Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача предшкольного обучения
статья (подготовительная группа) по теме
Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача
предшкольного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_na_seminare.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача
предшкольного обучения
Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети бывают подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.
Психологическая готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
Школьная незрелость определяется не общим отставанием в развитии, а частичной незрелостью одного или нескольких компонентов психологической готовности в школе.
Каковы же компоненты психологической готовности? В чём их содержательная характеристика?
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Ребенок должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Интеллектуальная готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
• Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
• Сформированность начальных умений учебной деятельности»
• Дифференцированность восприятия как основа мышления.
• Планомерность восприятия (наблюдательность).
• Развитое наглядно-образное мышление:
- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
- умение сравнивать их, видеть сходное и различное,
• Развитое воображение.
• Хорошая ориентировка в пространстве и времени
• Хорошая память.
• Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).
• Развитие фонематического слуха
• Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).
• Предпосылки абстрактно-логического мышления;
- способность понимать символы;
- способность формулировать вопросы;
- способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы
Личностная готовность
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
Ребёнок должен
- знать правила общения;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.
Компоненты личностной активности:
• Принятие новой социальной позиции.
• Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
• Развитие познавательных критериев, любознательности.
• Развитие желания ходить в школу.
• Произвольное управление своим поведением.
• Объективность самооценки.
• Потеря «детскости», непосредственности
Социально-психологическая готовность
• Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).
• Развитие потребности в общении.
• Умение подчиняться правилам и нормам.
• Умение действовать совместно, согласовывать свои действия
Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:
1) следует ли ребенок правилам игры;
2) как ребенок устанавливает контакты;
3) считается ли с другими как с партнерами;
4) умеет ли управлять своим поведением;
5) требует ли уступки от партнеров;
6) бросает ли игру при неудаче.
Эмоционально-волевая готовность
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Компоненты эмоционально-волевой готовности:
• Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
• Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
• Сохранение работоспособности в, течение одного урока и в течение учебного дня.
• Произвольная регуляция внимания.
• Умение продлить действия, приложив к этому усилия.
• Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).
• Сформированность небоязни трудностей.
Здоровье будущего первоклассника:
Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
Спокоен, усидчив, нераздражителен.
Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
В речи нет выраженных задержек в развитии.
Физическое развитие соответствует возрастной норме.
Сформирована привычка к здоровому образу жизни:
- знает и соблюдает санитарные и гигиенические нормы и правила;
- владеет способами самоограничения сферы своей деятельности и выполняет социально-детерминированные правила и запреты.
Владеет двигательной культурой:
- осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений;
- владеет свои телом, различными видами движений на уровне, соответствующем возрасту;
- имеет первоначальные представления и умения в спортивных играх, умеет самостоятельно организовать и проводить подвижные игры;
- развита мелкая мускулатура рук, что позволяет успешно действовать карандашом, ручкой, кистью, ножницами;
- способен к адекватной двигательной активности в изменяющейся окружающей обстановке;
- имеет представления об основах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Обучение детей по программе «Предшкольная пора» в группах полнодневного пребывания в ДОУ грамотными и творческими педагогами даёт возможности качественно подготовить детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка руки к письму как этап формирования готовности ребёнка к школе»
В данной статье раскрываются основные причины неудач детей при обучении письму....
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
«Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек»
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
Консультация для родителей на тему: "Основные показатели речевой готовности ребёнка к школе"
В данной консультации даны основные показатели речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе. » ( Проблема готовности ребёнка к школе)
Рекомендации для родителей будующих школьников....
Консультация для родителей «Основные показатели готовности ребёнка к школе»
Консультация для родителей«Основные показатели готовности ребёнка к школе» - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность...