Нетрадиционные методы оздоровления.
консультация на тему
Нетрадиционные методы оздоровления. Консультация для педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_ozdorovleniya-_konsultatsiya.docx | 46.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методы оздоровления.
В нашем детском саду разработана программа “Здоровье» по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа “Здоровье” комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
Итак, нетрадиционные методы относятся к неспецифической иммунопрофилактике в лечебно-профилактическом направлении программы, так же как и
- плановые оздоровительные мероприятия (фито- и витаминотерапия)
- закаливающие мероприятия
- нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж и проч.
- профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости
Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики
К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.
Дыхательная гимнастика:
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием, способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
С помощью дыхательных упражнений, которые основаны на носовом дыхании, развивается ещё несовершенная дыхательная система ребёнка, укрепляются защитные силы организма основаны на носовом дыхании. Не случайно поэтому, физиологи предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую - на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.
Упражнения дыхательной гимнастики:
“Свеча” Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Массаж и самомассаж:
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Рассмотрим особенности детского самомассажа.
Самомассаж - научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы, как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает самомассаж популярным, особенно в детской практике.
Детский самомассаж выделяется, как особый вид массажа, так как способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Под действием самомассажа в организме человека происходит ряд местных и общих реакций, в результате этого сложного биологического процесса нормализуется деятельность всех органов и систем, улучшается питание (а значит, и рост) костей и мышц, кожа становится упругой и эластичной. Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём действие самомассажа тем сильнее, чем младше ребёнок.
Важной особенностью детского самомассажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы - всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приёмов, можно менять характер воздействия.
В зависимости от цели самомассаж может быть тонизирующий или расслабляющий, тонизирующий самомассаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приёмы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приёмов. Расслабляющий самомассаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание - более медленное и глубокое, ударных приёмов меньше. В любом случае самомассаж должен быть безболезненным, это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным).
Наиболее актуальными видами самомассажа являются: массаж пальцев рук, стоп, спины, лица и биологически активных точек, тела и ног.
При самомассаже пальцев рук следует использовать следующие приемы: вытягивание каждого пальца и надавливание на него; растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При самомассаже других частей тела используем приемы: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание.
При самомассаже стоп используем: ходьбу по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам, самомассаж стоп, катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры.)
Самомассаж рук и пальцев включает в себя: многочисленные пальчиковые гимнастики, массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов, ходьбу по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).
При самомассаже спины можно использовать: игровой взаимомассаж, массаж специальными и самодельными массажерами, массаж гимнастическими палками, массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны, упражнения на мяче (большом)
Самомассаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды) включает в себя: игровой самомассаж «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;
К самомассажу тела и ног можно отнести: игровой самомассаж «Лягушата», «Мочалочка», массаж специальными и самодельными массажерами, растирание массажными рукавичками, выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик, и идущий по лесу медведь, одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям. Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки быстро запоминаются, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.
Таким образом, массаж благоприятно влияет на физическое и нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста, способствует своевременному возникновению двигательных навыков и их последовательному совершенствованию. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж и дыхательная гимнастика помогают предупредить заболевания.
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, стали тяжелыми и т.п.
Упражнения:
Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики руки.
Текс | Движения |
Ветер по лесу летал, | Плавные, волноообразные движения ладонями. |
Вот дубовый, | Загибать по одному пальчику на обеих руках. |
Вот последний лист с осинки | Укладывать ладони на колени. |
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Текс | Движения |
Эта птичка-соловей, | Загибать по одному пальчику |
Эта птичка – злой орлан. | Махать сложенными кресс-накрест ладонями |
Птички, птички- по домам. | Махать обеими руками, как крыльями |
«Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга».
Кинезиология – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Эти упражнения можно делать не только детям, на самом деле эти упражнения подойдут любому взрослому человеку.
Упражнения:
«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Прежде чем показать это упражнение детям вы должны сами научиться его делать. Сначала в медленном темпе, затем темп увеличиваем.
Лезгинка».
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук. Добиваться высокой скорости смены положений.
При проведении таких упражнений улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий, улучшается запоминание, повышается устойчивость внимания.
Вывод:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Консультацию подготовила Лисицкая В. В.
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...
Нетрадиционные методы оздоровления
Данные методы оздоровления и комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминуток или динамических пауз....
Совместное мероприятие с детьми и родителями "Нетрадиционные методы оздоровления детей"
"Нетрадиционные методы оздоровления детей"(совместное мероприятие с детьми и родителями)II младшая группа2011-2012 учебный год...
Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"
Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...
«Интегрированное занятие познавательного цикла в подготовительной группе с использованием нетрадиционных методов оздоровления»
Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье. 2. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания. 3. Познако...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всевозрастающие негативные воздействия среды, плохую экологию и напряжённость в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на...
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является о...