Анималотерапия для детей
консультация на тему
У анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon._animaloterapiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Анималотерапия для детей»
Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Анималотерапевтические упражнения входят в состав хатха-йоги – древневосточной оздоровительной системы физической, психической и духовной культуры. Гимнастика с использованием асан (элементов), отражающих повадки, позы представителей животного мира, полезны не только для укрепления здоровья детей, профилактики сколиоза, астмы, простуд. Дети, занимающиеся хатха-йогой, становятся спокойнее. Уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, развивается усидчивость и воля.
Упражнения хатха-йоги естественны, копируют позы известных ребенку животных, птиц, насекомых, помогают войти в образ, будят фантазию и воображение, хорошо запоминаются. Основное внимание необходимо обратить на дыхание (оно должно быть ровным, спокойным) и статическое поддержание поз (нагрузка должна быть умеренной и сочетаться с расслаблением).
Вот несколько асан, которые дети могут с успехом выполнять под руководством взрослых.
«ПОЗА ДОБРОЙ КОШКИ»
Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.
«ПОЗА СЕРДИТОЙ КОШКИ»
Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.
«ПОЗА ЛАСКОВОЙ КОШКИ»
Ребенок, лежа на животе, медленно наклоняет корпус, вытянув руки вперед ладонями вниз. Подбородок касается пола, грудь прижата к коврику, спина плавно прогнута. При этом бедра должны быть перпендикулярны полу. Дыхание спокойное, выдох глубокий, долгий. Удерживать позу 10-15 секунд. Затем предложите ребенку отдохнуть, лежа на животе, расслабившись, и потянуться, как это делают кошки.
«ПОЗА ХРОМОГО КУЗНЕЧИКА»
Ребенок, лежа на животе, касается подбородком пола. Руки вдоль тела, пальчики сжать в кулак. Упираясь руками в пол, надо как можно выше поднять левую ногу. Дыхание спокойное, поза удерживается 10-15 секунд. Затем на выдохе надо плавно опустить ногу, отдохнуть 3-5 секунд и повторить то же с правой ногой.
«ПОЗА ПРЫГАЮЩЕГО КУЗНЕЧИКА»
Ребенок лежит на животе, касаясь подбородком пола. Руки вдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно одновременно как можно выше поднять руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5-10 секунд. Затем с выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лежа на животе; можно повторить 2-3 раза.
«ПОЗА АИСТА»
Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо прогнуться и, вдыхая, медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 5-10 секунд, а затем медленно выпрямиться.
«ПОЗА ВЕРБЛЮДА»
Ребенок стоит на коленях, ноги вместе, руки опущены. Выдыхая, необходимо прогнуться назад, ладонями обхватив пятки. Одну руку надо поднять вверх, а на другую прогнуться всем телом перпендикулярно полу. Дыхание произвольное. Позу следует удерживать 10-15 секунд. Отдохнув, лежа на спине, следует повторить то же, но с опорой на другую руку.
«ПОЗА ЦАПЛИ»
Стоя прямо, ребенок сгибает левую ногу, устойчиво удерживаясь на правой. Левой рукой надо захватить голень, а правой стопу левой ноги. Развернув ее вверх, ступню положить на бедро правой ноги как можно выше. Правую ногу не сгибать! Ладони можно сложить перед грудью, держа локти параллельно полу. Можно поднять руки со сложенными ладонями над головой. Дыхание ровное, произвольное. Поза удерживается 10-15 секунд. Затем необходимо руками отвести стопу от бедра и плавно опустить ногу. Отдохнув, следует повторить позу, стоя на левой ноге.
«ПОЗА ЗМЕИ»
Лежа на животе и вытянув руки вдоль туловища, ребенок плавно поднимает голову, приподнимаясь на локтях и ровно дыша, держит позу 10-15 секунд. Отдохнув, лежа на полу, повторяет позу 2-3 раза.
«ПОЗА ЛЬВА»
Ребенок сидит на коленях, обхватив их кистями рук. Пальцы напряжены, туловище слегка наклонено вперед, шея напряжена, дыхание произвольное. Длительность позы 10-15 секунд. Отдохнув, расслабив спину, плечи, шею, повторить 2-3 раза.
В замечательной книге В. Н. Позднякова «Новая телесная терапия для детей и родителей» представлены элементы анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье. Движения, выполняемые в них, почти всегда ассоциируются с образами животных. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со своим ребенком, снимать напряжение мышц тела, получать положительные эмоции, доверять друг другу.
Приведу лишь несколько игр, которые развивают воображение ребенка, снимают мышечные зажимы, дарят радость общения.
«ШАЛОВЛИВЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ» (С 3-4 лет)
Договоритесь с ребенком, что вы будете двумя обезьянками-подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя ее. Условия – не сбиваться. Можно включить веселую музыку. Порядок движений: присесть, сделать смешную рожицу, надуть щеки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, затем нос с боков – по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, повращать головой 5-6 раз, попрыгать на месте 3-4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять вверх руки и ноги, подергать ими, издавая при этом какие-нибудь смешные звуки. Поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.
«СИМПАТИЧНЫЕ ЗВЕРЮШКИ», ИЛИ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ (С 4-х лет)
Объясните ребенку, что сейчас вы будете превращаться в разных зверей. Начиная показывать, делайте это как можно смешнее и попросите ребенка, когда он догадается, изобразить зверюшку самому. Выбирайте наиболее характерные движения животных. Например, мышка – бегает на носочках мелкими шажками; заяц – прыгает, поджав лапки, и оглядывается по сторонам; лиса – плавно выхаживает, поглаживая хвост; слон – шумно переступает с ноги на ногу и медленно раскачивает головой из стороны в сторону; черепаха – медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею; тигр – напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку и т. д. Вашему воображению и фантазии детей не должно быть предела!
«ДОБРЫЙ ПИТОН» (С 3-х лет)
Взрослый представляет себя питоном из книги «Маугли»: он пластичный, нежно любит своего маленького друга. Садится на пол и мягко обвивает руками и ногами тело ребенка, немного сжимая его. Пусть ребенок сам находит решение, как освободиться, постепенно преодолевая сопротивление «питона». Не стоит доводить игру до слез, иногда можно и поддаться. Ребенок не только укрепляет мышцы, но и развивает сообразительность, упорство и терпение.
«СТРОПТИВАЯ ЛОШАДКА» (С 3 до13 лет)
Играть удобнее на поролоне или матрасе. Взрослый встает на четвереньки, а ребенок садится ему на спину и крепко держится. «Лошадка» начинает медленно менять положение тела, наклоняясь вперед, в стороны, выгибая спину, поднимая голову, ноги в разных ритмах (с учетом возраста «наездника»). Можно пропустить шарфик под грудью «лошадки» и концы дать «наезднику» - так будет сложнее. Работают мышцы разных групп у ребенка и взрослого, у них повышается настроение, растет уверенность в своих силах, уходят страхи.
«СОННЫЙ МЕДВЕДЬ» (С 3-х лет)
Ребенок ложится животиком на ковер. Взрослый осторожно, бережно, стараясь расслабиться, опускается, слегка прижимая бедрами или животом малыша. Пускай ребенок медленно выползает, стараясь не разбудить «медведя». Если очень трудно, взрослый ослабляет давление, переворачиваясь и образуя пустоты. Ребенок не только проявляет упорство, волю, но и учится контролировать свои силы.
«ЛЮБОПЫТНАЯ КОШКА»
Взрослый встает на четвереньки и говорит, что он бревнышко, а ребенок – любопытный котенок, который очень хочет пролезть под «бревном», рассказывает, что увидел, и возвращается тем же способом назад. Промежуток между полом можно постепенно уменьшать и повторять упражнение несколько раз, развивая гибкость, пластичность и воображение.
«МЫШОНОК И КОТ»
Взрослый занимает положение на четвереньках, он кот. Ребенку предлагается представить себя маленькой мышкой и, слегка попискивая, бегать на коленках между рук, ног, животом кота, меняя направление. «Кот» долго терпит, но внезапно ловит «мышонка», прижимая его животом, грудью и бедром к полу, не очень сильно.
Ребенок, напрягая все силы, постепенно освобождается от захвата. В игре может быть несколько «мышат». Развивается сноровка, снимаются страхи, повышается настроение.
Анималотерапевтические игры и техники естественны и понятны детям, они появляются в процессе наблюдения за животными и совместных игр с детьми. Являясь плодом воображения, они могут постоянно обновляться и пополняться деталями, помогая совершенствовать здоровье и психику детей.
Литература:
Н. Л. Кряжева
« КОТ И ПЕС СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ». Анималотерапия для детей. «Академия развития» Ярославль «Академия, Ко» 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Анималотерапия - лечение животными
Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилакти...
Рабочая программа «Развитие межличностного взаимодействия детей 5 – 7 лет с ОВЗ посредством анималотерапии (использования животных) и сказкотерапии»
Программа «Развитие межличностного взаимодействия детей 5 – 7 лет с ОВЗ посредством анималотерапии (использования животных) и сказкотерапии.» направлена на развитие у ребенка социальных навыков...
Анималотерапия, как психолого-коррекционная программа для детей испытывающих трудности в адаптации и общении.
В последнее время социальный уклад нашего общества породил ряд проблем, которые возникают уже в дошкольном возрасте. Это агрессия, повышенная тревожность, страхи, дезадаптация в поведении, вхождение в...
Методический семинар «Метод анималотерапии как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста».
Живая природа – это удивительный, многогранный, сложный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на Земле, но их роль в биосфере огромна. От лю...
Обеспечение социально – психологического благополучия в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста с применением метода анималотерапии
Использование технологии анималотерапия для обеспечения социально-психологического благополучия в период адаптации в детском саду детей раннего возраста с применением метода...
Анималотерапия для детей дошкольного возраста
Анималотерапия - познакомит с новыми игровыми приёмами на развитие коммуникативных навыков, на умение работать в команде...