Конспект занятия по воспитанию культурно - гигиенических навыков "Человек и его защита"в подготовительной гр.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бокунова Татьяна Викторовна

Тема: «Человек и его защита».
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья,дать представление о болезни –туберкулез,выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по воспитанию культурно - гигиенических навыков в подготовительной гр.№1 «Почемучки».

"Человек и его защита"





Подготовили воспитатели:

Бокунова Т.В.,Карташова Е.А.

2015 г.

Тема: «Человек и его защита».
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья,дать представление о болезни –туберкулез,выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Задачи: 

1. Расширять знания детей о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения инфекционных заболеваний.
2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

Активизация словаря:

1. Гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.
2. Вода – прозрачная бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря.

3.Туберкулез, палочка Коха, иммунная система,  инфекция, микобактерии.
Материал к занятию:

. Модель скелета человека с внутренними органами.. Иллюстративный материал о гигиене тела человека.. Стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме занятия, картинки «Предметы гигиены».

Предварительная работа: 

1. Сбор информации о гигиене тела человека.

Отбор иллюстративного материала о гигиене тела человека.

2. Подбор и систематизация стихов, загадок, пословиц и поговорок по теме занятия..
 Информация о туберкулезе.
Написание конспекта занятия “Гигиена тела человека”

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята,обратите внимание на оформление нашей группы и попробуйте догадаться о чем сегодня будет идти разговор. (Ответы - предположения детей)

- Вы правы, сегодня мы будем говорить с вами о гигиене. Как вы понимаете слово “гигиена”? (ответы детей) Если объединить все ваши ответы, то получается, что гигиена – это мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.(Вывесить определение на доске)

- Подумайте и скажите, где и когда необходимы мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья? (по мере ответов на доске открывать таблицу)


ЖИЛИЩА ЧЕЛОВЕКА


ДВОРА


ГОРОДА


ПОДЪЕЗДА


УЛИЦЫ


КРАЯ


Г И Г И Е Н А


РОССИИ


ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА


ЗЕМЛИ


ПОЛОСТИ РТА, ЗУБОВ


ГЛАЗ


ВОЛОС


КОЖИ: ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ, НОСА И ДР.


- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Но сегодня мы с вами поговорим о микробах вызывающих страшные болезни,если человек не соблюдает гигиену.
М и к р о б ы :  они очень маленькие и живые; 
они попадают в организм и размножаются там ,вызывая у нас температуру недомагание, слабость.Они живут в  автобуса, магазине, рынке ,туалете, везде где много люде.


И сегодня я расскажу вам о страшной болезни ,которая называется

Туберкулез (чахотка) – это инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза, которые часто называют палочками Коха. Заболевание развивается только в ответ на размножение в организме человека этих микробов.

Как можно заразиться туберкулезом?

Основным источником заражения туберкулезом является человек, который болеет туберкулезом легких. Из дыхательных путей, особенно во время кашля, отделяется мокрота, содержащая микобактерии туберкулеза. Мелкие капли мокроты могут попадать в дыхательные пути здорового человека, находящегося рядом. Мокрота может оседать на поверхности пола или земли, на предметах и вещах. Инфекция может попасть в организм человека вследствие нарушения правил гигиены – например, если не вымыть руки после контакта с поручнями в общественном транспорте или употреблять в пищу немытые овощи и фрукты, плохо обработанное мясо и некипяченое молоко.

Что же происходит при вдыхании туберкулезных палочек?

В большинстве случаев, если иммунная система человека находится в норме, вдыхание туберкулезных палочек не приводит к заболеванию в активной стадии. К попавшим в дыхательные пути злым бактериям устремляется целое войско клеток-защитников, которые поглощают и убивают большую часть болезнетворных микроорганизмов. Но некоторые микобактрии могут уцелеть и в течение долгого времени оставаться неактивными. Таким образом, «нападение» болезнетворных организмов на организм остается без последствий. Однако cпустя месяцы и даже годы, при ослаблении иммунитета в результате какой-либо другой болезни, недостаточного питания или стресса, бактерии туберкулеза начинают размножаться, уничтожая своей массой клетку-хозяина и полагая начало развитию активного туберкулеза.

В некоторых случаях при первом же попадании инфекции в организм бактерии могут размножаться, вызывая серьезные повреждения легочной ткани. Это случаи активного легочного туберкулеза, который может стать источником дальнейшего распространения инфекции.

В ряде случаев болезнетворные бактерии, попав в легкие с током крови переноситься в другие части тела, попадая в почки, кости и суставы, мозг и т.д. При хороших защитных силах организма микобактерии остаются в неактивном состоянии долгое время, но при ослаблении организма в этих частях тела также может развиться туберкулез.

Что может снизить защитные силы вашего организма?

Если в дыхательные пути попадет слишком большое количество туберкулезных палочек- организм может не справиться с таким натиском. Если Вы длительное время общаетесь с больным туберкулезом, ваш организм подвергается постоянным атакам, и может настать момент, когда он больше не сможет эффективно сопротивляться инфекции.


Как защищаться от микробов? (ответы детей).


  • Не есть и не пить на улице;

  • Есть только мытые овощи и фрукты;

  • Есть и пить только из чистой посуды;

  • мыть руки по мере загрязнения - перед едой, после туалета, после прогулки;
  • следить за чистотой ногтей – нельзя грызть ногти, обрывать, стричь тупыми ножницами;
    Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком,
  • ;
    Народная мудрость гласит: “Здоровье потеряешь – все потеряешь”

    Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.





Дидактическое упражнение: “Выбери те вещи, которые помогают ухаживать за телом (мыло, шампунь, мочалка, полотенце)- Ребята, как вы думаете, чистота зависит только от того, как вы, добросовестно или нет будите, следит за собой.
- Действительно, здоровье одного человека, животного во многих случаях зависит от отношения многих людей и каждого к чистоте окружающей природы: к чистоте воздуха, воды, почвы. Подумайте, что нужно делать, чтобы мы реже болели.
Физкультминутка- рус.нар. потешка “Водичка, водичка..”

Отгадайте загадки:

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода —
На грязной, немытой шее
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.      
(Мыло)

Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.     (Мочалка)

Я в кармане караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез не забуду и про нос.    (Носовой платок)

Я и туча и туман, и ручей и океан. И летаю и бегу, и стеклянной быть могу.    (Вода)

Игра “Разрешается – запрещается”

Ведущий называет различные правила и нарушения правил гигиены по уходу за телом человека, дети если можно, выполняют имитирующие движения, если же запрещается, то не выполняют, например:


Разрешается


Запрещается


Чистить зубы 

Мыть волосы

Пользоваться носовым платком

Принимать душ

Мыть руки


Грызть ногти 

Лежа читать

Ковырять в носу

Жевать в общественном транспорте


- А сейчас мы с вами все вместе прочитаем стихотворение “Пугалки” М. Котина. Обратите внимание на последовательность строк стихотворения, в этом вам помогают цифры.


Пугалки М. Котин

Кто зубы не чистит, не моется с мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули, 

Которые сами в грязи утонули.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.
В конце занятия каждый ребенок получает в подарок небольшие сувениры –предметы личной гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по воспитанию культурно- гигиенических навыков

Конспект занятия по воспитанию культурно- гигиенических навыков. Тема: "В гости к зайке"...

Конспект занятия по воспитанию культурно – гигиенических навыков «Научим Мишку мыть руки».

Конспект занятия по воспитанию культурно – гигиенических навыков «Научим Мишку мыть руки»....

Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.

Цель: формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста.Задачи: Закрепить навыки детей в умывании, знание предметов туалета и их назначении. Воспитывать у детей культурно-гигие...

Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиеническим навыкам в первой младшей группе «Купаем куклу»

Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиеническим навыкам в первой младшей группе...

Конспект занятия по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей 3х лет. Части тела «Маша моется».

laquo;МАША МОЕТСЯ».     Тема: Воспитание культурно – гигиенических навыков. Части тела «Маша моется».Форма проведения: Практическое занятие.Цель:Познавател...

«Теплою водою руки чисто мою…» Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Вторая младшая группа

Продолжаем формировать гигиенические навыки, связанные с мытьем рук.Закрепить и уточнить знание детей о частях своего тела: моем руки и лицо, рукава пред умыванием закатываем выше локтя (обязате...