Проект "Сохранение психологического здоровья детей средствами арт- терапии"
проект (старшая группа) на тему
Проект создан в соответствии с темами недели в старшей группе программы "Детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_proekta_artterapiya.odt | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Сохранение психологического здоровья детей средствами
арт- терапии»
МКДОУ ДЕТСКИЙ САД
«ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ»
№199 «СКАЗКА»
Старшая группа № 2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА:
По доминирующему методу:
практико-ориентировочный
По характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с семьей
По количеству участников:
фронтальный
По продолжительности:
долгосрочный
ПРОБЛЕМА:
Психологические проблемы в детском возрасте: слишком высокая эмоциональность, когда ребенок не всегда успевает и не может разобраться в бурном потоке своих чувств, или замкнутость, когда он не может восстановить близость с другими людьми и с самим собой, тревожность, детские страхи, психологические травмы и потери, конфликты межличностные и с самим собой, возрастные кризисы и многое другое.
Нашим детям бывает трудно самостоятельно с ними справиться, ведь они так редко осознают, что именно эти психологические проблемы, могут мешать жить полноценно. Они не всегда могут ясно выражать свои мысли, но зато они умеют и могут фантазировать, рисовать, лепить.
Арт–терапия – это терапия через творчество, через погружение ребенка в творческий процесс: рисование, лепка, театры, создание трехмерных изображений из бумаги, музыка, сказки, танцы и так далее .
Это очень интересный и очень мягкий метод, который дает быстрый эффект выравнивания каких–либо поведенческих характеристик у детей. Ведь для детей язык творчества – это близкий для них язык, они хорошо и свободно чувствуют себя на занятиях, упражнения для них являются игрой, которая наполнена определенным смыслом.
Спектр проблем, которые можно решить при использовании арт-терапии, достаточно широк, поэтому, в наше время, она широко используется во всех направлениях психотерапии, а также в педагогике, в различных системах оздоровления, воспитания, социальной работе и в бизнесе. Этот метод не имеет противопоказаний и ограничений, он эффективен для различных возрастных групп.
ЦЕЛЬ:
Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1 . Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
2. Повысить уровень понимания детьми эмоциональных состояний. (гнев, радость, печаль, грусть и т.д.)
3.Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.
4.Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций у дошкольников
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Снижение эмоциональной тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие самосознания, улучшение детско-родительских отношений. Закрепление положительных поведенческих реакций.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Поиск необходимой литературы, и разработка плана занятий.
Проведение тестов тест «Тревожности» Р. Треммл, тест «Лесенка» Т.Д. Марцинковская
Проведение дигности по психо-эмоциональному состоянию детей.
- ОСНОВНОЙ
Реализация – применение полученного результата на практике
СЕНТЯБРЬ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Сегодня дошколята, завтра- школьники» | Чтение латышской сказки «Лесной мишка и проказница мышка» (1;37) | Прослушивание «Времена года. Сентябрь» П.И. Чайковский | Танцевальная игра «Сад» (к.4) | Рисование. Монотипия предметная «Мой детский сад». Гуашь | Инсценировка «Спасаем друзей» (1;77) | Анкетирование «Арт-терапия в семье» | ||||||
«Осенняя пора, очей очарованье» | Чтение сказки «Осенний листок» А.Лопатина, М. Скребцова (3;238) | Прослушивание «Времена года. Октябрь» П.И. Чайковский | Танец с листьями. «Времена года. Сентябрь» П.И. Чайковский | Рисование. «Листопад». Трафарет+ набрызг | Сценка «Муравьи- помощники» (1;89) | Придумывание сказки о игрушках, семье. Папка- раскладушка «Арт- терапия- лечение искусством» | ||||||
«Труд людей осенью» | Чтение сказки «Зимовье зверей» | Прослушивание звучания фортепиано | «Танец взбесившегося поросенка» | Рисование. Кляксография ниточкой. «Мой любимец» | Игра- имитация «Уснули котята- проснулись ежата» (7) | |||||||
«Земля- наш общий дом» | Чтение бирманской сказки «Коровы врозь- тигру радость» (1;84) | Прослушивание «В мире животных» Поль Мориа | Танец «У жирафа». О. Железнова | Пластилинография «Животные жарких стран» | Пантомима «Угадай, кто я?» (6) |
ОКТЯБРЬ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Мой город» | Чтение русской сказки про княгиню Ефросинью (1;126) | Прослушивание «Шум моря» | Танец «Море волнуется раз...» | Рисование «Мой город». Монотипия пейзажная | Сценка «Верные друзья» (1;45) | Рисование. Монотипия. «Любимое время года» | ||||||
«Родная страна» | Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» | Прослушивае Н. Римский Корсаков «Полет шмеля» | Импровизация «Танец бабочек» «Песенка бабочек», автор слов — Б.Заходер, музыка Андрея Варламова, | Конструирование из бумаги «Бабочка». Оригами | Игра- импровизация «Уснули червячки, проснулись кузнечики» | Подготовка пантомим «Угадай кто я?» | ||||||
«Мир предметов и техники» | Чтение курдской сказки «Отец и сын» А.Лопатина, М. Скребцова (2;31) | Прослушивание звучания шумовых инструментов | Танецевальный экпромт «Инструменты» из м/ф «Фиксики» | Рисование предметами «Незнакомый нструмент» Гуашь или акварель | Пантомима «Угадай, что я делаю?» | |||||||
«Труд взрослых. Профессии» | Чтение сказки «Лесник и его внук» И. Никитин (2;131) | Прослушивание «Смелый наездник» Шуман | Танцевальная игра «Зеркало» (к.4) | Раскрашивание кругов Мандала | Сценка «Талант и профессия» (1;203) | Консультация «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт- терапии» |
НОЯБРЬ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Семья и семейные традиции» | Чтение китайской сказки «Семейная драгоценность» (2;35) | Прослушивание колыбельных песен | Танцевальная игра «Зеркало» (к.4) | Рисование «Моя семья» | Инсценировка р.н.с. «Машенька и Дашенька» | Подготовка этюдов «Угадай, кто я?»
| ||||||
«Наши добрые дела» | Чтение сказки А. Неелова «Даром ни одно добро не пропадет» (1;52) | Прослушивание «Щелкунчик. Марш» П.И Чайковский | Танцевальный экспромт с любимой игрушкой | Рисование мелками «Поможем игрушке» (1;17) | Инсценировка «О чем говорят вещи» (1;17) | |||||||
«Поздняя осень» | Чтение сказки «Сказка о временах года» (3;242) | Прослушивание «Времена года. Осень» А. Вивальди | Танцевальный экспромт «Осень» А. Вивальди | Отпечаток листьями+акварель «Снежинки, листья, цветы» | Разыгрывание этюда из сказки «Двеннадцать месяцев» С.Я. Маршак | |||||||
«Мир комнатных растений» | Чтение притчи о садовнике (5) | Прослушивание Ф. Шопен «Вальс 4» | Танец «Сад» (4) | Рисование ногами «Цветок в моем окне» | Игра- импровизация «Встреча овощей на грядке» | Папака-раскладушка «Волшебные звуки»- о пользе классической музыки. |
ДЕКАБРЬ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Зимушка- зима» | Чтение сказки «Снегурочка и зима» А.Лопатина, М. Скребцова (3;223) | Прослушивание «Времена года. Декабрь» П.И. Чайковский | Танцевальный экспромт «Зима». «Времена года. Декабрь» П.И. Чайковский | Рисование. Каракули. «Зимние узоры на стекле» Карандаши, мелки воск-е | Разыгрывание этюда «Первый снег» | Придумывание сказки о зиме | ||||||
«Будь осторожнее!» | Чтение сказки А. Лопатина «Волшебная ресничка» (1;160) | Прослушивание П. И Чайковский «Времена года. Январь» | Танец «Снежочки» «Ой, снег- снежок»Сл. Пономаренко | Рисование Кляксография «Забавный снеговик» | Инсценировка потешки «Как на тоненький ледок» | |||||||
«Готовимся к новогоднему празднику» | Чтение сказки «Где живет красота» А. Лопатина (1;169) | Прослушивание «Дед Мороз» Шуман | Танец «Буги-вуги» | Рисование . Цветной граттаж. «Наряд для ёлки» | Игра- импровизация «Новогодний хоровод» | Раскрашивание кругов Мандала. | ||||||
«Зимние чудеса» | Чтение китайской сказки «Упорный Юн Су» (1;240) | Прослушивание «Зимнее утро» П.И. Чайковский | Танец «Игра в снежки» | Рисование на снегу акварелью «Разноцветный снег» | Разыгрывание этюда «Зимние забавы» |
ЯНВАРЬ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Неделя игры» | Чтение сказки М. Скребцова «Ссора домов» (1;270) | Прослушивание Л.Ван Бетховена «Лунная соната» | Танец с любимой грушкой. Песня «Дракоша» | Рисование конструктором «Лего» «Дом, в котором я живу» | Инсценировка сказки «Три поросенка» (6) | Мастер- класс «Волшебные ладошки»
| ||||||
«Неделя творчества» | Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» | Прослушивание «Лебединое озеро. Танец маленьких лебедей» П. И Чайковский | «Танец маленьких утят.» | Тестопластика «Веселое подворье» | Инсценировка «Зимовье зверей». Театр би-ба-бо | |||||||
«Неделя познания. Зимушка хрустальная» | Чтение сказки «Север и Юг» М. Скребцрва (3;101) | Прослушивание «Времена года. Декабрь » П.И. Чайковский | Танец оленей «Увезу тебя я в тундру» | Выращивание разноцветных кристалов. | Игра- импровизация «Теремок на Севере» |
ФЕВРАЛЬ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Друзья спорта» | Чтение сказок о спорте (5) | Прослушивание «Гимн спортсменам» М. Магомаев | Танец «Запрещенное движение» (4) | Рисование красками «Символы спорта» | Инсценировка сказки «Два брата» (5) | Придумывание сказки о путешествии пуговицы | ||||||
«Юные путешественники» | Чтение сказки «Спасительница Ель» А.Лопатина, М. Скребцова (3;125) | Послушивание звучания флейты | «Танец маленьких лебедей» П. И Чайковский | Цветной граттаж «Птичка- невеличка» | Инсценировка «Две птицы» (1;112) | |||||||
«Защитники Отечества» | Чтение А. Лопатина «Лесные певцы» (1;235) | Прослушивание звучание барабанов | Марш солдат | Рисование «Форма для солдат». Набрызг. | Разыгрывание пантомим «Войска российской армии» | Нарисовать настроение после прогулки по городу
| ||||||
«Народная культура в традиции» | Чтение сказок Малайзии «Завтра и сегодня» (1;211) | Прослушивание «Колокольный звон» | Танцевальный экспромт с любым предметом по желанию детей. Муз. «Три веселых зайчика»+ Колыбельная из м/ф «Умка» | Раскрашивание кругов Мандала | Инсценировка «Приветливые люди» (1;35) |
МАРТ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Женский праздник» | Чтение сказки «Айога» (5) | Прослушивание колыбельных | Танец «Куклы- неваляшки» | Тестопластика «цветы для мамы» | Игра- импровизация «Мамин любимый цветок» |
Информация на стенде «Особенности весны» | ||||||
«Уроки вежливости и этикета» | Чтение сказки К. И Чуковского «Федорино горе» | Прослушивани П.И. Чайковский «Времена года. Февраль» | Танец «Если весело живется...» (4) | Рисование. Восковая свеча+акварель «Угадай меня!» | Инсценировка Б. Заходера «Веселый этикет» (5) | |||||||
«Весна пришла!» | Чтение сказки Л.В. Скребцова «Весенний ручей» (3; 230) | Прослушивани П.И. Чайковский «Времена года. Март» | Танцевальный экспромт «Пробуждение природы» Relax | Рисование «Монотипия. Краски весны» | Инценировка сказки «Кто прекрасней» | Папка — раскладушка «Круги Мандала. Что это?» | ||||||
«Неделя книги» | Чтение румынской сказки о Ромашке (5) | Прослушивание П. И. Чайковский «Вальс цветов» | Танец «Сказочные герои» (4) | Рисование «Штриховка. Каракули. «Я- иллюстратор» | Игра- имитация «Я -красивая книга. Я-некрасивая книга» |
АПРЕЛЬ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«Неделя здоровья» | Чтение «Мышка Аришка в цветных штанишках» (5) | Прослушивание звучание скрипки | Танец «Я- здоровый, я- больной» | Рисование ладошками «Хорошее настроение» | Инсценировка отрывка «Айболит» К. Чуковского | Придумать танцевальные движение под «Космическую музыку» | ||||||
«Космические просторы» | Чтение «Лунный шар» А. Лопатина (3;32) | Прослушивание «Космическая музыка» | Импровизация «Невесомость» гр. «Зодиак» | Рисование «Звездное небо» Оттиск смятой бумаги | Инсценировка «Полет фантазий» О.Емельянова (6) | |||||||
