"Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок во второй младшей группе"
статья (младшая группа) на тему

Шайхетдинова Лилия Камиловна

Данная статья предназначается воспитателям МБДОУ. Руководствуясь данным материалом воспитатели могут оформить сенсорный уголок второй младшей группы, правильно организовать предметно- развивающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornyy_ugolok-publikatsiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

 детский сад "Ак каен" Тукаевского муниципального района

"Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок  во второй     младшей группе"

                          (Из опыта работы).

                                             

                                                    Подготовила:   воспитатель

                                                           Шайхетдинова Лилия Камиловна

                                                   

                                                       2016

       

          Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

      Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

      В нашем детском саду "Ак каен" во второй младшей группе  предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей. Среди них особое место занимает сенсорный уголок, при создании которого были соблюдены  все требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные  в программе. В этом уголке я собрала материал, который поможет расширить представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов и будет способствовать развитию мелкой моторики рук. Этот  материал представлен в виде традиционных и самодельных игрушек.

          1. Для развития мелкой моторики:

  • пирамидки;
  • мозайка;
  • пазлы;
  • развивающая игра "Веселые шнурки";
  • полотно с застежками;
  • развивающая игра "Золушка"(дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);
  • магнитная доска.                                        

Движения пальцев рук и кистей рук имеют особое развивающее значение , так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

  2. Для восприятия формы и величины:

  • "Чудесный мешочек";
  • матрешки;
  • развивающая игра "Открой замочек";
  • развивающая игра "Геометрический пазл";
  • самодельная развивающая игра "Волшебные клавиши".

Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными

и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий. Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

          3. Для восприятия цвета:

  • д/игры:  "Найди свой домик", "Назови цвет", "Найди пару", "Разноцветные бабочки";
  • самодельная развивающая игра "Волшебные клавиши".

В основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.
     Ознакомление с цветом традиционно начинается еще в раннем возрасте.  Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов. Следующий этап работы — задания, основанные на зрительном сближении, т. е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков.
Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет — одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).

          4. Для развития слухового восприятия:

  • банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком;
  • шуршание  бумаги, полиэтилена и т.п.;
  • шишки, шумящие морские раковины;
  • сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
  • свистки и дудочки из глины и дерева;
  • аудиозаписи природных шумов и подборка игр к ним, например: “Кто кричит, что звучит?”;
  • д/игра: "Угадай по звуку";
  • развивающая игра "Если дождик - спрячься в домик".

       Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Основное качество слуховых образов – предметная отнесенность. Игры на восприятие звука дают представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

          5. Для развития тактильных ощущений:

  • мешочки с зерном;
  • "Чудесный мешочек";
  • атрибуты для игры "Угадай на ощупь".

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует  зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

           6. Для элементарных опытов:

  • "Мини-лаборатория" (самодельный набор для экспериментирования с водой, снегом, песком, воздухом, природный материал).

      Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи  природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.  Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников,протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые  существенные  связи с явлениями природы. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места. 

      Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.  Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Таким образом, развитие восприятия детей 3-4 лет непосредственно связано с сенсорным воспитанием.

                                                     Список использованной литературы.

1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.

2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.

 3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез, 2003.

4. Каралашвили        Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада»,Справочник старшего воспитателя,№5-2008.
5. Метиева  Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы  детей», М."Просвещение",2009.

6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего       возраста», М.,1983.

7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...

"Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок в младшей группе"

quot;Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок  в младшей группе"...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...