Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 5-6 лет) с амблиопией и косоглазием
рабочая программа (старшая группа) на тему
Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода формирования навыков безопасного поведения, развитие зрения и зрительных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dlya_detey_s_ambliopiey_i_kosoglaziem_5-6_let.docx | 67.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
- «Сказка»
- (МАДОУ «Сказка»)
Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне
(для детей 5-6 лет) с амблиопией и косоглазием
Автор:
Осипова М.А.
инструктор по ФК
Лабытнанги 2018г
Содержание:
1.Введение | 3 |
1. 1. Цели и задачи программы | 3 |
2. Особенности развития и особые образовательные потребности дошкольников с ФРЗ | 5 |
3. Поддержка детской инициативы | 9 |
4. Планируемые результаты | 10 |
5. Схема НОД (модель) | 11 |
6. Комплексно-тематическое планирование, содержание НОД (картотека игр для развития зрительно - моторной координации) | 12 |
7. Взаимодействие с семьей | 24 |
8. Диагностика | 24 |
9. Литература | 28 |
- Введение
Подавляющее число (от 85% и более) воспитанников с нарушением зрения дошкольных образовательных организаций (кроме ДОО для слепых и слабовидящих) – дети, которые по степени и характеру зрительных нарушений не могут быть отнесены к слабовидящим. В законодательных актах эта группа дошкольников обозначается как дети с амблиопией и косоглазием. По клиническим формам нарушения зрения эта группа дошкольников значительно шире, а дети с диагнозом амблиопия и косоглазие входят в нее. Все вышесказанное и понимание общих особых образовательных потребностей дошкольников этой группы, определяемой как дети с функциональными расстройствами зрения (далее – дети с ФРЗ) [Фомичева Л.В., 2007], ориентирует на разработку Адаптированной ООП для дошкольников всей группы, а не только для детей с амблиопией и косоглазием.
- Цели и задачи
Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода формирования навыков безопасного поведения, развитие зрения и зрительных функций.
Задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приемов закаливания и др.)
- развитие основных физических качеств ребенка (скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умение рационально их использовать в повседневной жизни;
- развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности;
Забота о психическом и физическом здоровье детей
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе
эмоционального благополучия
• Обеспечивать психологически комфортную развивающую среду.
• Формировать позитивное отношение детей к себе, к другим и миру в
целом.
• Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила
• Продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих
сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил
организма.
• Осуществлять контроль за формированием правильной осанки, и коррекцией зрения
• Организовывать и проводить различные подвижные игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации.
• Повышать компетентность родителей в вопросах сохранения,
укрепления и формирования здоровья детей.
• Закреплять умения правильно пользоваться предметами личной гигиены
(мыло, расческа, полотенце, носовой платок), ухаживать за своими вещами, в том числе уход за очками
• Развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего
поведения.
Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни
• Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести
здоровый образ жизни.
• Продолжить формировать представления о частях тела и органах чувств,
их функциональном назначении для жизни и здоровья человека.
• Расширять представления о важности для здоровья гигиенических и
закаливающих процедур, физических упражнений.
• Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и
здоровью других людей.
• Формировать умение обращаться за помощью к взрослым при травме
или плохом самочувствии, оказывать себе элементарную помощь при
ушибах.
Приобщение к физической культуре
• Расширять у детей представления и знания о многообразии физических
и спортивных упражнений в воде
• Вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей в
процессе выполнения физических упражнений: правильно оценивать свои
силы, мобилизовать их адекватно поставленным целям в воде.
• Приступить к целенаправленному развитию физических качеств:
скоростных, скоростно-силовых, силы, гибкости, выносливости.
• Развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать
ориентировку в пространстве.
•Обучать координационным возможностям в воде, научить движениям руками в плавании на груди и спине, сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду, учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой, выдоху в воду, лежать на воде на груди и спине, скольжению в воде на груди и спине, передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине.
•Использовать игры для ознакомления со свойствами воды, направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде .«Морской бой», «Охотники и утки», «Насос», «Удочка», игры с выдохом в воду. «Резвый мячик (на мелком месте)», «Качели (глубина воды по пояс)», игры с открыванием глаз в воде. «Водолазы», игры со скольжением и плаванием. «Я плыву», «Поезд в туннель! (I! вариант)», «Пятнашка с поплавком», имитационные упражнения. «Разговор по телефону», «Коробочка», «Поплавок», «Медуза».
• Закреплять приобретенные ранее умения и навыки в процессе разных
форм двигательной активности в воде.
• Обучать элементам техники всех видов жизненно важных движений,
спортивным играм и упражнениям в воде.
• Развивать умение ходить и бегать в колонне по одному, по двое, с
выполнением различных заданий педагога.
• Обогащать двигательный опыт детей и формировать у них потребность
в двигательной активности и физическом совершенствовании.
• Способствовать развитию у детей интереса к движению и повышению
своих результатов.
2. Особенности развития и особые образовательные потребности дошкольников с ФРЗ
У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности на основе зрительного восприятия в соответствии с возрастными возможностями. Причины появления зрительных расстройств в раннем и дошкольном возрасте носят комплексный характер: имеет значительность наследственность, характер роста и развития ребенка, состояние его здоровья, гигиенические условия для зрения, аккомодационная нагрузка.
Зрительные возможности детей этой группы не определяются слабовидением, т. к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0. Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки. Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции: гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции; разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее; нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение); амблиопии разных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы. У дошкольников этой группы выявляются разные степени аметропий: слабая (до 3,0) и средняя (от 3,0 до 6,0). Дети могут иметь разные степени амблиопии:
- слабая степень – острота зрения не ниже 0,4;
- средняя степень – острота зрения 0,3-0,2;
- высокая (тяжелая) степень – острота зрения 0,1-0,05;
- очень высокая (тяжелая) степень – острота зрения от 0,04 и ниже.
Для этой группы детей с нарушением зрения характерна положительная динамика в улучшении функционального механизма зрительного восприятия – ощутимое и наблюдаемое развитие базовых зрительных функций при моно- или бинокулярном зрении вследствие лечебно-восстановительного процесса, возрастного созревания зрительной системы и развития сохранных и нарушенных функций зрения, стабилизации их показателей в условиях системного и целенаправленного развития триединства механизмов зрительного восприятия. Основное условие достижения такого эффекта – единство лечебно-восстановительной работы (осуществляется в условиях ДОО), коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и образовательной деятельности специалистов с решением задач активизации зрения, зрительных функций ребенка, повышения его зрительных умений и навыков, развития зрительного восприятия.
Дети этой группы могут находиться на разных этапах лечения амблиопии и косоглазия: на этапе плеоптического лечения – повышение остроты зрения амблиопичного глаза, развитие моторного компонента зрения, достижение ортофории; на этапе ортоптического лечения – развитие фузии, восстановление бинокулярных механизмов; на этапе развития стереоскопического зрения, его механизмов.
Особенностью этой группы выступает и то, что значительная часть детей получает окклюзионное лечение (в большинстве случаев – «выключение» из акта видения благополучного глаза), в условиях которого окружающее воспринимается ребенком амблиопичным глазом (амблиопия – стойкое снижение остроты зрения), вследствие чего ребенок может испытывать определенные, в том числе значительные, трудности
в использовании сниженного зрения в построении зрительных образов,
в зрительном контроле движений, действий.
У детей с функциональными расстройствами зрения на фоне разных клинических форм (косоглазие, аметропии, амблиопии), разного характера нарушения (монокулярное, одновременное, бинокулярное) имеют место быть особенности развития и протекания зрительного восприятия, определенные трудности пространственного видения, зрительно-моторной координации. Однако, его уровень (темп развития, качество свойств и прежде всего скорость и осмысленность) всегда выше, чем у слабовидящих дошкольников, что связано с относительно высокими (от 0,5 до 1,0) показателями остроты зрения «рабочего» глаза при амблиопии или лучше видящего глаза при аметропии (в условиях оптической коррекции), что позволяет ребенку достаточно успешно накапливать зрительный опыт c формированием достаточно точных зрительных образов окружающего в раннем и дошкольном детстве, опираться и использовать его в условиях окклюзии хорошо видящего глаза.
Характерным для этой группы детей выступает и то, что часто зрительные расстройства подобного вида возникают и проявляются на фоне общего раннего (во внутриутробный и/или пренатальный периоды) поражения детского организма, проявляющегося полисистемной хронической патологией: функциональное снижение зрения, функциональные нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболевания ЦНС, речевые нарушения.
Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уровню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенности психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Дошкольники с ФРЗ наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.
Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с ФРЗ выступает степень соответствия общего темпа развития ребенка с ФРЗ с темпом развития нормально видящих сверстников. Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:
- умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон;
- в двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества;
- в познавательной сфере – недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации;
- освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.
Для детей характерен ряд особенностей личностного развития.
Возможность появления и развития вторичных отклонений (нарушений) в структурных компонентах (интегративных психических и психологических образованиях) личности. Выявляются три группы образований по степени риска возникновения в них вторичных нарушений в дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения.
Личностные образования с высокой степенью риска появления и развития вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной,
т. е. адекватной потребностям и возможностям ребенка с нарушением зрения социальной среды: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мнемические (представления как образы памяти), коммуникативные. Нарушение зрения обуславливает возможность развития у дошкольников вторичных нарушений типа:
– бедность чувственного опыта;
– недостаточный запас и несовершенные зрительные образы-памяти (образы предметов и явлений окружающего мира, экспрессивные образы эмоций, образы сенсорных эталонов, движений и действий);
– недостаточность осмысленности чувственного отражения;
– отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, зрительно-моторной координации, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;
– недостаточный запас, неточность предметно-практических умений;
– недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.
Личностные образования с риском возможного развития вторичных нарушений, что обусловлено бедностью чувственного опыта вследствие зрительной депривации и слабости социальной среды, игнорирующей потребности (настоящие и будущие) ребенка, обусловленные нарушением зрения: мотивационные, аффективные, темпераментные, регуляторные, интеллектуальные, рефлексивные. Неадекватная позиция взрослых к личностным потребностям ребенка с нарушением зрения может привести к появлению таких вторичных нарушений, как:
- определенная пассивность к новому, нерешительность, недостаточность познавательных интересов и активности, любознательности, мимики, жестов, пантомимики;
- трудность развития зрительно-моторных образований, неточность движений;
- недостаточность опыта саморегуляции движений, действий;
- недостаточное развитие наглядно-образных форм мышления;
- определенные трудности развития образа «Я».
Особенностями физического развития детей с ФРЗ выступают: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие), низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др.; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа), неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр; трудности формирования навыков правильной ходьбы
(с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательная активность, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
На шестом году жизни двигательный опыт детей заметно расширяется, активно развиваются двигательные способности. Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность становится все более целенаправленной, зависимой от эмоционального состояния и мотивов деятельности. Дети овладевают сложными видами движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники.
Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. Бег пятилетнего ребенка отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью.
В развитии мышц выделяются несколько “узловых” периодов. Один из них - возраст шесть лет, когда у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно улучшается устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений. Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы у детей заметно расширяется
На шестом году жизни у детей улучшаются координационные возможности в воде, они стараются погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой, выполнять выдох в воду
3. Поддержка детской инициативы
Технологической основой работы по физическому воспитанию является системно-деятельностный подход к развитию ребенка и организация образовательной среды. В его основе лежит, что развитие личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательной деятельности, согласно данному подходу, предполагает развитие самой деятельности, её основных компонентов (мотивов , целей, действий, способов действий и операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель).
Образовательная среда строится на основе системы принципов деятельностного обучения:
- принцип психологической комфортности;
-принцип деятельности;
-принцип целостности;
-принцип минимакса;
-принцип творчества;
-принцип вариативности;
-принцип непрерывности.
4.Планируемые результаты
Целевые ориентиры на этапе завершения раннего образования с детьми с ФРЗ | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования с детьми с ФРЗ |
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. - Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявить самостоятельность в бытовом и игровом поведении. - Ребенок стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. - Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. - Ребенок стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. - У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, перешагивание и пр.) | - Ребенок имеет представление о ценности здоровья, сформировано желание вести ЗОЖ. - Ребенок имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. - Ребенок знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; имеет представление о необходимости закаливания. - У ребенка наблюдается повышение выносливости, к осуществлению динамической работы за счет упорядочения характера мышечной активности. - У ребенка повышаются способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движения; после выполнения движений ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов и установлению необходимых корректировок. - Ребенок при соответствующих условиях может быстро достигать высокого результата в точности выполнения сложных движений. - Ребенок может создавать условия для двигательной деятельности непосредственно в образовательной деятельности (НОД) и в повседневной жизни, организовывать не только собственную двигательную активность, но и подвижные игры, физические упражнения со своими сверстниками, с более младшими дошкольниками. На основе приобретенного опыта и знаний детям становится доступным проведение утренней гимнастики со всей группой детей, творческое включение двигательных действий в сюжетно-ролевые игры. - Ребенок умеет выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности; дети могут создавать разнообразные вариации движений в зависимости от выбранного образа. |
5. Схема НОД (модель)
Содержание занятия по физическому развитию детей с ФРЗ
Структурная часть НОД | Ход НОД | Дозировка (кол-во раз), (время в мин) | Комментарии, методические рекомендации |
Вводная (мотивационный компонент) | Постановка цели и задач перед воспитанниками | Описание методов мотивирование (стимулирования) познавательной активности воспитанников. | |
Основная (операционно-деятельностный компонент) | Содержание нового материала, организация его изучения. Объяснение методов, способствующих решению поставленных задач. Закрепление нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. | Использование методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников. Определение возможных действий педагога в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных задач. Организация совместной деятельности педагога с детьми. | |
Заключительная (аналитический компонент) | Подведение итогов занятия. Обсуждение деятельности воспитанников. | Определение перспективы получения знаний. |
6. Комплексно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Оборудование | Цель | |||
| Вводное | Ознакомление с правилами поведения в бассейне, Т.Б. История зарождения плавания, характеристика видов входящих в данный вид спорта. Подвижные игры направленные на развитие зрительно-моторной координации .. | |||||
Тематическое | Продолжить ознакомление с правилами поведения в бассейне, Т.Б. История зарождения плавания, характеристика видов входящих в данный вид спорта. Подвижные игры направленные на развитие зрительно-моторной координации . | ||||||
Тематическое | Ознакомление с техническим оснащением и инвентарем, применяемым при занятиях плаванием. Упражнениями направленные на развитие зрительно-моторной координации | ||||||
Тренировочное | Продолжить ознакомление с техническим оснащением и инвентарем, применяемым при занятиях плаванием. Упражнениями с разными видами ходьбы, бега. | ||||||
Вводное | Ознакомление с правилами поведения в бассейне, Техника безопасности. Освоение способов спуска, движений и перемещений в воде. | ||||||
Тренировочное | Доски плавательные | Ознакомление с различными способами передвижений в бассейне, погружений в воду, опусканием лица в воду выдоха в воду | |||||
Игровое | Игрушки тонущие | Ознакомление с различными способами передвижений в бассейне, погружений в воду, опусканием лица в воду выдоха в воду | |||||
Игровое | Игрушки тонущие | Ознакомление с техникой выполнения погружений в воду. | |||||
Игровое | Игрушки тонущие | Продолжить Ознакомление с техникой выполнения погружений в воду. | |||||
Игровое | Игрушки тонущие | Ознакомление с техникой выполнения погружений с рассматриванием предметов игры связанные с погружением в воду. Игры направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде | |||||
Игровое | Доски плавающие | Продолжить ознакомление с техникой выполнения погружений с рассматриванием предметов игры связанные с погружением в воду направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде . | |||||
Игровое | Доски плавательные | Ознакомление с техникой выполнения скольжения и лежания на груди. | |||||
Тренировочное | Игрушки тонущие | Продолжить ознакомление с техникой выполнения скольжения и лежания на груди. | |||||
Тематическое | Игрушки тонущие | Ознакомление с техникой выполнения скольжений с выдохом в воду. | |||||
Тематическое | Доски плавательные | Продолжить ознакомление с техникой выполнения скольжений с выдохом в воду. | |||||
Тренировочное | Игрушки тонущие | Ознакомление с техникой выполнения скольжений с движениями рук. | |||||
Тренировочное | Игрушки тонущие | Продолжить ознакомление с техникой выполнения скольжений с движениями рук. Игры направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде | |||||
Тренировочное | Игрушки тонущие | Освоение техники выполнения скольжения на спине в сочетании с дыханием. Игры направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде | |||||
Игровое | Игрушки тонущие | Продолжить освоение техники выполнения скольжения на спине в сочетании с дыханием | |||||
Тренировочное | Доски плавающие | Ознакомление с техникой выполнения скольжения на спине с работой рук. | |||||
Игровое | Доски плавающие | Продолжить ознакомление с техникой выполнения скольжения на спине с работой рук. | |||||
Игровое | Игрушки тонущие, обручи плавающие, доски плавающие | Ознакомление с техникой выполнения ныряний, игры со скольжением. | |||||
