«Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих технологий»
статья (младшая, средняя группа) на тему
Выступление
На Республиканской научно-практической конференции «Здоровьеберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»
На тему: «Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»
(ГБОУ ДПО (ПК) с «МРИО»)
Выступление
На Республиканской научно-практической конференции «Здоровье сберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»
На тему: «Закаливание, как один из методов здоровье сберегающих технологий»
Подготовила воспитатель
МДОУ «Д/с № 16» г.о. Саранск
Артемьева Л. В.
Саранск 2013
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьёзной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в д/с, под присмотром воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
А чтобы наши дети были здоровы, необходим целый комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надёжных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
И именно, здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в д/с: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку - это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачами здоровье сберегающих технологий являются:
1.Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2.Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3.Конструктивное партнёрство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка- это основа формирования личности.
Я бы хотела остановиться на одном из важных звеньев в системе физического воспитания детей - закаливание.
Ещё в советские времена к закаливанию детей подходили очень серьёзно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе были ещё не столь ослаблены и больны, как сегодня. И пусть прошло не так уж и много времени, но поменялось буквально всё: генетика, нагрузки, темпы и образ жизни, качество питания и экология, медицинское обслуживание (подделка мед. препаратов). В общем, современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням. Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегодня о нём призабыли во многих детсадах. А ведь очень жаль. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание даёт оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закалённости;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
В своей работе, я использую девиз: «Насколько здоров ребёнок – настолько он и развит».
Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечивает развитие детей не в ущерб здоровью. Цель которого: сформировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своём здоровье. Для достижения поставленной цели мы формируем навыки ухода за телом; создаём условия для закаливания; формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью и т. д.
В группе проводятся упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию опорно - двигательного аппарата и т. д. Как показывает наша практика, все выше перечисленные методы нам очень помогают в работе с детьми, мы и в дальнейшем будем их использовать.
Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в младшей группе, в которой я работаю, являются ежедневные проветривания помещения, чистота в группе, много света, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером (в летнее время), за исключением холодных температур (ниже 15 градусов С). За всем этим, я, слежу строго, как воспитатель.
И, конечно же, я стараюсь создать в группе домашнюю обстановку, чтобы обеспечить условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.
Как было уже сказано выше, очень важно, чтобы в группе был необходимый микроклимат. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха - не выше 22, во время сна - не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно тёплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад - наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.
Проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 минут, перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей мы выводим в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30 минут до прихода детей (в холодный период года).
После сна - умывание прохладной водой ,полоскание ротовой полости. Мы с детьми пробовали полоскание ротовой полости чесночным раствором, но детям это не понравилось. Поэтому я предложила детям травяные настои, в частности, настой ромашки, так как ромашка оказывает противовоспалительное, противомикробное действие.
Также, безобидной закаливающей процедурой, которую я применяю в детском саду,- хождение по «дорожке здоровья»(коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10% солевом растворе).
«Дорожку здоровья», я чередую с рижским методом. Это когда ребёнок в течение нескольких секунд (от 5 до 16) шагает босиком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем столько же - на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки.
Хочется, конечно же, сказать и о таком способе закаливания, который я использую в своей работе - прогулка.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Она способствует повышению его выносливости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращения, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Дети в д/с, гуляют 2 раза в день. День, проведённый без прогулок, потерян для его здоровья. Деятельность детей на прогулке в морозные дни должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, перелезание через валы, ходьба по валам, спрыгивание, воспитатель должен активизировать движение детей.
Конечно же, одежда для прогулок должна соответствовать времени года.
Да и в группе одежда должна быть облегчённой: футболка, шорты, юбочка, и конечно носочки, даже зимой. Я убеждаю родителей в том, чтобы не кутали детей.
А теперь коротко о том, как проводить закаливание детей в детском саду – главные правила.
Правило номер один – регулярность. Воспитатели должны осуществлять закалку детей ежедневно, независимо ни от каких обстоятельств (кроме состояния ребенка). Только систематичность мероприятий может обеспечить определенный успех. При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. То есть не кутать ребенка дома и не держать его, словно в теплице. Весь комплекс закаляющих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад. Второе обязательное правило – интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно. То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время воздействия. К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и разновидность закаляющих факторов.
Естественно, при этом учитывается состояние ребенка и его реакция на раздражители. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым. Если он пропускал занятия из-за болезни или по другой причине, то следует снизить интенсивность закаливания (если перерыв составлял 10 и более дней – до начального уровня). Ввиду этого воспитателям рекомендуется вести журнал, в котором следует отмечать, кто из детей, когда болел и на каком этапе закаливания произошел перерыв. Для удобства всех детишек можно разделить на 2 группы: первая – это здоровые дети, которые постоянно посещают детсад, и степень нагрузки для них постоянно увеличивается, вторая – дети, только что вернувшиеся с больничного или впервые приступающие к процедурам закаливания. Приступать к закаливанию детей можно, только если они полностью здоровы. Всегда следует учитывать медицинские показатели и врачебные рекомендации для каждого отдельного ребенка.
В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.
Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано. Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно.
Литература
1. Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребёнка» (Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – М. АРКТИ, 1999г.
2. «Оздоровление детей в условиях детского сада». Под ред. Л.В.Кечетковой , М. Издательство «ТЦ-Сфера» 2005г.
3. Панкратова И.В. «Растим здоровое поколение». (Управление ДОУ ,2004г.№1)
4.»Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (Сост. З.М. Зарипова., И.М. Хамитов. Н.Челны, 2003г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика - один из видов здоровьесберегающих технологий.
Логоритмика – система музыкально-двигательных, рече - двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.Включение логоритмических упражнений в м...
Прогулка, как один из видов здоровьесберегающих технологий.
Планирование прогулок в средней группе на весенний период....
презентация "Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий"
Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...
Движение, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
Консультация для воспитателей...
Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения для коррекции эмоциональных проблем у дошкольников....
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...
Су–Джок терапия – как один из методов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Су–Джок терапия – как один из методов здоровьесберегающих технологий в ДОУ...