психологическое развитие раннего возраста 2-3лет.
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей раннего возраста от 1 до 3 лет
Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители - его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.
Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
Новообразования возраста:
Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой. Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя. Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола. Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается признание со стороны взрослых, т.е. формируется самооценка. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание. Усвоение языка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года. Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
Страхи. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример. Базовая потребность возраста. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон). Развитие эмоций. В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности. Вид деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная игра, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами:
Общение. Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность. Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня ребенка должен соответствовать режиму дня в детском саду. Общеизвестно, что у каждого ребенка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребенка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребенка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии. Таким образом, то, в каком направлении пойдет развитие ребенка, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. Причем активное участие взрослых в воспитании ребенка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности. Для этого, как подчеркивает Т.И. Чиркова, необходимо:
Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Мы надеемся, что вы будете для своего ребенка первым и самым лучшим и важным воспитателем. Помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего. Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с его рождения, и нельзя терять ни минуты. Главное – сделать ребенка счастливым! Помните, что судьба ребенка в ваших руках! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста(1-3лет)
консультация для родителей...
Развлечение "Осень" для детей раннего возраста (2-3лет)
Методическая разработка...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3лет)
Картотека дидактических игр...
Игровое занятие для детей раннего возраста (2-3лет) «Фрукты и овощи» Февраль 2022г.
Цель: Дать детям первоначальные знания о фруктах и овощах.Обогатить словарь детей по теме «фрукты и овощи».Формировать устойчивые представления о форме и цвете.Задачи: Обучающие: сформиров...
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста (2-3лет) Апрель 2022г.
Картотека игр по сенсорному развитию детей в первой младшей группе (2-3года) «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигу...
Подвижные игры для детей раннего возраста (2-3лет)
Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка.В них детям приходится проделывать разнообразные движения:ходить в разных условиях, бегать, прыгать,бросать, лазать.Выполняя данные дви...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста 2-3лет «Мама -воробышек»
Занятие по развитиб речи в группе раннего возраста 2-3 лет "Мама -воробушек".Занятие расширяет представление детей о жизни и особенностях характера диких птицв в более доступной форме для де...