Формирование у ребёнка физического "Я"
статья (старшая группа) на тему

Каминская Елена Ивановна

В сообщении из опыта работы рассказывается об актуальной задаче для педагогов в настоящее время - воспитании привычки к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_rebenka_fizicheskogo_ya.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА ФИЗИЧЕСКОГО «Я»

«Здравствуй!», - как часто употребляем мы это слово в качестве приветствия, не вдумываясь особенно глубоко в его смысл. «Здравствуйте», т.е. будьте здоровы, не болейте. А как часто быть здоровым зависит от самого человека.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни является актуальной задачей для педагогов в настоящее время.

Валеология – направление в науке, связанное с изучением, сбережением здоровья и выявлением методов его активного формирования.

Опыт показывает, что развитием своего тела, духа, разума дети занимаются с удовольствием. Эта образовательная деятельность направлена на воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни.

В совместной образовательной деятельности, в игре детям прививаются культурно-гигиенические навыки, дают представления о строении собственного тела, о том, что полезно, а что вредно организму; воспитывается потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Игра – основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Детская любознательность – это основа приобретения знаний. Пытливое желание узнавать дает постоянный стимул к развитию навыков, умений, способностей.

Нашу группу посещают дети 4-6 летнего возраста. С каждым годом   жизненный опыт детей растёт и, учитывая знания, которые они усвоили ранее в образовательной деятельности по валеологии, появилась возможность планировать и проводить более сложные занятия. В образовательной деятельности из цикла «Познай себя» используем  информацию, основанную на знаниях анатомии и физиологии человека.

Когда ребенку исполняется 2-3 месяца, внимательная мама замечает, как ребенок своими ручками трогает себя, т.е. обследует свое тело. Все возвращается на круги своя, наполняясь новым содержанием. Интерес к своему телу у 4-6 летнего ребенка также велик и занятия по валеологии позволили получить новые научные знания, соответствующие возрастным особенностям детей.

Прежде чем объяснить детям, как сохранит свое здоровье, какие правила нужно при этом соблюдать, в образовательной деятельности по теме «Человек – живое существо» мы рассказывали детям о строении зубов, уха, носа, глаз. Дети знакомились с анатомическими особенностями своего тела.

Осенью, когда в детском саду лечили зубы и многие дети испытывали при этом страх, была проведена серия занятий:

  • «Красивые зубы – красивая улыбка»;
  • «Путешествие в страну чистоты и порядка»;
  • «Здоровое питание – здоровые зубы».

                       

В группе появился экран чистки зубов, на котором отмечали, когда дети чистят зубы. Солнышко – утром, месяц – вечером.

Для игр был изготовлен настольный театр «Королевство Зубной щетки», дидактические игры «Здоровое питание – здоровые зубы», «Найди гусенка».

С декабря по март планировалась образовательная организованная и совместная деятельность по теме «Человек – живое существо» (элементы программы Петрикевич «Воспитание гуманного отношения к живой природе», обр. занятий Бутановой Л.П.). Цель этой деятельности – формирование у детей представления о живом организме человека.

Дети знают, что у человека есть 5 помощников: глаза, уши, нос, руки, язык.

В это время в группе появилась Фея Здоровья и 5 гномиков, которые «приходили» на занятия и вместе с детьми узнавали, зачем нужны глаза, уши и т.д., как надо их беречь, заботиться о них.

В группе есть центр здоровья, где «живут» Фея Чистоты, Фея Здоровья, Королева Зубная щетка.

                             

Для того чтобы знания усваивались крепко и прочно, были сделаны игры:

  • «Азбука Феи Здоровья» (для поддержания интереса детей к играм, закрепления пройденного материала на занятиях, знакомства с буквами);
  • «Что полезно для глаз, а что вредно» (учить детей беречь свое зрение);
  • пособие «Как устроен мой глаз» (познакомить детей со строением глаза);
  •  «Что полезно для ушей, а что вредно» (учить детей беречь свой слух);
  • «Какое у нас настроение» (учить управлять своим настроением);
  • «Можно – нельзя» (учить детей воздерживаться от совместного пользования предметами личной гигиены);
  • «Помощники для глаз» и др.

                     

В группе проводится профилактика близорукости с помощью тренажера В. Базарного и гимнастики для глаз.

Много внимания уделяется профилактике нарушений осанки.

Для родителей были сделаны папки-ширмы с фотографиями детей:

  • «Я и мое здоровье»;
  • «Как сохранить здоровые зубы»;
  •  оформлен стенд с фотографиями детей «5 помощников ребенка».

У детей накапливаются знания о строении своего тела, о физиологических особенностях и возможностях организма. Эта тема очень интересует ребят, на занятиях они любознательны и активны.

Я надеюсь, что работа над воспитанием привычки к здоровому образу жизни принесет свои результаты и пригодится детям в дальнейшей жизни.

Литература

  1. Зайцев Г.  «Уроки Айболита»
  1. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра»
  2. Исаева С.А. «Уроки здоровья»
  3. Кузнецова В.М., Недосека О.Н.  «Азбука здоровья»
  4. Мельничук «Я и мое здоровье»
  5. Баль, Ветрова «Букварь здоровья»
  6. Картушина «Зеленый огонек здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством".

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством форми...

План работы по единой тематической теме «Формирование личности ребёнка, его ценностных ориентаций в окружающем мире через экологическое воспитание»

В перспективном плане представлена система работы по формированию личности ребенка через экологическое воспитание, поэтапную работу предлается проводить в течение трех лет....

Книги, необходимые для формирования личности ребёнка (консультация для родителей)

Статья содержит информацию о том, какие книги нужно преобретать своим детям, скакого возраста начинать им читать,учить буквы, изготавливать книжки своими руками, развивать творческие способности....

Книги, необходимые для формирования личности ребёнка (консультация для родителей)

Статья содержит информацию о том, какие книги нужно преобретать своим детям, скакого возраста начинать им читать,учить буквы, изготавливать книжки своими руками, развивать творческие способности....

Книги, необходимые для формирования личности ребёнка (консультация для родителей)

Статья содержит информацию о том, какие книги нужно преобретать своим детям, скакого возраста начинать им читать,учить буквы, изготавливать книжки своими руками, развивать творческие способности....

Формирование у ребёнка навыков здорового питания

Для сохранения и приумножения количества здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания. ...

Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача предшкольного обучения

Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача предшкольного обучения...