ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Усова М.С., музыкальный руководитель
За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах, ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее светомерцающее, электронно-лучевое, «металлозвуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов); значительное ограничение двигательной активности; социальная напряженность в обществе. Однако одной из причин ухудшения состояния здоровья детей является невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.
Именно в дошкольном периоде идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим, поэтому важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исходя из этого, нами разработан и внедрен комплекс мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение их заболеваемости.
Целью нашей работы является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни и ответственного отношения к сохранению собственного здоровья.
Реализация данной цели предполагает решение задач:
- создание материально-технической базы в дошкольном учреждении для осуществления оздоровительной деятельности;
- разработку и внедрение в образовательный процесс комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни у участников процесса;
- включение в образовательный процесс коррекционных и реабилитационных мероприятий.
Для достижения цели и решения задач нами были разработаны и апробированы формы и методы оздоровления детей с указанием содержания, возрастных групп, периодичностью выполнения, ответственных и сроков выполнения по следующим разделам:
-оптимизация режима;
-организация двигательного режима;
-гигиенические, водные процедуры и световоздушные ванны;
-охрана психического здоровья;
-профилактика заболеваемости;
-оздоровление фитонцидами;
-закаливание с учетом состояния здоровья ребенка;
-лечебно-оздоровительная работа;
-работа с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопие.
В детском саду разработаны и применяются два режима дня по всем возрастным группам: режим дня в зимний период, летний режим дня. Оптимальный режим дня имеет первостепенное значение и является сам по себе оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение. Каждое оздоровительное мероприятие с детьми проводится не по принуждению, а с их желанием и интересом, с учетом возрастных особенностей.
Одним из способов оздоровления являются закаливание и профилактика простудных заболеваний. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. В детском саду используется целый комплекс закаливающих процедур. Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику проводит инструктор по физической культуре. После зарядки дети проходят в умывальную комнату, где проводится процедура обливания ног водой [1, с.23]. Ноги обливаются холодной водой (начальная температура воды 35 — 33 градуса, постепенно температура воды снижается до 25 — 20 градусов), затем дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются произвольно под веселую музыку до полного согревания и высыхания ног (танцы, прыжки, бег). При этом важно отметить, что даже если ребенку в данный момент нельзя обливать ноги водой, он вместе со всеми проходит в умывальную комнату, как все проходит всю процедуру, кроме обливания водой. Это делается для того, чтобы организм реагировал на процедуру на рефлекторном уровне.
После занятий проводится следующий блок оздоровительных процедур: дети моют руки, затем усаживаются на ковер и проводится несколько упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н., упражнений Су-Джок. Для этого используется вспомогательное оборудование: ленточки, шарики, летающие перышки, бабочки на ниточках для дыхательной гимнастики, колючие шарики и пружинки для Су-Джок терапии.
Следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в кроватках, далее небольшую гимнастику на ковре в спальне, затем проходят по колючим дорожкам с использованием разнообразной цветовой гаммы и природного материала: пуговиц, пластмассовых крышек, косичек из веревки, рельефных фигурок из дерева [4, с.149], по тазам с водой контрастной температуры: холодная – горячая – холодная и по фланелевым дорожкам проходят на ковер и выполняют под контролем воспитателя упражнения, согревающие стопы. Конечная температура холодной воды 18 градусов, горячей – 40. Далее дети выходят в коридор на пробежку без препятствий или с препятствиями, под музыку бегут змейкой, идут по канату, прыгают с кочки на кочку, подлезают под дугу, перепрыгивают через кубы. Возвращаясь в группу, дети садятся на ковер «по-турецки», где воспитатель проводит комплекс дыхательной гимнастики, точечного массажа, ауриколотерапии [2, с.37], лечение голосом, звуком, пальчиковой гимнастики и Су-Джока [5, с.3]. Далее дети проходят в умывальную комнату, где умываются прохладной водой: смачивают шею, грудь, руки от плеча, а затем растираются насухо полотенцем. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, широко используются словесные игры, стихотворения, приговорки [3, с.47]. Основным принципом закаливания является постепенное расширение зоны действия и увеличение времени проведения процедуры.
Одними из нетрадиционных способов оздоровления детей является комплексное воздействие лекарственных растений за счет содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ. В этом случае используются сборы трав, обладающие противовоспалительным, бактерицидным, успокаивающим действиями. Во время дневного сна детям предлагаются травяные «подушечки» наполненные лавандой, можжевельником для расслабления и повышения сопротивляемости организма стрессовым ситуациям. Особенно востребованными они становятся в период адаптации детей к дошкольному учреждению, так как улучшают сон, благоприятно сказываются на состоянии нервной системы, увеличивают продолжительность сна.
В целях охраны психического здоровья широко используется музыкотерапия. Музыкотерапия - это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боли, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, и используют ее в качестве фона для непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности.
Помимо использования форм и методов оздоровления необходимо у ребенка вызвать интерес к собственному здоровью, желание его укрепить. Воспитание здорового образа жизни пройдет успешно, если ребенок будет:
-понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;
-знать и соблюдать правила личной гигиены;
-понимать необходимость соблюдения режима дня;
-придерживаться правил здорового питания;
-понимать значение двигательной активности для развития здорового организма;
-знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
-использовать основные природные факторы, укрепляющие здоровье;
-знать, как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе доврачебную помощь;
-понимать, что некоторые привычки представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
-уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
-быть осторожным в общении с незнакомыми взрослыми людьми обоего пола, избегая возможных экстремальных ситуаций;
-уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (комната, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
В связи с этим в ДОУ используются следующие направления работы воспитания потребности в здоровом образе жизни:
-развитие представлений о строении собственного тела, уходу за ним, назначении органов;
-формирование элементарных представлений об окружающей среде;
-формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
-привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
Для успешной реализации задач оздоровления с детьми разработано комплексно-тематическое планирование на учебный год непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений и навыков здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей воспитанников. Подобран практический материал для разных возрастных групп; перечень бесед, творческих, дидактических, развивающих игр и упражнений; материал для чтения детям (здоровый образ жизни в рифмах, пословицы и поговорки).
Для качественной оценки эффективности оздоровительной работы приняты следующие методы отслеживания результатов работы:
-первичный анамнез состояния здоровья воспитанников;
-диагностика физического состояния дошкольников (тестирование развития основных видов движения) (2-3 раза в год);
-медико-педагогический контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями (3 раза в год в каждой возрастной группе);
-оценка культуры здоровья детей дошкольного возраста (2 раза в год);
-контроль за организацией оздоровительной работы;
-оценка эффективности оздоровления детей.
В процессе внедрения программы оздоровления, на основании данных мониторинга были отмечены положительные результаты: дети окрепли, стали более выносливыми, регулярные нагрузки циклического характера позволили добиться снижения заболеваемости во всех возрастных группах, уменьшения количества пропусков по болезни. По итогам оценки культуры здоровья дошкольников наблюдается повышение уровня знаний, умений, навыков. В ходе анкетирования и интервьюирования выяснилось, что родители стали больше уделять внимания оздоровлению не только детей, но и собственному здоровью. Увеличивается количество семей, посещающих физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжную базу, культурно-массовые мероприятия.
Литература
1. Банникова, Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Л.П. Банникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48 с.
2. Голомидова, С.Е. Закаливание детей дошкольного возраста / С.Е. Голомидова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
3. Еременко, Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Н.И. Еременко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
4. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы и методы оздоровления детей дошкольного возраста
Оздоровительные мероприятия, закаливание в условиях ДОУ...
Статья "Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях"
статья...
Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии...
Консультация для родителей "Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников" (19.10.2017)
По мнению многих учёных, медиков и педагогов в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления....
« Игры с правилами, как одна из эффективных форм работы по оздоровлению, физическому воспитанию дошкольников»
Подвижные игры – это группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях....
Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников»
«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников»Подгот...
Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников
laquo;Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников»....