Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для педагогов о комплексном подходе в формировании культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов
составила воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 175»
Соловьёва Э. Н.
Детям так же, как и взрослым,
Хочется быть здоровыми и сильными,
но они не знают, что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут беречься.
Януш Корчак
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. В ФГОС одной из задач стоит: формирование ценностей здоровья, здорового и безопасного образа жизни, духовно – нравственного здоровья обучающихся. Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.
В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.
Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.
Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, беседы, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Огромную роль играют занятия с логопедом. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
Беседы помогают расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Беседы помогают детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков, расширяют знания дошкольников о питании и его значимости, учат детей обращаться с опасными предметами, а также основам безопасности жизнедеятельности.
Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия, подвижные игры, минуты релаксации и утренняя гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика и артикуляционная гимнастика, хождение по массажным дорожкам, закаливание, беседы с детьми о здоровье и т.д.
закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитывается самостоятельность .
Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.Очень важную роль играет ДОСТУПНОСТЬ спортивного инвентаря и оборудования для самостоятельной двигательной деятельности детей. В работе важно учитывать:
- соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей;
- соответствие упражнений двигательным возможностям детей;
- индивидуальные особенности ребёнка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и т.п.)
- опыт ребёнка
-индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ребёнка (уровень внимания, памяти, мышления) и уровня его работоспособности
- санитарно-гигиенические требования
Большую роль в работе по здоровьесбережению играют родители. Ребёнок всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.
Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.
Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:
- Соблюдение режима дня, активности и сна.
- Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
- Правильное, здоровое питание.
- Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.
- Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам.
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

Консультация для педагогов «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация для педагогов...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...