«Юный гражданин» | Чтение турецкой сказки «Ласточка и воробей» (1;208) | Прослушивани П.И. Чайковский «Времена года. Апрель» | Танец- игра «Руку правую вперед» (4) | Рисование «Герб моей страны» трафарет+ отпечаток | Разыгрывание пантомим «Вот, что я могу!» | Раскрашивание кругов Мандала. Если у ребенка: плохое настроение; грусть; агрессия; хорошее настроение; перед сном | ||||||
«Дорожная азбука» | Чтение сказки «Сказки про машины. Путешествие» И. Глазунова (5) | Прослушивание Ф. Шопен «Этюд №21» | Танцевальный экспромт. гр. «Барбарики» «Бибика» | Рисование Кляксография «Моя машина» | Инсценировка И. Глазунова «Сказки про машинки. Дружба» |
МАЙ | ||||||||||||
Тема недели | Сказкотерапия | Музыко терапия | Танцевальная терапия | Изотерапия | Имаготерпия | Работа с родителями | ||||||
«9 мая» | Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» | Прослушивание «Морская прогулка» | Импровизация «Море волнуется» (4) | Рисование на стекле «Прогулка у моря» | Игра- импровизация (пальчиковый театр) «Давайте, жить дружно!» |
Подготовка пантомим по теме недели «Угадай, кто я?» | ||||||
«Искусство и культура» | Чтение сказки М. Скребцова «Храбрая лягушка» (1;244) | Прослушивание «Прогулка по лесу» | Импровизация «В траве сидел кузнечик» | Рисование «Угадай, ктоя?» Кляксография ниточкой | Игра- имитация «Змея- волшебница» | |||||||
«Опыты и эксперименты» | Чтение сказки «Доброе море» (3;77) | ПрослушиваниеТяжелая классика New Canon Rock | Танец «Зеркало» (4) | Рисование «Радуга в 3 цвета» акварель | Сценка «Как построить гнездо» (1;211) | |||||||
«Экологическая тропа» | Чтение сказки А Неелова «Ветерок» (1;165) | Прослушивани П.И. Чайковский «Времена года. Лето » | Танец «Веселых куриц» тирольская песенка | Рисование ладошками «Солнечный денек» | Инсценировка «Заботливый мир» (1;82) | Папка- раскладушка «Рисуем вместе!» |
Литература:
- А.Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости».
- А.Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье».
- А.Лопатина, М. Скребцова «Сказки маушки земли».
- Картотека танцевальных игр.
- Картотека художественных произведений
- Картотека театрализованных игр
- Картотека игр имитаций
БЮДЖЕТ И РЕСУРСЫ:
Ресурсы.
Интернет:
- http://www.florets.ru
- http://allmuz.org
- http://www.olesya-emelyanova.ru
- http://razumei-ka.ru
- http://refleader.ru
Взаимодействие с родителями:
- копии кругов Мандала
- изготовление теста
- книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Беседы и сказки о семье», «Сказки Матушки- Земли», «Начала мудрости»
- бросовый материал, стекло
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
- подбор музыкальных произведений
- разучивание танцевальных упражнений, движений, танцев
Бюджет.
Приобретение книг:
- О.Н. Овчар, В. Г. Колягина «Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии» - 71 руб.
- А. Воронкова «Арттерапия для детей и их родителей»- 210 руб.
- Э. Гёндюнд, Н Оганесян «Танцевальная терапия» -167 руб.
- О. Ф. Васькова А.А. Политыкина «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста»- 85 руб.
Приобретение материалов для изодеятельности:
краски «гуашь» 6 шт.-720 руб.
альбомы для рисования 10 шт.-200 руб.
пластилин 10 шт. -630 руб.
картон белый 10 шт. -150 руб.
цветные карандаши 20 шт. -680 руб.
трубочки коктельные 1 уп.-119 руб.
кисти для рисования 20 шт. -400 руб.
Итого: 4112 руб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии
Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для детей 5- 6 лет, старшей в...
«Основные педагогические средства и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»
Материал для педагогов-психологов ДОУ, который поможет им познакомить воспитателей с некоторыми техниками музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, танцтерапии и пр., будет способствовать повыше...
«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....
"Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"
Материал для педагогического совета...
Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапии".
Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапия"....
Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...