ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Методические рекомендации "Приёмы формирования здоровья дошкольников в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)"
методическая разработка по теме
Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 59 КБ |
презентация к проекту | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Академия социального управления
Кафедра человековедения и физической культуры
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Методические рекомендации
«Приёмы формирования здоровья дошкольника в процессе организации режимных моментов
(гигиена, питание, дневной сон, прогулка)»
слушателя:
Туркиной Ирины Геннадьевны
инструктора по физической культуре,
МБДОУ детский сад №7
комбинированного вида
г. Кубинка-8
2014г.
Методические рекомендации
«Приёмы формирования здоровья дошкольника в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)»
Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье дошкольников. Поэтому основной задачей является реализация образовательной области «Здоровье», направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (Сухомлинский В.А.)
Здоровье это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (По определению всемирной организации здравоохранения)
Составляющие понятие «Здоровье»:
• Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
• Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.
• Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здоровья: единство физической, психической и духовной составляющих
Физическое здоровье
1. Саморегуляция: дыхание; тело; образы.
2. Чередование напряжения – расслабления.
3. Балансировка мозга: техники «Гимнастики мозга».
Психическое здоровье
1. Рефлексия.
2. Саморефлексия.
3. Релаксация.
4. Рекреация (активизация мозга через движение).
Духовное здоровье
1. Формирование ценностных установок на здоровье: физическое, психическое, духовное.
2. Техники «якорения» (стихи + движение).
Чтобы укрепить физическое здоровье необходимы: утренняя гимнастика, занятия физ. культурой и динамические паузы, массаж, самомассаж, водные процедуры, воздушные ванны, дни Здоровья
Релаксация, сказкотерапия, психогимнастика - все это способствует укреплению и сохранению психического здоровья.
Для сохранения и укрепления духовного здоровья в детском саду проводятся праздники и развлечения, ведется работа с родителями, а так же осуществляется взаимодействие с внешней средой (различные школы искусств, спортивные секции и т. д.)
«Здоровье сберегающая технология» - это совокупность форм, методов и приёмов организации деятельности без ущерба для здоровья воспитанников.
Приёмы формирования здоровья дошкольника в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка).
Понятие «личная гигиена» включает заботу о чистоте тела, постели, одежды и обуви, соблюдение режима дня, а также гигиену сна, отдыха, приема пищи.
Личная гигиена- это совокупность навыков и привычек, которые приобретают уже в дошкольном возрасте и применяется в течении всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно- гигиеническими навыками, иметь определенный уровень знаний, сознательно относиться к своему здоровью.
Формирование гигиенических навыков будет идти успешно, если подкрепляется личным примером родителей и других членов семьи. Для здоровья ребенка важно, чтобы гигиенические процедуры стали внутренней потребностью.
В работе используются различные методы и приёмы:
- Отгадывание загадок
- Разучивание стихотворений, потешек
- Знакомство с поговорками
- Дидактические игры
- Разгадывание кроссвордов
- Продуктивная деятельность
- Физкультурные минутки
- Беседы по картинкам
Рациональное питание дошкольников - одно из необходимых условий гармоничного роста дошкольников, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Формирование культуры питания у дошкольников реализуется через три основных направления:
1. Формирование представлений о:
- значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
- роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
- полезности различных продуктов и блюд.
2. Воспитание культуры поведения за столом, правильная посадка детей.
3. Соблюдение гигиенических требований (мытьё рук перед едой, умывание после приёма пищи)
Мы знакомим детей с меню. Рассказываем из чего приготовлено блюдо, какую пользу приносит каждый продукт.
В работе используются различные методы и приёмы:
- Образовательная деятельность
- Игры
- Досуги
- Развлечения
- Беседы по картинкам
- Сервировка стола
- Чтение художественной литературы
- Взаимодействие с родителями
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Он способствует восстановлению физиологического равновесия организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Для нормального здорового сна необходимо соблюдать в спальне правильный воздушно-тепловой режим.
Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины) и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются: музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность), дыхательные упражнения, приятные тактильные и визуальные ощущения, релаксация - упражнение «Марионетки».
Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте.
ПОСЛЕ СНА: Очень важно создать у детей положительное эмоциональное настроение, организовать активный отдых детей. Здесь мы проводим гимнастику пробуждения, массажи и самомассаж, закаливающие мероприятия, ходьба по массажным дорожкам, водные процедуры.
Сама по себе прогулка на свежем воздухе уже является важным оздоровительным фактором.
Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Методы и приёмы:
Во время прогулки используются разнообразные подвижные и спортивные игры, дыхательная гимнастика и собственно физическая культура на воздухе как главный закаливающий фактор. Наблюдения и труд, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность.
Выводы: оздоровление в процессе организации режимных моментов в нашем детском саду помогает каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Главный результат овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому и духовному здоровью (дружелюбность по отношению к взрослым и детям, готовность помочь, дисциплинированность и т.п.), т.е. ребёнок способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, управлять поведением, способный к пониманию, способный получать удовольствие.
Существует 10 золотых правил здоровья. Старайтесь их соблюдать. Будьте здоровы.
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Литература:
1. Алямовская В.Г. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. –М., 2007.
2. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и
инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. –М: «Просвещение», 2002.
3. Зебзеева В.А. «Организация режимных моментов в ДОУ», 2007 г.
4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия: методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009.
5. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Методическое пособие / С. С. Прищепа. – М. :ТЦ «Сфера», 2009.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2011 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
«Здоровье это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения)
ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИЧЕСКОЕ ДУХОВНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ Обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем. Понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме Принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родне, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.
ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКО Е ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДУХОВНОЕ 1. Саморегуляция : дыхание; тело; образы. 2. Чередование напряжения – расслабления. 3. Балансировка мозга: техники «Гимнастики мозга». 1. Рефлексия. 2. Саморефлексия . 3. Релаксация. 4. Рекреация (активизация мозга через движение). 1. Формирование ценностных установок на здоровье: физическое, психическое, духовное. 2. Техники « якорения » (стихи + движение).
ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКО Е ЗАНЯТИЯ ФИЗ.КУЛЬТУРОЙ и ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ МАССАЖ, САМОМАССАЖ, ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ДНИ «ЗДОРОВЬЯ»
ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕКОЕ ПСИХОГИМНАСТИКА СКАЗКОТЕРАПИЯ РЕЛАКСАЦИЯ
ЗДОРОВЬЕ ДУХОВНОЕ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
Здоровьесберегающие технологии это совокупность форм, методов и приёмов организации деятельности без ущерба для здоровья воспитанников.
ГИГИЕНА ПРОГУЛКА ДНЕВНОЙ СОН ПИТАНИЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА
Личная гигиена- это совокупность навыков и привычек, которые приобретают уже в дошкольном возрасте и применяется в течении всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно- гигиеническими навыками, иметь определенный уровень знаний, сознательно относиться к своему здоровью. Формирование гигиенических навыков будет идти успешно, если подкрепляется личным примером родителей и других членов семьи. Для здоровья ребенка важно, чтобы гигиенические процедуры стали внутренней потребностью.
В работе используются различные методы и приёмы: Отгадывание загадок Разучивание стихотворений, потешек Знакомство с поговорками Дидактические игры Разгадывание кроссвордов Продуктивная деятельность Физкультурные минутки Беседы по картинкам
Рациональное питание дошкольников Одно из необходимых условий гармоничного роста дошкольников физического и нервно-психического развития устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды
Формирование культуры питания у дошкольников реализуется через три основных направления: 1. Формирование представлений о: значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов. роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма. полезности различных продуктов и блюд. 2. Воспитание культуры поведения за столом, правильная посадка детей. 3. Соблюдение гигиенических требований
В работе используются различные методы и приёмы: Образовательная деятельность Игры Досуги Развлечения Беседы по картинкам Сервировка стола Чтение художественной литературы Взаимодействие с родителями
ДНЕВНОЙ СОН Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Он способствует восстановлению физиологического равновесия организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.
В работе используются различные методы и приёмы: музыкальное сопровождение соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность) дыхательные упражнения приятные тактильные и визуальные ощущения релаксация, упражнение «Марионетки»
ПОСЛЕ СНА: В работе используются различные методы и приёмы: гимнастика пробуждения массаж и самомассаж ходьба по массажным дорожкам водные процедуры
ПРОГУЛКА Сама по себе прогулка на свежем воздухе уже является важным оздоровительным фактором. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
В работе используются различные методы и приёмы: подвижные и спортивные игры дыхательная гимнастика физическая культура на воздухе наблюдения труд индивидуальная работа с детьми самостоятельная игровая деятельность
Выводы: оздоровление в процессе организации режимных моментов в нашем детском саду помогает каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Главный результат овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому и духовному здоровью (дружелюбность по отношению к взрослым и детям, готовность помочь, дисциплинированность и т.п.), т.е. ребёнок способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, управлять поведением, способный к пониманию, способный получать удовольствие.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!
Литература: 1. Алямовская В.Г. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. –М., 2007. 2. Доскин , В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин , Л. Г. Голубева . –М: «Просвещение», 2002. 3. Зебзеева В.А. «Организация режимных моментов в ДОУ», 2007 г. 4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия: методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009. 5. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Методическое пособие / С. С. Прищепа. – М. :ТЦ «Сфера», 2009. 6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в процессе организации режимных моментов.
Роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме дошкольного учреждения чрезвычайно велика. От того, насколько грамотно и целенаправленно сами педагоги выдерживают все режимные моменты, графики чере...
"Развитие речи в процессе организации режимных моментов"
Консультация для воспитателей...
Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...
доклад на тему: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента»
материал из опыта работы с детьми раннего возраста...
Из опыта работы «Познавательное развитие детей в процессе организации режимных моментов», «Планирование прогулок в осенний период» (средний дошкольный возраст)
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области...
«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»
В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей....
Статья "Театрализованная деятельность дошкольников разновозрастной группы в процессе организации режимных моментов в детском саду"
Организация театрализованной деятельности дошкольников в разновозрастной группе в процессе режимных моментво...