Проект "Здоровый педагог - здоровые дети"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети»
Фасхиева С.Ф.
Старший воспитатель
МБДОУ №6 «Улыбка»ЗМР РТ
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1.Введение
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.
- Актуальность
Мы не ошибёмся, если скажем что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. « Будьте здоровы»!- говорят люди друг другу. « Желаем вам самого главного- здоровья»-говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства ( зачем всё это больному человеку).Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта ,не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности- привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправит и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Ярко высветив проблему, мы в своём коллективе начали искать пути, способы ,средства и методы для её решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
- Проблема проекта
Возможность и необходимость создания необходимых условий для сохранения и сбережения здоровья в профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ обусловлено тем, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.
- Цели и задачи проекта
Цель: Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
2.Обучить педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.
3.Содействовать улучшению физическое и эмоциональное состояние педагогов.
- Формы, методы, используемые в проекте
2. Этапы проекта:
- Организационный этап
Профессию педагога, к сожалению можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ДОУ, мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
1. Cердечно-сосудистые;
2. Желудочно-кишечные;
3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. Болезни крови;
5. Нарушение функций щитовидной железы.
Сердечно-сосудистые заболевания
Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие и зло. Физиологические задачи сердца в какой-то степени можно назвать вторичными. Человек различает несправедливость трояко:
с помощью органов чувств;
с помощью интеллектуального анализа;
чувствуя несправедливость сердцем.
Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! При этом сердце работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Результат – сердечно-сосудистые заболевания.
Желудочно-кишечные заболевания
Многие считают, что человеческий желудок – некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.
Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать.
Заболевания крови
Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно – болезни крови могут возникнуть из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Нарушение функций щитовидной железы
Заболевания щитовидной железы – очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют “проглоченной обидой”. Патологические “узелки” могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.
Основные причины заболеваний педагога
Причина первая. Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
Причина вторая. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
На данном этапе мы мотивировали педагогов на то, чтоб быть здоровыми. Задавая нашим воспитателям вопрос: “С чего начинается здоровье?”, мы получили следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т.д.”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.
В результате этой работы все согласились с мнением американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительной, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.
Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли заведующий Никонова Т.А., старший воспитатель Фасхиева С.Ф., физинструктор Рогулина О.Г., музыкальный руководитель Морева Л.М., старшая медсестра Агабабаева О.А.
Основные направления деятельности:
- Создание доверительной атмосферы.
- Как сохранить здоровье педагога.
- Поговорим о правильном питании.
- Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
- Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.
- Продуктивный этап
При создании проекта мы опирались на следующие принципы:
1. Здоровье - это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье - в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
3. Психологический комфорт, улыбка - факторы хорошего настроения.
тема | Цель мероприятия | содержание | Прогнозируемый результат |
Создание доверительной атмосферы. | Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе. | Упражнение «Здравствуйте» Игра « Поменяйся местами» Упражнение «Мыслительная карта» Игровое упражнение « Подарок». Музотерапия Фитотерапия « Чудо –лимон» | Положительный заряд эмоций, снятие перенапряжения после трудового дня. |
Как сохранить здоровье педагога. | Ознакомить педагогов с простыми способами оздоровления, позволяющими укрепить и сохранить здоровье. Дать конкретные советы, следование которым приведёт к положительным результатам. | Почему мы говорим о здоровье педагога? Основные причины заболевания педагогов. С чего начинается здоровье? | Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья. |
Поговорим о правильном питании. | Профилактика самых распространённых профессиональных заболеваний педагогов. | Питание как фактор формирования здоровья. | Сохранение и укрепление здоровья педагогов. |
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий. | Активизация педагогов в спортивных мероприятиях. | Соревнования. Выезды на природу. Психологическая разгрузка. | Участие в спортивных мероприятиях, конкурсах, акциях.
|
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд. | Обогатить условия для безопасного и здоровьесберегающего труда. | Обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоравливающей деятельности. Соблюдение гигиенических норм и правил. Оптимизация педагогической нагрузки. Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм и правил, ФГОС, пожеланий педагогов. | Пополнение нормативной и материально-технической базы. |
- Презентативный этап
Презентация проекта на методическом объединении инструкторов по физической культуре, проведение малой спартакиады педагогов в мае.
- Заключительный (итоговый) этап:
- Сформированность представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
- Выросли показатели физической подготовленности;
- Грамотное использование разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
- Осознание педагогами необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья;
- Повышение активности педагогов, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
3. Заключение
Проблема проекта подтвердилась: проводимая работа достаточно
эффективна, результативна позволяет и не только сохранить здоровье педагогов, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Детский сад стал победителем зимней спартакиады 1 место, активным участником осеннего марафона «Кросс Нации» среди дошкольных учреждений ЗМР РТ.
Работа по сохранению здоровья педагогов – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества.
4. Список литературы.
1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья.
2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье.
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека».
4. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
5. Давиденко Д. Н. Здоровье и образ жизни.
6. Коптева С. И., Лобанова А. П., Дроздова Н. В. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании.
7. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.
8. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами.
9. Учебно-методическое пособие «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: М.: Педагогический университет «Первое сентября».
10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.
5. Приложения.
Приложение1.
Социально-педагогический тренинг для педагогов
Цель: Снятие эмоциональной напряжённости.
Создание доверительной атмосферы.
Формирование чувства сплочённости коллектива.
После каждого упражнения проводится обсуждение по вопросам типа: Что вы почувствовали, о чём подумали во время игры, упражнения.
Психогимнастическое упражнение « Здравствуйте»!
Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: « Привет! Здравствуйте! Или Добрый день!» Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.
Игра « Поменяйтесь местами».
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга ( я не один такой), вопросы необходимо подбирать по принципу : весёлые, проблемные и чередовать их между собой
-кто пришёл в юбке;
-у кого подавленное настроение;
-у кого короткая стрижка;
-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит золотые украшения;
- кто не знает, как составлять конспекты занятий;
- у кого двое детей;
- кто имеет одного внука;
- кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
- кто знает, как общаться с родителями;
- кто любит играть роли;
- кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
- кто любит отдыхать на море;
- кто любит командовать дома и т.д.
Игровое упражнение « Планировать или не планировать свою деятельность».
Каждый участник получает карточку с вопросом: « Чем является для вас план работы?». Из трёх предложенных вариантов ответа педагог выбирает один, опираясь на свой собственный опыт. Варианты ответов следующие:
-план- это формальный документ;
- план -это документ, необходимый для контроля и анализа деятельности педагогов;
-план- это важный документ, позволяющий достигнуть результатов деятельности.
Упражнение « Мыслительная карта».
Перечислить формы физкультурно-оздоровительной работы, используемые педагогом в работе.
« Собери пословицу» Предлагаются карточки, где в одном столбце написаны начала пословиц о здоровье, во втором – их окончания.
Игровое упражнение « Подарок».
Участники группы встают в круг. В этом упражнении каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Ведущий встречи начинает игру словами: « Лена, я хочу подарить вам…. Далее изображает подарок руками, который передаёт названному участнику. Участник, который получил подарок, принимает его и кладёт рядом с собой.Затем этот педагог благодарит за полученный подарок и также делает свой выбор.
Рефлексия: Закончи фразу « Я шла сюда и думала…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-презентация для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"
У нездорового воспитателя: 1.ниже качество работы, 2.дети хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются.Не всем педагогам удается компенсировать это самоотверженностью,...
Тренинг для педагогов Здоровый педагог-здоровые дети (предновогодний)
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов через создание условий положительного эмоционального фона настроения. ...
Психологический тренинг для педагогов в ДОУ «Здоровый педагог – здоровые дети»
Цель: познакомить с понятием психологическое здоровье, сформировать адекватное отношение к собственному эмоциональному состоянию как к одной из важных здоровьесберегающих жизненных ценностей; научить ...
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровые дети»
Тренинг составлен так, что в него включены упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения....
Тренинг №2 для педагогов в ДОУ "Здоровый педагог - здоровые дети"
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчив...
Семинар для педагогов "Здоровый педагог - здоровые дети".
Ученые видят две основные причины серьёзных физических и эмоциональных перегрузок педагогов. Во-первых, после большого напряжения требуется длительное восстановление сил, но подчас воспита...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненн...