Дети и взрослые против насилия. "Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Юк Ирина Николаевна

Пропаганда толерантных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsiyu.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Вот он сидит перед нами-взгляните!

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити

Словно стена без дверей и окон.

Вот они главные истины эти…

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

             Дети - наше самое большое богатство. Именно они - оправдание всей нашей жизни, надежда нашей старости. Они - наследники всего того, что мы в них создадим. Вот почему стало таким пристальным внимание государства к детству и к семье, как к главному социальному институту, являющемуся носителем свода законов, правил, норм поведения, жизни, общения, словом, создателю «семейного кодекса», в который гармонично вплетаются моральные, нравственные и духовные заповеди, определяющие смысл и образ жизни человека от его рождения и на протяжении всей жизни.

        Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Поэтому с дошкольного возраста необходимо воспитывать детей на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств  других людей.

          К сожалению,  насилие над детьми является распространённым явлением в современном мире. К такому выводу пришли в Организации Объединённых Наций в результате масштабного исследования, продолжавшегося четыре года. Специалисты ООН, проводившие исследование, отмечают, что физическое насилие над детьми часто воспринимается, как само собой разумеющееся явление и не вызывает осуждения общественности. И поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию детей дошкольного возраста.

        Что же такое ненасильственное взаимодействие? Насилие и ненасилие - этические понятия, характеризующие способ отношения человека к миру: к природе, всему живому, другим людям с точки зрения реализации добра и зла, как нравственных законов, регулирующих его жизнедеятельность.

          Нередко в сознании людей бытует установка: «Ненасилие - проявление слабости». Никто не хочет быть слабым, терпеть обиды и унижения, многие стремятся найти ту сферу, тот пласт взаимоотношений, где они были бы выше и сильнее другого человека. Слабая личность наделяется такими ироническими эпитетами, как «размазня», «подкаблучник», «шестёрка». При этом подразумевается полная подчинённость, неспособность отстоять свою точку зрения, трусость, смирение. К сожалению, именно с этими понятиями и ассоциируется ненасилие.

                 На самом же деле это не совсем так. Умение поступать ненасильственно не есть проявление слабости, а наоборот - силы. Только действительно сильный человек позволит себе поступать ненасильственно. Дело в том, что ненасилие предполагает, с одной стороны, полную автономность и независимость личности, с другой – способность встать на противоположную точку зрения, понять её, наконец, - выбрать такой способ действия и поведения, который давал бы наилучший результат в данной конкретной ситуации.

                  Мотивы ненасильственных действий многообразны, но в любом случае они порождаются на грани необходимости достижения достойного представления о себе и ненанесения ущерба другим людям. К конкретным мотивам можно отнести мотивы помощи, поддержки, сотрудничества и других.

               Позиция ненасилия редко у кого развивается спонтанно. Поэтому важнейшая задача педагогики ненасилия как раз и состоит в том, чтобы помочь создавать благоприятные условия в дошкольном учреждении и в семье.

        Чтобы формировать у детей способность к ненасильственному взаимодействию, сам воспитатель должен обладать одноимённой позицией. В противном случае его работа не будет иметь соответствующего эффекта. Какой же педагог имеет наибольшие шансы для приобретения такой позиции? Ответ здесь однозначен. Тот, который ориентирован на личностную модель взаимодействия с детьми.

Модели взаимодействия с детьми.

Признаки

Модель

Учебно-дисциплинарная

Личностно- ориентированная

Либерально-попустительская

Субъект деятельности

Педагог

Педагог и ребёнок

Ребёнок

Способ разрешения противоречий

Принуждение со стороны педагога

Сотрудничество

Принуждение со стороны ребёнка

Стиль руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Качества, ценимые в ребёнке

Исполнительность

Инициатива + исполнительность

Спонтанная активность

Приоритет деятельности

Обучение

Обучение + учение

Учение

       В таблице представлены три модели взаимодействия с детьми. Я остановлюсь на личностно-ориентированной модели. Она построена на принципах признания права за каждой стороной быть субъектом  своей собственной деятельности. Отношения между воспитателем и детьми строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Развитие и воспитание строится с учётом индивидуальности каждого ребёнка. Успешный рост воспитанника есть стимул для развития и совершенствования личности педагога.

           Из сказанного понятно, что воспитатель, ориентированный на личностную модель взаимодействия, опирается в своей деятельности именно на сильные стороны личности ребёнка.

           В качестве признаков ориентированности выступают следующие:

1.Ориентация на положительные качества личности ребёнка;

2.Эмоциональное расположение, принятие каждого ребёнка;

3.Предоставление самостоятельности;

4.Терпимое отношении к детям.

               Дети, взаимодействуя друг с другом, далеко не всегда способны разрешать возникающие конфликты и свои проблемы своим путём. В дошкольном возрасте можно встретиться с проявлением агрессивности, враждебности, и как следствие, - обиды. Возникает стремление силой утвердить своё «Я» В процессе разрешения детских конфликтов и их профилактики велика роль воспитателя, который,

во-первых, не должен оставлять без внимания ни один случай,

во-вторых, должен научиться реагировать на такие ситуации не реактивно, а активно.

Активный способ реагирования заключается в том, что педагог ориентирует свои действия:

- не на факт проступка или конфликта, а на его мотивы;

- в процессе разрешения конфликтной ситуации актуализирует соответствующие эмоциональные переживания детей;

- не наказывает провинившегося, а пытается разобраться в случившемся.

             Одна из важнейших задач педагогики ненасилия – задача, связанная с формированием способности встать на позицию другого человека, умения сочувствовать, сопереживать, содействовать.

              Правильно организуя взаимодействие дошкольников, создавая предпосылки для совместной деятельности, оказания помощи друг другу, можно создать хорошую основу для возникновения и развития позиции ненасилия.

           Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребёнка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Но с другой стороны - современным семьям нужна немедленная скорая помощь в её стремлении к здоровому образу жизни, осознанному материнству и отцовству, усвоению и принятию всего комплекса психолого-педагогических знаний, выработке соответствующих мотивов и установок, осознании и принятии их в качестве жизненных ценностей.

       Все мы понимаем, что проблемы жестокого отношения к детям не решить на совещаниях и конференциях - нужны меры системной работы по предупреждению безнравственности родительства, профилактика асоциального поведения детей и молодёжи. Именно такую работу мы и проводим в нашем детском саду.

             Кто-то считает, что ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это ему не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребёнку можно и нужно высказывать всё, что о нём думаешь.

            Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых -воспроизводство жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой.

            Таким образом система взаимоотношений детей и родителей принципиально не меняется, и происходит это не потому, что не существует новых методов и знаний в области человеческих взаимоотношений, а скорее потому, что недостаточно просто информировать родителей об этих методах, надо ещё и научить пользоваться ими.

          Для этого у нас в детском саду проводятся совместные мероприятия педагогов, детей и родителей: дни открытых дверей, утренники и праздники, спортивные досуги и соревнования, открытые занятия для родителей, выставки совместного творчества, консультации, родительские собрания и другие мероприятия на различную тематику.

          На таких встречах мы учим родителей более «профессионально» реагировать на поведение своих детей. Помогаем понять, что многие дисциплинарные проблемы вполне можно разрешить без особых эмоций. Если же кричать, раздражаться, «шлёпать», то эти проблемы могут стать весьма серьёзными и долго будут волновать и тревожить всю семью.

          Мы должны хорошо понимать, что у любого нормального ребёнка чистая рубашка очень скоро станет грязной, что бегать гораздо лучше, чем просто ходить, что деревья существуют для того, чтобы по ним лазать, а зеркала-чтобы корчить рожи, глядя на своё отражение. Необходимо принимать детей в серьёз. Дети-личности, которые имеют равные с нами права на любые чувства и желания. Нужно понимать их большие фантазии и мелкие выдумки, их мысли, чувства, желания, а также давать всем эмоциям соответствующий выход.

           Нельзя «подавлять» моторные функции детского организма. Детям просто необходимо прыгать, бегать, скакать, вертеться на месте. Не стоит заботиться о состоянии мебели больше, чем о здоровье ребёнка. Запрет на подвижные игры порождает у ребёнка напряжённость, плохое настроение, агрессивность. Нужно сделать так, чтобы потребность ребёнка в движениях, в физической активности организма находила адекватное выражение. Это залог хорошего поведения детей и соответственно спокойствия родителей.

           Ребёнок – это человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете взрослых, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви.

             Да, дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Выйти из ситуации, когда вдруг покажется,что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

-Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь понять его, вникайте в проблемы ребёнка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость.

-Принимайте решения совместно с ребёнком.

-Старайтесь предупредить ситуацию или вести себя так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.

-Требуя от ребёнка что-то, давайте ему чёткие и ясные указания. Разъясните без раздражений суть ваших требований.

-Предоставьте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

-Не предъявляйте ребёнку непосильных требований.

-Не требуйте от ребёнка сразу многого. Ребёнок просто не может делать всё сразу.

-Не действуйте сгоряча.

Умение выслушать ребенка, поговорить с ним начистоту - вот из чего надо исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия. Каждый из нас имеет право вырасти свободным от насилия.

             И в заключении я хочу прочитать вам стихотворение В. Д. Берестова.

Мы любим тебя без особых причин:

За то, что ты-внук, за то, что ты-сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ по организации взаимодействия с ребенком дошкольного возраста в ситуации развода родителей

    Статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов во всем мире и у нас в стране; в современной России, согласно последним статистическим данным, кол...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности детей и взрослых по развитию речи с использованием ИКТ технологий для детей 5-6 лет. "В гости сказка к нам пришла"

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происх...

Экологическая акция "Дети и взрослые - против мусора"

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях...

«Нетрадиционная форма работы продуктивной деятельности по формированию конструктивно - партнерского взаимодействия деятельности детей и взрослых « Пасхальный переполох».

laquo;Нетрадиционная форма работы продуктивной деятельности по формированию конструктивно - партнерского взаимодействия деятельности детей и взрослых« Пасхальный переполох».  Изучени...