проводят: утром перед приходом детей, перед занятием, перед

возвращением детей с прогулки, во время дневного сна, после полдника.

В теплое время года рекомендуется одностороннее проветривание в присутствии детей.

В процессе приобщения детей к закаливанию вырабатываются стойкие культурно-

гигиенические навыки, дети учатся уходу за своим телом, у них формируется представление

 о том, что полезно и что вредно для организма, ребенок чаще общается с природой,

у него вырабатываются привычки в ежедневных закаливающих процедурах, которые

 выполняются автоматически. Улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое

 развитие и оздоровление влияет на весь уклад жизни ребенка в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов на тему: «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»

 Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития...

Консультация для педагогов на тему «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»

Консультация для педагогов на тему «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»...

Консультация для педагогов на тему: «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»

Консультация для педагогов на тему: «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»Цель: повысить компетентность педагогов развития мелкой моторики рук у детей с наруш...