Развитие здоровьесберегающей предметно – развивающей среды в условиях ФГОС ДО.
методическая разработка на тему

Тарасова Вера Владимировна

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.

           Таким образом, создавая  здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Тарасова В.В.

Развитие здоровьесберегающей предметно – развивающей среды

в условиях ФГОС ДО.

                                                                                г. Самара   Куйбышевский р-он

                                                                                       МБДОУ №311

           Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.  Так писал В.Ф, Одоевский.

Размышляя над этими словами, можно сказать следующее:   

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

          Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Что очень важно для развития ребенка.

  Наше дошкольное учреждение активно вводит ФГОС.  Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является здоровьесберегающая технология, которая направлена на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Для решения всех задач, необходимо иметь правильно-построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.

           Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.

           Таким образом, создавая  здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:

- принципам здоровьесберегающего обучения.

- приобщение детей к физической культуре

- использование развивающих форм оздоровительной работы.

- принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;

- принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.

      Для реализации  этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и  создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни.      Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

           Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

             Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка); обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности); образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).        К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.    

Предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)

-        трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

-        полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);

•        вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

-           доступной;

-           безопасной.

  Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;  реализацию различных образовательных программ;  ну и конечно же сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

 Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды групп детского сада в целом, способствующей формированию единой предметно – пространственной среды.

  Это  означает, что для всестороннего развития ребенка организуется  несколько предметно – развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, психологического и физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

             Важно,  чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

 Я, работая над этой проблемой в своей группе, постаралась учесть все выше перечисленное мною, и попробовала создать ту самую пространственную среду, которая бы развивала ребенка как эмоционально-психологически, так и физически.

Предметно-игровая среда группы, в которой я работаю, организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек, а так же психологического и физического здоровья.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями.  Именно в игре, дети могут проиграть сложные психологические ситуации, которые помогают им эмоционально восстановиться.

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

- инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Все это укрепляет физическое здоровье детей.

Центр грамотности и уголок для чтения включают:

- пособия и материалы по развитию всех сторон речи, а так же различные детские книги и картотеки. Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.). Что так же может эмоционально раскрепощать детей во время пребывания в ДОУ.

           Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:

формирование экологической культуры дошкольника, развитие элементарных естественно-научных представлений, элементарных представлений, об анатомии и физиологии человека);

         Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:   по рисованию, лепке, аппликации, книжки-раскраски, трафареты, фонотека музыкальных произведений, а так же различные виды театра. Эти зоны помогают снять стресс, страх, отчуждение. Можно провести ИЗО – терапию, или сказкотерапию, где нормализуется психологическое здоровье дошкольников.

 Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал., дидактические игры. Что так же позволяет научить ребенка ориентироваться в пространстве, своем теле.

            Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В первую очередь дети развивают общую и мелкую моторику, а так же учатся общаться между собой.

 Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

 Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в моей группе играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое. (В.В. Тарасова, 2015г.)

Список литературы.

1.      Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей  предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr

2.  Комарова  О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

3.   Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии  с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

4.  ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

             

                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Консультация: «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»

Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения, работающего по образовательной программе «Радуга»с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

"Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок во второй младшей группе"

Данная статья предназначается воспитателям МБДОУ. Руководствуясь данным материалом воспитатели могут оформить сенсорный уголок второй младшей группы, правильно организовать предметно- развивающую сред...

Доклад «Актуальные проблемы создания предметно-развивающей среды в условиях ФГОС ДО».

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по зак...

Буклет для педагогов "Здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда в условиях ФГОС ДО".

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

"Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок в младшей группе"

quot;Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок  в младшей группе"...