статья на тему "Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания"
статья (младшая группа) на тему
в статье описаны способы снятия психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания у младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chmel.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Чмель И.В., воспитатель
МАДОУ детский сад №200 г. Казань
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребёнка в образовательном учреждении.
Оптимальным двигательным режим будет считаться при следующих условиях: соотношения покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%; в течение дня у детей не наблюдаются признаки рассеянности внимания или явно выраженного утомления; имеет место положительная динамика физической работоспособности детей; артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.
По степени активности детей можно разделить на три группы: нормальные, моторные, малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершены. Мало того исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность, агрессивность, неуравновешенность и т.д.
Оздоровительная утренняя гимнастика
Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребёнка.
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренних гимнастик включают только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения.
Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствий…
Как вы можете убедиться, утренняя терапевтическая гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечнососудистой системы, развитию способностей организма лучше усваивать кислород.
Водные процедуры как компонент физкультурной терапии
Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляции аппарата организма человека являются водные процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбуждённому человеку предлагают выпить воды, уставшему – умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.
Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребёнка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо.
Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры – это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко усваивают самые маленькие детишки.
Хороший успокаивающий эффект дают тёплые ножные ванны (особенно с отваром трав) перед сном. Для этой процедуры достаточного небольшого пластмассового тазика. Вода в него наливается чуть выше щиколоток.
Но лучше малышам принять тёплые ванны для рук. В ванночки наливается тёплая вода, и ребёнку предлагается искупать игрушку из мягкого поролона. Сон после неё очень крепкий.
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с помощью прогулок
Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию.
Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка. Ходьба в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Во время психотерапевтической прогулки, необходимо идти, стараясь сохранять спортивный шаг.
Остановку дети должны делать самостоятельно. “Стой!” - произносит ребёнок и останавливается. И вы должны остановиться вместе с ним, независимо от того, предполагалось здесь остановиться или нет. А на этих остановках вы организуете с ребёнком игры (коммуникативно-лингвистические, развлекательные, оздоровительные) смотря по ситуации и местоположению. В связи с этим маршрут психотерапевтических прогулок необходимо заранее продумывать.
Иногда на остановках можно зайти с ребёнком в магазин или аптеку и позволить ему самостоятельно купить, например, хлеб.
Другими словами прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся увереннее.
По возвращению с прогулки можно спросить ребёнка, что ему понравилось больше всего и попробовать это нарисовать (рисуете, конечно, вы сами, да и вспоминать помогаете то же вы).
Оздоровительные игры
Игры, предложенные мной, предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.
Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.
Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринуждённость обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность взрослого на создание у детей эмоционального подъёма – всё это создает у детей состояние особого психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдения за детьми во время проведения оздоровительных игр дату достаточно информации о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении некоторых игр, можно определить, у кого из детей нарушена функция равновесия, или можно оценить гибкость туловища.
Длительность игр зависит от содержания и может варьироваться от 1 до 2 мин. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 мин. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны повторяться (только изредка), что бы детям было интересно. Поэтому в моём арсенале их очень много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Я предлагаю такие игры:
Нервно-мышечная релаксация и снятие эмоционального напряжения через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления - «Поймай бабочку» (ведущий показывает летящую бабочку, пробует её поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом двумя , обеими руками одновременно. Дети повторяют. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет).
Снятие напряжения мышц лица -«Игра с шарфиком» (Представьте что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Пришла мама и принесла шарфик и вы его повязали. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу).
Достижение релаксации через дыхательные техники – «Каша кипит» (Ведущий: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша сварилась и закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую - на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «ф-ф-ф», - выпятили животик. Вот как каша кипит!»).
Снятие напряжения, развитие мелкой моторики рук, развитие коммуникативной функции речи – «Лиса» (Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, приговаривая: «Хитрая плутовка, рыжая головка, Ротик открывает, зайчиков пугает.» Дети повторяют текст и движения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические упражнения основное и специфическое средство физического воспитания.
Методические приемы, позволяющие изменять величину психофизической нагрузки при подборе подвижных игр.Примерная схема учета внешних признаков утомления ребенка ...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
Статья "Фитболгимнастика, как эффективное средство физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"
Статья о воздействии фитболгимнастики на развитие детей с ОНР...
Статья. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста....
СТАТЬЯ " МИНИ-ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "
Мини-волейбол – это гармоничное развитие личности с ранних лет. Он развивает ловкость, прыгучесть, координацию движений, выносливость, глазомер и физическую силу....
Статья на тему: Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников
Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников Охарактеризуем роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательн...