Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтобы ушки слышали».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Перина Ирина Валерьевна

Цель: формирование первичных представлений о себе, обогащение знаний детей по теме “Забочусь о своём здоровье”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Конспект  НОД

               по образовательной области «Познавательное развитие»

                               в подготовительной к школе группе

                          по теме «ЧТОБЫ УШКИ СЛЫШАЛИ».

Цель: формирование первичных представлений о себе, обогащать знания детей по теме “Забочусь о своём здоровье”.

Программное содержание:

Познакомить с правилами ухода за ушами, показать значение слуха в жизни животных и человека.

 Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных: медведь-медвежьи уши и т.д.). Развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитывать любознательность и потребность в здоровом образе жизни, доброжелательное отношение к окружающим.

Материал и оборудование:  предметные картинки с изображением диких животных; демонстрационный материал “Правила по уходу за ушами”; барабан, бубен, маракас, колокольчик, деревянные ложки, треугольник; магнитофон и запись ”Звуки природы”; мультимедийное оборудование, предметные картинки с изображением ушей животных, мольберты.

Предварительная работа: беседы о жизни животных, рассматривание энциклопедий «Животный мир», «Наше тело».

                                                  Ход:

Организационный момент.

 Игра м/п «Угадай, чей голосок?»

Дети стоят в кругу, водящий в центре круга.

-Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем: «Скок, скок, скок»,

Угадай, чей голосок?

Воспитатель приглашает детей к мольбертам (доске), где вывешены предметные картинки с изображением животных.

-Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, кого вы видите? (Дети перечисляют животных).    Как одним словом можно назвать тех, кого вы сейчас перечислили? (Животные).

    Предлагаю взять со стола картинки-загадки с изображением ушей животных.

   Игровое  упражнение “Чьи уши?” (Волчьи, заячьи, медвежьи, лисьи, беличьи и т.п.)

-Ребята, обратите внимание, уши у животных похожи или отличаются друг от друга?(ответы) Конечно, они разные по форме и по размеру.

 Предлагаю каждому ребёнку рассказать, какие по форме и величине уши у животного на их картинке. (Уши у зайца-длинные, овальные; уши у медведя-маленькие, круглые и т.п.)

-Где находятся уши у животных? (на голове).                      

-Как вы думаете, для чего животным нужны уши? (Чтобы слышать приближающегося хищника; чтобы вовремя спастись от врагов; найти друг друга; слышать добычу и т.п.) Вы всё правильно говорите! А как вы думаете, есть ли уши у птиц, насекомых и других братьев наших меньших? (ответы детей).  Хотите узнать любопытные факты о том, как некоторые из них слышат?

  Приглашаю детей присесть на стульчики. Начинаю рассказ, используя слайд-шоу с изображениями тех, о ком рассказываю.

Для большинства насекомых мир беззвучен, но у (1) кузнечиков, (2) сверчков, (3) саранчи есть слуховые органы. Только они расположены не на голове, а на передних ногах. Двигая ногами в разные стороны, они стараются уловить, откуда идет звук. Можно сказать, что кузнечики и их родственники прыгают на “ушах”.

(4) У раков слуховой аппарат расположен на основании коротких усиков. Поэтому при линьке раки сбрасывают свои “уши” вместе с “одеждой”- панцирем.

(5) Уши некоторых хищников помогают им охотиться. Сова способна в полной темноте, ориентируясь по слуху, ловить мышей.

 (6) А подслеповатые от рождения летучие мыши видят лишь на несколько сантиметров. (7) Поэтому они научились на слух охотиться на бабочек, мух, на слух находить своё гнездо и летать между линиями электропередач, не задевая их. (8) Не зря же уши некоторых летучих мышей больше остального тела.

(9) Змеи слышат… челюстями! У них есть слуховая косточка, которая помогает им улавливать звуки.

Теперь, ребята, вы поняли, для чего нужны уши братьям нашим меньшим? Они не могут без них обходиться, т.к. именно уши помогают животным, птицам, некоторым насекомым, рептилиям  охотиться или выживать в их среде обитания.

-Дети, уши есть и у нас, людей, но как вы думаете, для чего они нам, ведь мы в лесу не живём, ни на кого не охотимся? (Ответы детей). Правильно, ребята! Слух- это великая ценность для человека. Только подумайте, что такое слух! Это целый мир звуков: шум моря, шелест листьев, пение птиц, любимый голос мамочки. Без этих звуков было бы не интересно и грустно жить. Давайте с вами немножко поиграем и проверим это. Закройте глазки и послушайте. (Воспитатель включает запись «Звуки природы»)

-Ребята, что вы сейчас слышали, на что это похоже? Вам приятно было слушать эти звуки? Что вы чувствовали? (Ответы детей)

-А сейчас вы снова закроете глаза и плотно закроете ушки руками, а потом скажите, что вы услышали. (Дети закрывают уши руками,  а воспитатель снова включает ту же запись)

-Матвей, ты что-нибудь слышал? (Нет). Если «да», то звуки были такие же яркие, громкие, звонкие?

-Ангелина, как стало вокруг, когда ты закрыла ушки? (тихо).

-Вот видите, вы даже не услышали, что я снова вам включила те же звуки природы, вокруг стало очень тихо и не интересно. Вам стало хорошо или плохо от того, что вы ничего не слышали? (ответы детей). Почему?

 А есть  такие люди, которые всегда ничего не слышат. Их называют глухими. Как вы думаете, можно ли смеяться над такими людьми? Почему? (ответы детей). Верно. К ним нужно относиться с пониманием, т. к. этим людям очень тяжело.

-Давайте ещё поиграем в игру, чтобы ещё раз убедиться, как хорошо и важно человеку слышать. (Приглашаю детей к столу с музыкальными инструментами).

Посмотрите, сколько музыкальных инструментов лежит на столе. Выберете себе по одному предмету. (Дети берут по музыкальному инструменту)

-Дима, как называется твой инструмент? (Барабан). Поиграй нам на нём. (Ребёнок играет).

Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка название его инструмента (треугольник, колокольчик, маракас, деревянные ложки, бубен) и просит поиграть на нём.

-Мы сейчас  превратимся с вами в один дружный оркестр, но для этого нужно, чтобы все инструменты зазвучали. (Дети начинают играть на своих инструментах, воспитатель- дирижёр).

-Замечательный оркестр получился у нас с вами. А теперь положите инструменты на стол и отвернитесь. Я буду играть на одном из инструментов, а вы, не видя его, т. к. вы отвернетесь, попробуете угадать его название.

Дети играют в игру «Угадай, какой инструмент звучит».

-Что помогло вам угадать название инструментов, вы же их не видели? (Ответы детей).

-Конечно же, ребята, это ваши ушки! Даже не видя, мы можем многое определить на слух. Поэтому уши- это важный орган нашего тела, и мы должны их беречь.

 -Ребята, кто знает, как называется врач, который лечит уши? (Подсказать, если дети затрудняются ответить). Лор-врач или ухо-горло-нос. Так же у этого доктора есть еще одно название – отоларинголог (предложить повторить).

-Чтобы наши ушки не болели, и слух оставался хорошим надо знать и выполнять правила!

Приглашаю детей подойти к столу с картинками (по уходу за ушами, кожей, глазами) и мольберту, вешаю картинку врача по центру  мольберта.

Я предлагаю вам выбрать те картинки, на которых изображено, как надо ухаживать за ушами и чего нельзя делать, чтобы не попасть к врачу.

Дети выбирают картинки, помещают на мольберт. Затем обсуждаем выбор ребят.

-не ковырять в ушах разными предметами;

-не допускать попадания воды в уши;

-защищать уши от сильного ветра; шума;

-сильно не сморкаться. Не втягивать слизь из носа в себя;

-Мы с вами говорили, что уши надо мыть. А вот как часто? Послушайте стихотворение.

Воспитатель рассказывает стихотворение Э. Машковской «Уши».

-Даниил, так как часто надо мыть уши? (Ежедневно). Саша, что значит ежедневно? (Каждый день). Верно, запомните это!

Скажите, ребята, а если вам в ухо что-то попало, или они у вас заболели - что нужно делать в первую очередь? (Надо обратиться к взрослому). Совершенно верно. А взрослый уже решит, что делать дальше. Может  быть,  придётся обращаться к врачу-отоларингологу.

Анализ: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).  Для чего надо знать правила ухода за нашими ушами? (Чтобы быть здоровыми и не болеть).

-Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными и активными. Я желаю, чтобы ваши ушки никогда не болели и хорошо слышали, и тогда окружающий мир вокруг вас будет весёлым и интересным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".

Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....

конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Овощи"

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само су...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Посуда"

Представленный конспект урока по разделу: «Ребёнок и окружающий мир» разработан с учетом требований  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида  под ред. Л.И.Пла...

конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме "Это моё право"

конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме "Это моё право"....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...

Конспект тематического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Чтобы не было беды!"

Цель: формирование у воспитанников представления о терроризме.Задачи:Образовательные: - научить детей противостоять опасности и действовать в экстремальной ситуации.Развивающие:- формировать...