Нетрадиционное взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями
консультация на тему
Формирование определённой бызы знаний и практических навыков здорового образа жизни совместно с семьёй. Создание детско-взрослого сообщества (дети-родители-педагоги).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Проблема физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоровительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослого сообщества (дети – родители - педагоги).
Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов и становление функциональных систем организма, складываются характер, отношение к себе и окружающим. У детей необходимо формировать определённую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанные по потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, проблемы со скоростью, ловкостью, координацией движений. Одна из причин таких результатов - неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей.
Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья общественность.
Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества и взаимодействия.
В толковом словаре «русского языка» под ред. С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.
Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам.
В «толковом словаре русского языка» взаимодействие определяется как: 1) взаимная связь;
2) взаимная поддержка.
О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздоровительная деятельность детей и родителей, если взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание ребёнка быть здоровым.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада» - это вовлечение родителей в его образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный процесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые.
Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного опыта семейного воспитания детей.
Были выделены общепедагогические и специфические условия взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:
- взаимное доверие и уважение между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
- учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определённой последовательности, системы.
В основу организации совместной деятельности инструктора по физкультуре и родителей легли следующие принципы.
- Единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья ребёнка в ДОУ и семье. Включает координацию усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.
- Систематичности и последовательности.
- Партнёрства, взаимопонимания и доверия, включает совместные действия, направленные на физическое воспитание и укрепление здоровья ребёнка (формирование отношения к родителям как к равноправным партнёрам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).
- Согласованности действий. Устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.
- Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье на основе учёта их интересов и способностей.
Цель педагогической деятельности - поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.
Были определены следующие задачи:
- внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
- обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
- повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
- оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
- расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре и родителями.
Мы организовали работу в несколько этапов.
- Организационно подготовительный
Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка.
- Мотивационно-ориентировочный
Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела, проявление творческих способностей, реализация собственных идей каждым родителем; создание условий для полноценного общения, обмена мнениями, опытом семейного физического воспитания.
- Просветительский
Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения и укрепления здоровья, физического воспитания, пропаганда семейных ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом образе жизни.
- Деятельностный
Цель: внедрение активных форм участия родителей в физическом воспитании детей, повышение роли родителей в оздоровлении детей, пропаганде здорового образа жизни, распространении опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В. Кротовой. Планируя ту или иную деятельность, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, и старались найти оригинальные, востребованные, интерактивные формы взаимодействия. В работе с родителями выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
К традиционным относят:
- коллективные (родительские собрания, групповые консультации, конференции);
- индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
- наглядно-информационные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей);
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.
Информационно-аналитические формы (анкетирование, опрос, тест) направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение информации о физкультурно - оздоровительной работе в семье, ребёнке, его взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование позволяет собрать мнения и пожелания о своей работе, анализировать её качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей.
Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта», «Телефон доверия»: родители обращаются за помощью к инструктору по физкультуре с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями. «Виртуальная приёмная» предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей. Общение с родителями в этом случае опосредованное.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две группы:
- информационно-ознакомительная
- информационно-просветительская.
Задачей первой - ознакомление родителей с ДУ, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске, видеоролики, фоторепортажи «Хороши спортсмены малыши» - фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников. Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями.
Информационно - просветительская работа направлена на обогащение знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание родителей, поэтому педагогу необходимо приложить не мало усилий, чтобы добиться этого.
Значительным подспорьем в работе стала мини - библиотека специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья.
Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и приёмами воспитания, формирование у родителей практических навыков физического воспитания. Основная роль принадлежит собраниям, консультациям в нетрадиционной форме. Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ - организация семейного клуба. Вот уже несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику выбираем с учётом родительских пожеланий и запросов, руководствуясь результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, учителя-логопеды, психолог.
Для решения проблемы оздоровления детей нужно установить доверительно - деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям - пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними занимаются папа и мама. Для обратной связи с семьёй мы решили воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий - приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду.
В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для детей и родителей и экскурсии.
Таким образом, применение в работе ДОУ различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффективность деятельности по оздоровлению детей и сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье.
Литература
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993.
- Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 1986. № 4.
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2004.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М, 2009.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4.
- Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4.
- Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001.
- Маханева МД. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.
- Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006.
- Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающее технологии в образовательно - воспитательном процессе. М., 2003.
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Формы работы | Цель | Виды |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов |
Наглядно-информационные: -информационно-ознакомительные; -информационно-просветительские; | Ознакомлением с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание практической помощи семье. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов по физкультурно-оздоровительной работе в семье, странички сайта, видеотека, аудиотека; фотовыставки, выставки детских работ |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей | Семинары - практикумы, педагогический брифинг, семейный клуб, родительские конференции, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционные формы с элементами практикума, вечера вопросов и ответов, устные педагогические журналы, организация совместных физкультурных занятий, игры с педагогическим содержанием, библиотека игр для родителей, домашние задания. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. | Совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участия родителей и детей в акциях, экскурсиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями
консультация для родителей...
"Нетрадиционное взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями"
выступление на Педагогическом совете...
Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников
Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ...
Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями дошкольников
методические рекомендации на все возраста...
: Система взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в процессе физического развития и оздоровления дошкольников
Одним из ведущих мест в деятельности дошкольных учреждений выдвигается взаимодействие с семьей Родители - основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозмо...