Статья "Я познаю мир"
статья (подготовительная группа) на тему
С рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника является исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_borisovoy_iriny_vladimirovny.docx | 14.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Борисовой Ирины Владимировны.
Ребенок познает мир
С рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника является исследование. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, ученым в процессе экспериментирования. При этом взрослый выполняет роль не учителя и наставника, а равноправного партнера, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В процессе исследования дети испытывают удивление, восторг, радость. Ребенок - дошкольник учится решать проблемы, ставить цель, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы действуя самостоятельно или при направленной воспитателем деятельности. Опыты и эксперименты помогают развивать: память, мышление, логику; личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Очень часто взрослые, детскую тягу к познанию мира притупляют, а не развивают, преподнося готовые истины на занятиях, готовые обобщения и выводы, вместо того, чтобы ребенку самому наблюдать, исследовать, сравнивать, экспериментировать, анализировать, ощущать, сравнивать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.
Было установлено, что в дошкольном возрасте постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка приводят к серьезным нарушениям психики, негативно сказывающимся на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы ребенок сам был активным участником педагогического процесса, нужно, чтобы был высоким его познавательный интерес.
Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять.
В связи с этим все время пребывание ребенка в детском саду должно быть обучающее - развивающим.
«Островки» исследовательской деятельности в период дошкольного детства сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (речи, мышления, восприятия).
В процессе активной исследовательской деятельности, ребенок удовлетворяет свою любознательность, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными, родовидовыми, временными отношениями, позволяющими в целостную картину мира связывать отдельные представления.
Исследовательская деятельность, наряду с занятиями пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, экспериментирование, проведение опытов, организацию метода проектов.
Значительное место должно быть уделено различным средствам:
- экспериментальной работе на занятиях по окружающему миру;
- занимательные опыты: с песком, водой, землей, льдом, снегом, магнитами и т.д.;
- игры-эксперименты «Путешествие Капельки воды», «Подарки хозяйки медной горы», «Волшебный пар»;
- дидактические игры «Что из чего сделано», «Лаборатория профессора Почемучкина».
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для ребенка, поэтому не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателя.Тема: «Познаю мир через дидактические игры»
статья из опыта работы воспитателя....
Статья "Играем, учимся, познаем"
Как научить мальчика преодолевать трудности для достижения результата...
Статья "Я познаю Мир"
Статья посвящена дидактическому пособию "Космический паспорт"...
Статья на тему «Играя, развиваемся и познаем мир» (Игры в стиле «Геокэшинг»)
Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, ...
Статья "Познаем мир с увлечением" Интерактивные экскурсии.
Статья "Познаем мир с увлечением" Интерактивные экскурсии....
Статья "Познаем мир"
Дошкольный возраст - это яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с такой сферой бытия, как природа....
Статья. «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Родители могут...