Игровое | Игрушки тонущие, обручи плавающие, доски плавающие | Продолжить ознакомление с техникой выполнения ныряний, игры со скольжением направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде . | |||||
Игровое | Игрушки тонущие, обручи плавающие . | Закрепление техники выполнения ныряний. Игры с нырянием направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде. | |||||
Тренировочное | Доски плавательные | Продолжить закрепление техники выполнения ныряний. Игры с нырянием направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде. | |||||
Тренировочное | Доски плавательные | Закрепление техники выполнения скольжения на груди с работой рук. | |||||
Тренировочное | Доски плавательные | Продолжить закрепление техники выполнения скольжения на груди с работой рук. | |||||
Игровое | Доски плавательные, обручи | Закрепление техники выполнения скольжения с работой рук, игры со скольжением направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде. | |||||
Игровое | Доски плавательные, обручи | Закрепление плавания облегченным кролем. | |||||
Игровое | Доски плавательные | Закрепление плавания облегченным кролем. | |||||
Игровое | Доски плавательные | Закрепление техники выполнения скольжения с работой рук, игры со скольжением направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде . | |||||
Тренировочное | Игрушки тонущие, обручи тонущие | Закрепление техники выполнения скольжения с работой рук, игры со скольжением направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде | |||||
Тренировочное | Игрушки тонущие, обручи тонущие | Закрепление скольжения на груди в сочетании с дыханием | |||||
Тренировочное | Доски плавательные | Закрепление скольжения на груди в сочетании с дыханием | |||||
Тренировочное | Доски плавательные | Закрепление техники выполнения плавания облегченным кролем, игры направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде | |||||
Тренировочное | Доски плавательные . | Закрепление техники выполнения плавания облегченным кролем, игры направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде | |||||
Тренировочное | Доски плавательные . | Закрепление техники выполнения плавания облегченным кролем. |
Непосредственно образовательная деятельность
(теория)
Тема №1 Ознакомление с правилами поведения в бассейне, техника безопасности.
Техника безопасности поведения в бассейне, формирование навыков личной гигиены.
Тема №2 Краткий обзор развития плавания.
История зарождения плавания. Основные этапы развития плавания в России. Характеристика современных видов входящих в данный вид спорта
Тема№3 Краткие сведения о строении и функциях организма. Влияние плавания на организм занимающихся.
Части тела и внутренние органы человека. Строение и взаимодействие костной системы, связочного аппарата и мышц. Основные сведения о кровообращении, значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Влияние занятий плаванием на нервную систему и обмен веществ
Тема№4 Ознакомление с правилами ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.
Учить быстро раздеваться и одеваться. Правильно мыться под душем, насухо вытираться, сушить волосы под феном, следить за чистотой принадлежностей для бассейна. Оказание первой помощи при травмах и утоплении.
Тема№5 Основы техники плавания (кроль, кроль на спине, брасс, дельфин.)
Понятие о спортивной технике. Характеристика техники плавания «кроль», «кроль» на спине. Характеристика и техника выполнения плавания способом «брасс», «дельфин»
Тема№6 Оборудование и инвентарь.
Техническое оснащение и инвентарь, применяемый при занятиях плаванием.
Непосредственно образовательная деятельность
(практика)
1.Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения:
Построения в шеренгу в колонну по одному, в круг. Размыкание и смыкание обычным шагом. Повороты на месте, направо, налево кругом на 180 и 360 градусов – переступанием и в прыжке. Перестроение в движении в колонну по два, по три, по четыре.
Ходьба:
На носках, на пятках, на внешней стороне стопы, носками внутрь и наружу. С перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, скрестным шагом, в полуприсяде, в полном приседе, по прямой, спиной вперед, с выпадами, с остановкой, с изменением направления, с ускорением, в различном темпе, змейкой, по диагонали, обычная, спортивная.
Подскоки:
На одной, на двух, чередующие, с выпрыгиванием вверх, с «выбрасыванием и захлестыванием» голени, на месте , в движении.
Бег:
Обычный, змейкой, с изменением направления, с изменением темпа, с ускорением, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, приставным шагом, с выполнением задания по звуковому сигналу..
Общеразвивающие упражнения:
В движении на месте, в парах, с предметами. Динамические и статические для развития и укрепления мышц кистей рук, плечевого пояса, спины, туловища ног. Дыхательный. На растягивание и расслабление.
2. Специальная физическая подготовка.
Упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну. Упражнения на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде, упражнения помогающие овладеть выдохом в воду, всплывание и лежание на воде, скольжение по поверхности, движения рук и ног, упражнения для освоения техники дыхания, упражнения для совершенствования координации движений при определенном способе плавания
3.Обучение координационным возможностям в воде, научить движениям руками в плавании на груди и спине
Движение руками на суше, движения руками в воде, выполнение гребковых движений, выполнение гребковых движений руками в скольжении в сочетании с выдохом в воду, игры с использованием скольжения в воде с движениями рук.
4.Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.
Передвижение по дну бассейна шагом (в воде),передвижение по дну бассейна бегом (в воде), передвижение по дну бассейна прыжками (в воде),передвижение по дну бассейна изученными ранее способами в сочетании с движениями рук, передвижения в воде на руках по дну бассейна, игры в воде связанные с передвижениями по дну бассейна различными способами.Передвижения по дну различными способами в сочетании с движениями рук.
5.Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой
Опускание лица в воду стоя на дне, открывание глаз в воде стоя на дне, приседания в воде, погружения в воду (с опорой), погружение в воду ( без опоры), погружения с рассматриванием предметов, игры связанные с погружением в воду, передвижением и ориентированием под водой.
6.Обучение выдоху в воду.
Выдох перед собой в воздух, выдох в воду, выдох на границе воды и воздуха, игры с использованием выдоха в воду
7.Обучение лежать на воде на груди и спине.
Упражнение на всплывание, лежание на груди, лежание на спине.
8.Обучение скольжению в воде на груди и спине.
Упражнения на скольжение в воде со вспомогательными снарядами и помощью педагога , выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от дна, выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от стенок бассейна, выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду, выполнение скольжения в сочетании с движениями рук, скольжение на спине, отталкиваясь от дна, скольжение на спине, отталкиваясь от стенки бассейна, скольжение на спине в сочетании с дыханием, скольжение на спине с движениями рук, игры связанные со скольжением на груди и спине.
9.Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине
Движения ногами на суше, движения ногами в воде сидя, движения ногами в воде опираясь на руки, движения ногами лежа на груди с опорой.
10.Выполнение контрольных тестов.
Игры, имитационные упражнения в бассейне направленные на развитие зрительно-моторной координации.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Игры для ознакомления со свойствами воды
Морской бой
Задача игры: приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: На глубине по пояс дети встают лицом друг к другу в две шеренги, расстояние между которыми 1,5—2 м. По сигналу преподавателя дети начинают брызгать водой в «противника», стараясь, заставить его отступить. Побеждает более стойкая команда, которая не разбежится и сохранит первоначальный порядок.
Повторить игру 3—4 раза.
Правила: Нельзя касаться игроков руками, поворачиваться спиной, убегать.
Методические указания: Разделяя детей на команды, нужно учитывать их рост и подготовленность. Следить за соблюдением правил.
Охотники и утки
Задача игры: упражнять в погружении в воду с головой, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Выбираются два охотника. Остальные дети — утки. Охотники становятся по обе стороны бассейна, у каждого из них по мячу. Утки плавают в разных направлениях по бассейну. По сигналу «Охотники!» утки должны нырнуть в воду, чтобы охотники не смогли попасть в них мячами. Если кто-то из детей не успел спрятаться и в него попадают мячом, он должен выйти на время из игры.
Правила: Охотники не должны бросать мяч детям в голову. Начинать бросать мяч можно только по сигналу «Охотники!» и не сходя с места.
Методические указания: Охотники меняются после того, как каждый из них попадет мячом в определенное число уток.
Насос
Задача игры: научить детей погружаться с головой в воду несколько раз подряд, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой. Каждый из играющих погружается в воду 4—5 раз. Игра повторяется 3 раза.
Правила: Нельзя отпускать руки и вытирать лицо, смахивая воду, после каждого очередного окунания.
Методические указания: Играющие пары располагаются боком к преподавателю.
Удочка
Задача игры: упражнять детей в погружении в воду с головой развивать зрительно-моторную координацию,
Описание: Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук, поворачиваются лицом к центру. В центре стоит преподаватель. В руках у него веревка, к концу которой привязана надувная игрушка. Длина веревки равна радиусу круга. Преподаватель вращает веревку так, чтобы игрушка двигалась по окружности на высоте 10—30 см над водой. Дети должны избегать прикосновения игрушки, погружаясь под воду, когда она приближается.
Правила: Нельзя прятаться раньше, чем приблизится игрушка.
Методические указания: Вначале следует вращать веревку с игрушкой несколько выше голов детей. Когда дети научатся смело погружаться в воду, высоту можно уменьшить.
Игры с выдохом в воду
Резвый мячик (на мелком месте)
Задача игры: способствовать овладению продолжительным, постепенным выдохом, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик или теннисный шарик. Приняв положение упора лежа спереди, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на мяч, стараясь отогнать его как можно дальше от себя (рис.85). Затем идут за мячом по дну на руках, делая неоднократный вдох и выдох. По команде преподавателя все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех,— это самый «резвый мячик».
Игра продолжается.
Правила: Нельзя мешать друг другу, дуть на чужой мяч.
Методические указания: Сперва можно игру проводить без продвижения на руках вперед за мячом. В таком случае всякий раз выполняется только один выдох.
Игра может быть проведена и на глубоком месте (вода по грудь). Тогда играющие продвигаются за мячом, идя по дну.
Преподаватель следит за тем, чтобы дети выполняли постепенный выдох.
Качели (глубина воды по пояс)
Задача игры: способствовать овладению выдохом в воду, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу.
По очереди приседая, они погружаются в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый играющий делает 3—4 выдоха в воду.
Правила: Нельзя отпускать руки, задерживать своего товарища под водой.
Методические указания: Играющие пары располагаются боком к преподавателю.
Игры с открыванием глаз в воде
Водолазы
Задача игры: приучать смело открывать глаза в воде, рассматривать предметы под водой, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Дети встают у бортика с одной стороны бассейна. Преподаватель разбрасывает по дну бассейна резиновые (тонущие) игрушки, пластмассовые тарелочки. По сигналу водолазы погружаются в воду и стараются собрать как можно больше предметов.
Правила: Начинать выполнять задание по сигналу, не толкать товарищей, не отнимать игрушки.
Методические указания: Преподаватель отмечает и поощряет детей, успешно справившихся с заданием, помогает несмелым детям, подбадривает их. Можно провести игру с разделением на команды и дать задание, чья команда водолазов больше соберет предметов.
Игры со скольжением и плаванием
Я плыву
Задача игры: способствовать овладению горизонтальным положением тела в воде, подводить к скольжению, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Дети в разомкнутой колонне по одному шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу им предлагается повернуться лицом внутрь бассейна и любым способом оторвать йоги от дна или изобразить плавание на груди. По следующему сигналу дети возвращаются на свои места в колонне и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна.
Правила: Нельзя толкать друг друга. Не выполнивший задания выводится из воды на время одного повторения игры.
Методические указания: Объясняя игру, преподаватель показывает, какими способами следует достигать горизонтального положения в воде лежа в упоре спереди, лежать на воде, скользить и др. Но эти положения не надо детям навязывать, сковывать их изобретательность.
Поезд в туннель! (I! вариант)
Задача игры: совершенствовать умение скользить на груди, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив друг другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Преподаватель держит обруч — туннель. Чтобы проехать через туннель, ребята, изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. Затем возвращаются в конец колонны. Игра продолжается.
Правила: Не толкать друг друга, не торопить.
Пятнашка с поплавком
Задача игры: закреплять умения погружаться в воду, держаться на воде, скользить, развивать зрительно-моторную координацию
Описание: Выбирается водящий («пятнашка»). Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу пятнашка старается догнать и дотронуться до кого-нибудь из играющих. Спасаясь от него, дети должны принять положение «поплавок». Если водящий дотронется до ифающего раньше, чем он принял положение «поплавок», тот считается пойманным.
Правила: Нельзя толкать детей, принявших положение «поплавок».
Методические указания: Можно предложить детям вариант игры «Пятнашки со стрелой», в котором они вместо положения «поплавок» выполняют скольжение «стрела».
Имитационные упражнения
«Разговор по телефону». Глубина воды по пояс. Поочередно в паре с преподавателем, лицом к нему и на близком от него расстоянии, дети приседают, погружаясь в воду с головой.
Преподаватель громко называет подводой ребенка по имени или постукивает камешком о камешек. После чего спрашивает у играющего, что он слышал.
«Коробочка». Присев, руками обхватить голени, подбородок на поверхности воды. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, голову опустить под воду — «у коробочки закрыли крышечку».
«Поплавок». Глубина воды по грудь. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду с открытыми глазами. Сильно согнуть ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову нагнуть как можно ближе к коленям. В этом положении «поплавком» всплыть на поверхности воды. Плавать на поверхности, не изменяя положения. Считать до 8. После этого спокойно встать на дно.
«Медуза». Глубина воды по пояс. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается в воду, затем всплывает. Лежать в воде без движений.
7. Взаимодействие с семьей
Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Задачи сотрудничества:
- повышение роли семьи в физическом воспитании и оздоровлении детей;
- развитие инициативы родителей в формировании у детей ЗОЖ и устойчивого интереса к физической культуре;
- формирование общественного мнения о значимости ЗОЖ, физической культуры в ДОО и семье.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Информационные (консультации, доклады, ведение «физкультурной странички» на интернет-сайте ДОО (новости, мероприятия из физкультурной жизни ДОО))
- Организационные (родительские собрания, анкетирование родителей, совместно с родителями мониторинг физического развития детей, различные встречи с участием родителей)
- Просветительские («школы» физ. воспитания для родителей, тематические встречи с привлечением других специалистов, беседы)
- Практико-ориентированные (организация семейных клубов, участие родителей в (мастер-классах, Днях здоровья, спортивных праздниках, досугах и развлечениях).
8. Диагностика
Мониторинг индивидуального физического развития ребенка проводится в соответствии с ФГОС:
- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией среднестатистических данных достижений;
- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка. От поступления в ДОО до выпуска в школу, как единый процесс, при этом учитывает возрастные особенности, опираясь на оценку индивидуальных изменений деятельности дошкольника;
Результаты обследования оформляются в виде протоколов показателей по плаванию.
Его анализ помогает определить успешность освоения им программного материала.
Показатели по плаванию у детей старшего дошкольного возраста:
Водобоязнь – ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно ведет себя.
Погружение в воду с выдохом – стоя в воде, сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть.
Упражнение «поплавок» - в положении стоя сильно согнуть ноги, обхватить руками голени, голову нагнуть как можно ближе к коленям; сделать вдох, задержать дыхание и оторвать ноги от дна бассейна, всплыть на поверхность.
Упражнение «стрела» - стоя спиной к бортику, руки вытянуть вверх, голова находится между руками; сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок от бортика, то же на спине – выполняется скольжение до полной остановки.
Плавание любым способом – стоя сделать, оттолкнуться ногами от бортика и плыть любым способом без остановки.
Уровни усвоения программы:
0 – низкий: ребенок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора – на суше и в воде.
1 – средний: ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.
2 – высокий: ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает основные упражнения на суше и воде.
Результаты педагогического мониторинга развития детей старшего дошкольного возраста (к концу шестого года), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (плавание) овладение подвижными играми с правилами.
№ | Фамилия, имя ребенка | Водобоязнь | Погружение в воду с выдохом | Упражнение «поплавок» | Упражнение «стрела» | Плавание любым способом | ИТОГО | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
ИТОГО (по количеству) | ||||||||||||
2: | ||||||||||||
1: | ||||||||||||
0: | ||||||||||||
ИТОГО по критериям: | 2:___________% ___________дет. | 2:___________% ___________дет. | 2:___________% ___________дет. | 2:___________% ___________дет. | 2:___________% ___________дет. | |||||||
1:___________% | 1:___________% | 1:___________% | 1:___________% | 1:___________% | ||||||||
0:____________% ____________дет. | 0:____________% ____________дет. | 0:____________% ____________дет. | 0:____________% ____________дет. | 0:____________% ____________дет. |
Показатели по плаванию у детей старшего дошкольного возраста
Литература
- Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши-крепыши» - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016
- А.А. Чеменева, Т.В.Столмакова «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург 2011г.
- Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина «Обучения плавания в детском саду» Москва: Просвещение, 1991г.
- Рыбак М.В., Глушкова Г.В, Поташова Г.Н. «Раз, два, три, плыви…» метод пособие для дошкольных образовательных учреждений – М. : Обруч, 2010
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием. Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17. http://fgosreestr.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому воспитанию дошкольников.
рабочая программа....
Рабочая программа по физическому воспитанию для дошкольного возраста на 2015-2016 гг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНА 2015-2016 гг...
Рабочая программа по физическому воспитанию
Разработана на основе программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Вераксы , Комаровой, Васильевой...
Рабочая программа по физическому воспитанию для детей с ОВЗ дошкольного возраста "Весёлый кузнечик"
Основная проблема развития детей с ОВЗ- это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда — возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неувере...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физическому воспитанию в бассейне для детей от 6 месяцев до 2 лет совместно с родителями «Плаваем вместе с мамой: «Морская Сказка»
Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности....
Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 4-5 лет) с амблиопией и косоглазием
Подавляющее число (от 85% и более) воспитанников с нарушением зрения дошкольных образовательных организаций (кроме ДОО для слепых и слабовидящих) – дети, которые по степени и характеру зри...
Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 6-7 лет) с амблиопией и косоглазием
У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности...