Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
рабочая программа (старшая группа)

Айыр-оол Вероника Владимировна

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» и определяет  основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zozh.docx60.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с.Хайыраканский

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Принята                                                                                        Утверждена

Педагогическим Советом                                                          заведующим МБДОУ детским

Протокол №____________                                                         садом «Сайзанак»  «____»______________20__г                                                       __________/Дагбалдай А.К./

                                                                                                       от «____»____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ  детского сада «Сайзанак»

Разработала:  воспитатель 1кв. категории

Айыр-оол Вероника Владимировна

Хайыракан

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи рабочей программы

1.3. Принципы реализации программы

1.4. Объекты программы

1.5.Ожидаемые результаты

1.6. Нормативно-правовое обеспечение  программы:

1.7. Здоровьесберегающие технологии, используемые в старшей группе

II. Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности

2.1.Физкультурное оборудование и инвентарь:

2.2. Формы физкультурно-оздоровительной работы

2.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

2.4. Особенности организации режимных моментов

2.5. Система закаливания

2.6. Двигательный режим в старшей группе

2.7.Модель двигательного режима в старшей группе

2.8. Комплексно-тематическое планирование

2.9.Индивидуальный щадящий режим после перенесенных заболеваний

2.10. Распределение детей по группам здоровья

III. Преемственность в работе с семьей

3.1. Принципы взаимодействия с семьей

3.2. Формы работы с семьей

3.3. Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

3.4. Общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

3.5. Физкультурно-оздоровительный климат в семье

IV. Содержание физкультурно-оздоровительной работы с учетом национально-регионального компонента

Список литературы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» и определяет  основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.

Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие», воспитательные мероприятия  при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

1.2. Цели и задачи рабочей программы

Цель рабочей программы:

  1. гармоничное физическое развитие;
  2. формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
  3. формирование основ здорового образа жизни.

Задачи рабочей программы:

  1. Оздоровительные:
  • охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
  • всестороннее совершенствование физических качеств;
  • повышение работоспособности и закаливание.
  1. Образовательные:
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
  1. Воспитательные:
  • формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
  • разностороннее  гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

1.3. Принципы реализации  программы

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • учитывается систематичность и последовательность;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение оздоровительных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках  образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • предполагает построение физкультурно-оздоровительной работы на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
  • осуществление личностно – ориентированного  обучения и воспитания;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и родителями, и между детским садом.

1.4. Объекты рабочей программы:

- Дети старшей  группы;

- семьи детей, посещающих старшую группу;

-воспитатели старшей группы, медсестра, инструктор по физическому воспитанию.

1.5. Ожидаемые результаты:

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладение навыками оздоровления.
  4. Снижение уровня заболеваемости детей (снижение количества заболеваний и их продолжительности, отсутствие обострений, суммарные показатели положительной динамики развития детей, повышение индекса здоровья, отсутствие травматизма и др.).
  5. Рост показателей физической подготовленности детей.
  6. Сформированность безопасного для здоровья поведения, потребности соблюдения гигиенических норм и правил.
  7. Повышение уровня физического и психического здоровья, развития психических функций. Снижение уровня тревожности и инфантилизма.
  8. Развитие эмоциональной сферы, создание условий психологического комфорта ребенка в детском саду.
  9. Обеспечение преемственности художественного, творческого, эстетического развития детей.
  10. Повышение профессионального мастерства педагогов.
  11. Повышение педагогической валеологической культуры родителей.

1.6. Нормативно-правовое обеспечение  программы

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

- Устав образовательного учреждения.

- Конвенция о правах ребенка.

1.7. Здоровьесберегающие технологии, используемые в старшей группе

Виды

Особенности организации

Медико-профилактические

Закаливание   в соответствии с медицинскими показаниями

1.

умывание после дневного сна (мытье рук до локтя)

Дошкольные группы ежедневно

2

Ходьба босиком

Все группы ежедневно

3.

облегченная одежда

Все группы ежедневно

Профилактические мероприятия

1.

Витаминотерапия

2 раза в год (осень, весна)

2.

витаминизация 3-х блюд

Ежедневно

3.

употребление фитонцидов (лук, чеснок)

Осенне-зимний период

4.

чесночные бусы

ежедневно, по эпидпоказаниям

Медицинские

1.

мониторинг здоровья воспитанников

В течение года

2.

плановые медицинские осмотры

2 раза в год

3.

антропометрические измерения

2 раза в год

4.

профилактические прививки

По возрасту

5.

Кварцевание

По эпидпоказаниям

6.

организация и контроль питания детей

Ежедневно

Физкультурно- оздоровительные

1.

коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие)

Ежедневно

2.

пальчиковая гимнастика

Ежедневно

3.

дыхательная гимнастика

Ежедневно

4.

динамические паузы

Ежедневно

Образовательные

1.

Привитие культурно-гигиенических навыков

Ежедневно

II. Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности

В старшей группе проводится постоянная работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Под руководством медицинского персонала осуществляется комплекс закаливающих процедур с  использованием природных факторов условий. При проведении закаливающих мероприятий  осуществляется дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

Большое внимание уделяется на выработку у детей правильной осанки.

В помещении  обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучают детей находиться помещении в облегченной одежде.

Обеспечивается пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

Обеспечивается оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая  продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Постоянно поощряется участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивается инициатива детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощряется самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывается интерес к физическим упражнениям, учим пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Ежедневно  проводим с желающими детьми утреннюю гимнастику.

В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки с длительностью 1-3 минуты.

2.1. Физкультурное оборудование и инвентарь

Для реализации активной двигательной деятельности детей используются спортивный зал, игровые и спортивные площадки на участке детского сада, оборудование спортивным инвентарем.

Набор физкультурного оборудования

для старшей группы

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Кол-во на группу

Для ходьбы, бега, равновесия

Коврик массажный со следочками

10

Шнур короткий (плетеный)

Длина 75 см

5

Для прыжков

Обруч малый

Диаметр 55-65 см

5

Скакалка короткая

Длина 100-120 см

5

Для катания, бросания, ловли

Кегли (набор)

3

Кольцеброс (набор)

2

Мешочек малый с грузом

Масса 150-200 г

5

Мяч большой

Диаметр 18-20 см

5

Мешочек с грузом большой

Масса 400 г

2

Мяч для мини-баскетбола

Масса 0,5 кг

2

Мяч утяжеленный (набивной)

Масса 350 г, 500 г, 1 кг

1

Мяч-массажер

2

Обруч большой

Диаметр 100 см

2

Серсо (набор)

2

Для ползания и лазанья

Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)

1

Для общеразвивающих упражнений

Гантели детские

10

Кольцо малое

Диаметр 13 см

10

Лента короткая

Длина 50-60 см

10

Мяч средний

Диаметр 10-12 см

10

Палка гимнастическая короткая

Длина 80 см

10

В старшей группе  оформлен физкультурный уголок, оборудованный спортивным инвентарем, атрибутами спортивных игр.

Игровые площадки на участке оснащены игровыми и спортивными модулями. Спортивный инвентарь промаркирован, безопасен, соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.

2.2. Формы физкультурно-оздоровительной работы

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Физкультурные занятия:

– сюжетно-игровые,

– тематические,

-классические,

– на улице,

- в бассейне

Общеразвивающие упражнения:

-с предметами,

– без предметов,

-сюжетные,

-имитационные.

Игры с элементами спорта.

Спортивные упражнения

Индивидуальная работа с детьми.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Утренняя гимнастика:

-классическая,

-игровая,

-полоса препятствий,

-музыкально-ритмическая,

-аэробика,

– имитационные движения.

Физкультминутки.

Динамические паузы.

Подвижные игры.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Проблемные ситуации.

Имитационные движения.

Спортивные праздники и развлечения.

Гимнастика после дневного сна:

-оздоровительная,

-коррекционная,

-полоса препятствий.

Упражнения:

– корригирующие

-классические,

– коррекционные.

Подвижные игры.

Игровые упражнения.

Имитационные движения.

Беседа

Совместные игры.

Походы.

Занятия в спортивных секциях.

Занятия-развлечения

Занятия

Объяснение

Показ

Дидактические игры

Чтение художественных произведений

Личный пример

Иллюстративный материал

Досуг

Театрализованные игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Беседа

Совместные игры

Чтение художественных произведений

2.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Правильный распорядок дня - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

В таблице приведены режимы дня для различных возрастных групп. В режиме дня указана общая  длительность образовательной деятельности, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозируется объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Образовательная деятельность с детьми можно организовывать  и в первую и во вторую половину дня. В теплое время года часть НОД можно проводить на участке во время прогулки.

В середине НОД статического характера рекомендуется проводить  физкультминутки.

Образовательная деятельность по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Распорядок дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.)

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.

                                             Режим дня в холодный период

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство

7.30-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-9.00

Игры, самостоятельная деятельность

9.00-9.10

Организованная образовательная деятельность

9.10- 9.30; 9.40-10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.10-11.50

Возвращение с прогулки, игры

11.50-12.05

Подготовка к обеду, обед

12.05-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры, игры

15.00-15.25

Подготовка к занятиям 2 половине дня

15.25-15.45

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.45-16.30

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

16.30-16.40

Игры, прогулка, уход детей домой

16.40-18.00

Дома

Прогулка

18.00-20.00

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.00-20.40

Укладывание, ночной сон

20.40-6.30 (7.30)

Режим дня в теплый период года

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство

7.30-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-9.00

Игры, самостоятельная деятельность

9.00-9.10

Организованная образовательная деятельность

9.10- 9.30; 9.40-10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.10-11.50

Возвращение с прогулки, игры

11.50-12.05

Подготовка к обеду, обед

12.05-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры, игры

15.00-15.25

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.50-16.15

Подготовка к занятиям 2 половине дня

15.25-15.45

Самостоятельная деятельность детей

15.45-16.30

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

16.30-16.40

Игры, прогулка, уход детей домой

16.40-18.00

Дома

Прогулка

18.00 – 19.00

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

19.00 – 20.40

Укладывание, ночной сон

20.40-6.30 (7.30)

2.4. Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.).чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Прием пищи. Если позволяют условия, то следует давать детям право выбора хотя бы из двух блюд. В этом случае они едят более охотно.

Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать  им возможность принимать пищу в своем темпе.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после ее приема – это способствует утомлению.

Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организационных подвижных, спортивных играх и упражнениях).

Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня.

Продолжительность прогулки во  многом зависит от ее организации. Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильное сформированные навыки самообслуживания, умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание интересной прогулки – все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе.

Ежедневное чтение. В режиме дня для целесообразно выделить постоянное время ежедневное чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных  героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие – у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога – сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.

Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует спокойному и глубокому сну.

2.5. Система закаливания

Формы и методы

Содержание

Возраст детей

Гигиенические и водные процедуры

- умывание прохладной водой;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды

Дети всех возрастов

Световоздушные ванны

- проветривание помещений;

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

- облегченная одежда для детей в детском саду.

Дети всех возрастов

Спецзакаливание

- босоножье;

- игровой массаж по методикам (закаливающее дыхание, массаж рук, ушных раковин);

- обширное умывание после дневного сна;

- дыхательная гимнастика;

- полоскание рта после обеда.

Средняя, старшая, подготовительная

Старшая, подготовительная младшие – подготовительная группы

Средняя, старшая, подготовительная

2.6. Двигательный режим в старшей группе

Формы организации

Старшая группа

Организованная деятельность

8 часов в неделю

Утренняя гимнастика

8- 10 минут

Дозированный бег

5-6 минут

Упражнения после дневного сна

5-10 минут

Подвижные игры

не менее 2-4 раз в день                                                  

10-15 минут

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение не реже 2 раза в неделю

8-15 минут

Физкультурные упражнения на прогулке

Ежедневно

10-15 минут

Спортивные развлечения

1-2 раза в месяц

30 минут

Спортивные праздники

2-4 раза в год

30 минут

 День здоровья

Не реже 1 раза в квартал

1 раз в месяц

   Неделя здоровья

Не реже 1 раза в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

2.7. Модель двигательного режима в старшей группе

Формы организации

Особенности организации

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 6- 15 минут

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Ежедневно в течение 10 минут

Динамические паузы во время НОД

Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 10-15 минут.

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 3-7 мин.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

Ежедневно  по мере пробуждения и подъема детей, длительность – 5-7 мин.

НОД по физической культуре

3 раза в неделю, из них 1занятие на свежем воздухе. Длительность- 10- 30 минут

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей

Физкультурно- спортивные праздники

2-3 раза в год (последняя неделя квартала)

Неделя здоровья

1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп

Физкультурный досуг

2- 3 раза в год

Физкультурно- спортивные праздники

1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность- не более 30 мин.

Спартакиады вне детского сада

Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности

Совместная физкультурно- оздоровительная работа детского сада и  семьи

По желанию родителей и детей не более 2 раза в неделю, длительность 25- 30 мин

Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, посещения открытых занятий

2.8. Комплексно- тематическое планирование работы

Тема

Развернутое содержание работы.

Итоговое мероприятие с детьми

Мероприятие с родителями

 «Здравствуй детский сад», «День знаний»

(1 неделя сентября)

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. Способствовать положительных эмоций по отношению к детскому саду. Познакомить с  детским садом, с группой, работниками детского сада, их трудом.

Экскурсия по детскому саду.

Адаптационный период

Консультация «Возрастные особенности развития детей 5-6 лет»

«Мой дом», «Мой город».

(2 неделя сентября)

Формировать представление о себе. Закрепление называть по имени и отчеству свое ближайшее окружение. Расширять знания детей  о понятиях «Мой дом. Моя улица. Мое село. Моя страна»

Беседа  «Мое село». Составление «дерева» родословной

Проект «Наш семейный герб»

«Краски осени», «Урожай», «Животный мир» (птицы насекомые) (3-4 неделя сентября, 1 неделя октября)

Расширять представления детей об осени, ее приметах в природе, в одежде людей)

Беседа на тему «Вредная и полезная пища», «Витамины растут на грядке»

Сценка «Спор овощей»

«Я человек», «Моя семья» (2 неделя октября)

Формировать образ Я.

Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления.

Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье.

Показ презентации «Тело человека»

Анкета для родителей «Как ухаживает за своими зубами Ваш ребенок?»

«Народная культура и традициии», «Наш быт» (3-4 неделя октября)

Знакомство детей с бытом тувинского народа.

Тувинские подвижные игры и забавы

Папка-передвижка «Витамины с грядки»

«День народного единства», «Дружба» (1 неделя ноября)

Расширение представления детей о родной стране, о праздниках, развивать интерес об истории своей страны.

Показ картин и иллюстраций о разных народностях

«Мониторинг» (2 неделя ноября)

  Педагогическая диагоностика

Наблюдение игровой деятельности (заполнение персональных карт детей)

«Здоровей-ка» (3 неделя ноября)

Расширять представления о здоровье, здоровом образе жизни. Расширение представлений о себе.

Выставка фотографий спортсменов Тувы

День здоровья.

Проект «Зубы крепкие важны, зубы крепкие нужны!»

«День матери» (4 неделя ноября)

Воспитывать уважение к своей матери, расширение гендерных представлений, уважение девочек.

Национальная одежда, обувь тувинцев.

Праздник для мам и девочек.

Буклет «ЗОЖ семьи»

«Здравствуй зимушка-зима!», «Город мастеров», «Новогодний калейдоскоп» (1-4 неделя декабря)

Расширение знаний детей о зиме. Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Расширение представления о зимующих птицах. Наблюдение за зимующими птицами, их повадками, поведением. Прививать желание помочь птицам. Организовывать все виды детской деятельности вокруг Новогоднего праздника.

Беседа с детьми «Опасности в зимнее время»

Консультация для родителей «Профилактика  кариеса у детей»

«Рождественские каникулы», «В гостях у сказки», «Профессии» (1-4 неделя января)

Расширять представления о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней  природы. Воспитывать положительное, уважительное отношение к профессиям других людей.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Экскурсия в медицинский кабинет, в медицинскую амбулаторию села

«Национальный праздник Шагаа» (1 неделя февраля)

Продолжать знакомство с народной культурой и традициями с праздником Шагаа.

Тувинская игра с косточками

Выставка тувинских блюд

«Наши защитники», «Транспорт», «Маленькие исследователи» (2-3 неделя февраля)

Знакомить детей с военными профессиями, с военной техникой, с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание.

Парад ко дню защитника Отечества.

Экскурсия с школьный музей и на пост №1,2

«Международный женский  день» (4 неделя февраля 1 неделя марта)

Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Тувинская посуда и предметы быта.

Спортивный досуг «Папа, мама и я – спортивная семья»

«Весна шагает по планете» (2 неделя марта)

Расширять представления детей о весне. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, ввести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.

НОД Весна в нашем поселке

Совместная экскурсия с детьми и с родителями на поляну

«Миром правит доброта», «Быть здоровым хотим» (2-3 неделя марта)

Расширять представления о здоровье, здоровом образе жизни. Расширение представлений о себе.

Выставка фотографий спортсменов Тувы

День здоровья.

Родительское собрание на тему «Бережем здоровье!»

 «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) (1 неделя апреля)

Знакомить с театром.

Показ театрализованных представлений

Подвижная игра «Что мы видели не скажем, а покажем»

«День Земли» (2 неделя апреля)

Привить любовь к родной земле.

Выставка детского творчества.

«Космос», «Приведем в порядок планету» (3 неделя апреля)

Дать понятие о космосе, планете.

Выставка рисунков «Мы на планете»

Участие в экологическом субботнике

«День победы» (4 неделя апреля, 1 неделя мая)

Воспитывать любовь к родине.

Праздник ко дню победы

Помощь в оформлении участка

 «До свидания детский сад лето». (2-4 неделя мая)

Расширять представления детей о лете. Знакомство с летними видами спорта.

Организовывать все виды детской деятельности по теме прощания с детским садом.

Буклет для родителей «Осторожно! Опасности вокруг нас!»

2.9. Индивидуальный щадящий режим после перенесенных заболеваний

Назначается перенесшим  заболевание детям и часто болеющим детям медицинским работником ДОУ для снижения физической и интеллектуальной нагрузки по рекомендации лечащего педиатра на определенный срок в зависимости от состояния здоровья ребенка и диагноза заболевания.

Ориентировочные сроки щадящего режима:

1. ОРВ, грипп, ангина, острый бронхит, острый гнойный отит, БА после обострения – 25 дней.

2. Пневмония, острые инфекционные заболевания, обострения экземы, сотрясение мозга средней тяжести, состояние после полостных операций, после тонзилэктомии – 2 месяца.

3. Острый пиелонефрит, менингит – более двух месяцев.

Вид деятельности в режиме дня при щадящем режиме

Рекомендации

Приход в ДОУ

8.00 – 8.30. Индивидуальная «минутка общения»

Утренняя разминка

Снижение нагрузки по бегу, прыжкам. Включение дыхательных упражнений

Гигиенические процедуры (умывание)

Температура воды 16-20 градусов, тщательное вытирание рук, лица.

Закаливающие процедуры (воздушные ванны, бодрящая гимнастика)

Снимается пижама и надевается сухая футболка

Питание

Садятся первыми за стол

Подготовка к прогулке, выход на прогулку

Одеваются и выходят на улицу последними

Прогулка

Вовлечение в умеренную двигательную деятельность

Возращение с утренней прогулки

Возвращение с прогулки первыми, под присмотром взрослого, замена влажной майки на сухую.

Физкультурное занятие

По рекомендации лечащего педиатра – освобождение до 10 дней. Далее отмена или снижение нагрузки по беге, прыжкам.

Занятие интеллектуальное

Вовлечение в активную интеллектуальную деятельность в первую половину занятия.

Дневной сон

Укладывание первыми, подъем по мере просыпания. Постепенный подъем, зарядка с упражнениями на дыхание, ходьба по «дорожкам здоровья», воздушные процедуры.

Совместная деятельность с воспитателем

Учет настроения и желаний ребенка

Самостоятельная деятельность

Предлагать места, удаленные от окон и дверей

Уход домой

До 18.00 часов.

2.9. Распределение детей по группам здоровья

Фамилия имя ребенка

Дата рождения

2015

I

II

III

IV

V

1.

II

2.

II

3.

II

4.

II

5.

II

6.

II

7.

II

8.

II

9.

II

10.

I

11.

II

12.

II

13.

II

14.

II

15.

I

16.

II

17.

II

18.

II

19.

II

20.

II

21.

II

22.

II

23.

II

24.

I

25.

II

26.

II

III. Преемственность в работе с семьей

Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Задачи работы с родителями:

  1. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
  2. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа  жизни среди родителей.
  3. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе.
  4. Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная  гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
  5. Организация консультативного пункта для родителей старшей группы для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
  6. Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в группе.

Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.

3.1. Принципы взаимодействия с семьей

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равная ответственность родителей и педагогов.

3.2. Формы работы с родителями

Содержание

1

Проведение тематических родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций

- Кариеса можно избежать

- Профилактика гриппа и ОРЗ

- Витамины и их роль в жизни ребенка

- Как уберечь детей от простуды

- Основы правильного питания

- Контрастное воздушное и водное закаливание

- Группы здоровья

2

Педагогические беседы с родителями (индивидуальные, подгрупповые) по проблемам

3

Дни открытых дверей

4

Участие в разработке физкультурно-оздоровительных проектов и оформлении мультимедийных презентаций.

5

Проект по ЗОЖ «Зубы крепкие важны, зубы крепкие нужны!»

6

Показ практических занятий по физической культуре

7

Совместные спортивные праздники и развлечения

8

Совместные походы, экскурсии, прогулки по экологическим тропам

9

Круглые столы с привлечением специалистов детского сада

10

Журнал для родителей «Здоровей-ка»

11

Организация совместных дел

12

Оформление тематических фотостендов, рукописных семейных книг, плакатов

13

Участие в творческих конкурсах

14

Участие в организации и проведении Недель Здоровья

15

Участие в экологическом субботнике

16

Обучение родителей принципам оздоровительных технологий

17

Оформление уголка «Крепыши»

18

Разработка и раздача буклетов и памяток по формированию ЗОЖ

3.3. Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми. 

3.4. Общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

В семье

В ДОУ

1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек, как основу становления характера ребенка.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

6. Соблюдение требований СанПиН по организации жизни детей в ДОУ.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:                                  

- условиями домашних условий

 - условиями образовательного учреждения

10. Создание детской  библиотеки энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

3.5. Физкультурно-оздоровительный климат в семье

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.

Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.

Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.

Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья. Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, необходимо создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.

В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для двигательной деятельности ребенка дошкольника.

Работу по повышению педагогической компетенции родителей проводит воспитатель.

В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные подвижные игры воспитателя с детьми и их родителями.

Наиболее удобно осуществлять этот вид работы во второй половине дня,  когда родители могут задержаться на некоторое время в детском саду.

Пример совместной игры взрослых позволяет детям этого возраста «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия.

Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

 Поддерживать интерес детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам — одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.

Многие родители приобретают для пятилетних детей двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У них возникает желание видеть своих детей умными, ловкими, грациозными и подтянутыми, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.

Воспитателям необходимо проводить разъяснительную работу по использованию универсальных игрушек, которые позволят взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников — скакалка и мишень с дротиками .

Родители должны знать, что игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.

Для девочек шести лет умение прыгать через короткую и длинную скакалку означает переход к играм «больших девочек — школьниц», а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.

Алгоритм овладения умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов:

  • Вначале прыжки выполняются медленно, движение рук и ног ребенка не синхронизированы.
  • Затем, по мере необходимости тренировок, дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно - ноги врозь, на одной и двух ногах, с промежуточными подскоками, прыжки парами и другие.
  • При систематических занятиях длительности непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2-3 минут.

Необходимо обратить внимание родителей на игру дартс, которая является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям в семье пап и дедушек.

На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс (с шариками на «липучках» или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с настоящими дротиками и стрелами. Родители должны знать, что основное назначение игры в дартс — развитие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.

Алгоритм овладения умением бросать дротики в цель:

  • Ставить задачи перед ребенком — просто попасть в мишень. Важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Когда дети повторят бросок много раз, ребенок привыкает к правильному движению руки и туловища. Важно, чтобы в момент броска туловище резко подавалось вперед, но равновесие при этом не нарушать.
  • Предложить ребенку совершать броски в определенный сектор мишени, зарабатывая определенное количество очков.

Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.

Алгоритм взаимодействия:

  •  Педагог организует подвижную игру с подгруппой детей и несколькими взрослыми;
  •  После этого переходит к детям, которые играют самостоятельно.

IV. Содержание физкультурно-оздоровительной работы с учетом национально-регионального компонента

  • Формирование культурно-гигиенических навыков через устное народное творчество.
  • Расширение представлений у детей  о себе и других детях, используя тувинский фольклор.
  • Развитие интереса к подвижным играм тувинского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать  движения, ориентироваться в пространстве.
  • Воспитание интереса к движению, к совместным подвижным играм тувинского народа.
  • Формирование положительного качества личности ребенка, применяя фонетические упражнения, физкультминутки, дыхательную гимнастику тувинского  народа.
  • Ознакомление с тувинскими и русскими народными играми, развитие интереса к народным играм.
  • Развитие творческих способности детей (придумывание разных вариантов игр), физические качества: быстроту, ловкость, выносливость во время подвижных игр; совершенствование двигательные умения и навыки детей.

Список  литературы:

1. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Борисова М.М.

2. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет Пензулаева Л.И.

3. Сборник подвижных игр/ Автор-сост. Э.Я Степаненькова.

4. Физическая культура в детском саду: старшая группа. Пензулаева Л.И.

5. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.

6. Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.

7. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

8. Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003.

9. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти,  1997.

10. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса,  2006.

11. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.

12.Тувинские народные сказки /З.Б.Самдан.

13.Уругларга оюннар. Школа назы четпээн уругларга оюннар чыындызы/ А.Х.Алдын-оол

14.Тыва оюннар/ Иргит Самбуу

15.Матпаадыр/ уругларга аас чогаалы

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей....

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

ПРОГРАММА  «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни   детей  дошкольного возраста»...

«Методическая разработка мероприятия», «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровье-это драгоценность и притом единственная ради которой стоит не жалеть времени...