Конспект НООД из цикла «Познай себя сам» по теме «Друзья – бактерии, враги – микробы» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сигалева Светлана Владимировна

Цель:         - сформировать потребность в познании вредной и полезной окружающей среды вокруг себя;

              - дать детям представление о бактериях, микробах, вирусах;

              - воспитать желание заботиться о себе и своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

Методические приемы:      - игра «Что вредно, что полезно»;

                                               -  рассказ воспитателя о бактериях, микробах, вирусах;

- рассматривание картинок с изображением                                    благоприятной и вредной окружающей среды;

- чтение стихов.

Материал:  картинки с изображением благоприятной и вредной среды,  ковер-самолет (лоскутное одеяло), иллюстрации – игра «Что полезно – что вредно»; витаминный чай, кулек эмоций, магнитофон, костюм Айболита и Бармалея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakterii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД  

из цикла «Познай себя сам»

по теме «Друзья – бактерии, враги – микробы»

в подготовительной  группе

МБДОУ детский сад № 17

воспитатель Сигалева С.В.


Цель:          - сформировать потребность в познании вредной и полезной окружающей среды вокруг себя;

        - дать детям представление о бактериях, микробах, вирусах;

        - воспитать желание заботиться о себе и своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

Методические приемы:        - игра «Что вредно, что полезно»;

                                        -  рассказ воспитателя о бактериях, микробах, вирусах;

- рассматривание картинок с изображением                                    благоприятной и вредной окружающей среды;

- чтение стихов.

Материал:  картинки с изображением благоприятной и вредной среды,  ковер-самолет (лоскутное одеяло), иллюстрации – игра «Что полезно – что вредно»; витаминный чай, кулек эмоций, магнитофон, костюм Айболита и Бармалея.

Содержание

Воспитатель: «Дети, подойдите, пожалуйста, к зеркалам. Кого вы видите там в них? (ответы детей)

        Знаете ли вы, что самое дорогое на земле? (ответы детей)

        Самое дорогое на земле – это ты сам. Посмотрите на свое тело. Нравится ли оно вам? Почему? Как вы понимаете, что такое здоровье? (ответы детей)

        Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтобы быть всегда здоровым

Бодрым, стройным и веселым

Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов.

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны.

 Кашу утром, суп в обед,

А на ужин – винегрет.

Надо спортом заниматься,

Умывать, закаляться,

Лыжным бегом увлекаться,

И почаще улыбаться.

Ну, а если свой обед,

Ты начнешь с кулька конфет,

Жвачкой импортной закусишь,

Шоколадкой подсластишь,

А потом на целый вечер

К телевизору засядешь,

И посмотришь по порядку

Сериалов череду.

То тогда наверняка

Ваши спутники всегда –

Близорукость, бледный вид

И неважный аппетит.

Воспитатель: «Как вы заботитесь о своем здоровье? (ответы детей)

Как хорошо быть здоровым, ведь у здорового человека все, все получается. Он весел и бодр всегда.

А вы здоровы? Путешествовать любите? Трудностей не испугаетесь? (ответы детей)

Хотите мы с вами отправимся в путешествие на ковре-самолете в сказку? (ответы детей)

Впереди нас ждут сложные задания, испытания – приведем мысли в порядок, повторяйте за мной. (массаж)

Головушка- соловушка (поглаживание головы).

Лобик – бобик (растирание лба).

Носик – абрикосик

 (закрыть глаза и попасть пальчиком в кончик носа).

Ушки – непослушки (растирание ушей).

Мысли в порядок привели, теперь необходимо подкрепиться – выпить «живой» водицы. Водица волшебная, силу придаст, потому что с травами лечебными, необыкновенными (травяной чай).

Какую травку вы почувствовали? (ответы детей).

А еще возьмем в дорогу только хорошие, положительные эмоции, какие? (ответы детей: радость, веселье, смех, хорошее настроение, улыбку, бодрость и др.)

А все отрицательные, плохие эмоции, мысли. Какие? (ответы детей: злобу, недовольство, капризы, грусть, плохое настроение и др.).

Сложим в кулек и выбросим. (спрятали плохие эмоции в кулек эмоций).

Аутотренинг

        «Мы самые добрые, радостные, веселые. Мы самые хорошие детки на свете»

 (сделали затворчики, с закрытыми глазами 3 раза).

        «А теперь в путь – дорожку снаряжайся и отправляйся» (Ковер – самолет: лоскутное одеяло. Дети ложатся, расслабляются, закрывают глаза, «летят» под спокойную музыку. Прилетели на полянку, там избушка).

Воспитатель: «Вот мы и прилетели. Интересно в какую сказку мы попали?»

                        (Воспитатель переодевается в костюм Доктора Айболита)

Дети: «Добрый Доктор Айболит,

           Он под деревом сидит»

Доктор Айболит: «Добрый день. Очень рад вас видеть»

(Вдруг шум, крик вбегает Бармалей. Бегает по залу, держится за живот, у него перебинтована рука грязной тряпкой)

Бармалей: «Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Ай болит, болит, болит

                  Помоги мне Айболит!»

Доктор Айболит: «Что с тобою, Бармалей?»

Бармалей: «У меня болит рука и живот ой-ой-ой! Как больно. Я вчера делал рогатку и укол руку, а сегодня объелся яблок в саду»

Доктор Айболит: «А ты руку обработал медикаментами, яблоки мыл?»

Бармалей: «Нет. Зачем?»

Доктор Айболит: «Разве ты не знаешь о микробах и вирусах, живущих вокруг нас?»

Бармалей: «Кто такие? Я их не знаю, не видел»

Доктор Айболит: «Как тебе не стыдно. Ты не знаешь таких элементарных вещей. Садись рядом с ребятками. Я вам сейчас расскажу о микробах, вирусах, бактериях.

Когда у человека грязное лицо и руки, а под ногтями просто залежи земли, это производит отталкивающее впечатление. Но главное, что грязь не только некрасивая, но опасная! Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливается множество микробов.

Почесал грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть и слезится. Врач говорит «коньюктивит».

Поковырял грязным пальцем нос – на носу вырос красный рог с белой головкой – фурункул.

А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко, а еще хуже, если ты ешь немытые овощи и фрукты – беду нужно ждать не сегодня, так завтра.

Иногда ребенок, выходя из туалета, видит, что на руках грязи нет. И он спокойно отправляется за стол или играть.

Но ведь микробы очень маленькие, их нельзя увидеть без микроскопа. Микробы с грязных рук могут в лучшем случае вызвать расстройство желудка и кишечника с болями в животе и поносом на пару дней, но можно подхватить и более серьезную инфекцию. Такую инфекционную болезнь называют дизентерией, а врачи ее называют «болезнью грязных рук». Причина всех инфекционных заболеваний возбудитель, невидимый глазами микроорганизм. Вирус.

Вирусы очень опасны, они вызывают серьезные инфекционные заболевания.

Любое повреждение целостности кожи – это рана. Но даже если рана не значительная, она представляет опасность. Дело в том, что с предмета, которым нанесена рана, с земли в рану могут попасть грязь, микробы и вызвать заболевание.

Что ты сделал, Бармалей, когда поранил руку?»

Бармалей: «Полизал языком, нашел на земле тряпку и завязал руку»

Доктор Айболит: «Ребята, правильно он поступил?

        Что нужно сделать, когда поранишься?»

Дети: «Рану нужно промыть кипяченой водой, смазать перекисью водорода или зеленкой, перевязать чистым бинтом»

Доктор Айболит: «Правильно, ранку надо обработать дезинфицирующими средствами: йодом, зеленкой, перекисью водорода, то есть такими средствами – веществами, которые убивают микробы. Перевязать ранку бинтиком или чистым носовым платком, чтобы в ранку не попали другие микробы.

Давайте поможем Бармалею, обработаем ему ранку на руке.» (дети самостоятельно обрабатывают рану Бармалею, под наблюдением Айболита и рассказывают, что и зачем они делают).

Ребенок: «Про микробы все сказали,

                Ноги, руки ох, устали.

                Поиграем мы с руками,

                Поиграем и с ногами.»

Физкультурная минутка:

                «Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом и разведем,

И к себе скорей прижмем.

Руки к верху, в кулачек,

На затылок, на бочек.

Все присели, быстро встали

И сначала все начали.»

(2 – 3 раза)

Бармалей: «Айболит, а что-нибудь полезное из этих микроорганизмов есть?»

Доктор Айболит: «Да, это полезные бактерии, их специально разводят, выращивают специалисты-биологи, медики. С их помощью делают сыр, йогурт, кефир, лекарства.

        Бармалей, теперь ты много узнал о микробах, вирусах, бактериях. Понял, почему ты себя плохо чувствовал?»

Бармалей: «Понял. Только я запутался, где кто живет, где микробы, где вирусы, где бактерии? Ребята, помогите мне разобраться, что вредно, что полезно?»

(Дети играют в игру «Что вредно, что полезно». На фланелеграфе разглядывают картинки: красные – микробы и вирусы: мусорное ведро, грязные руки, грязная морковь, бездомная кошка, больной человек; зеленые – бактерии: сыр, йогурт, лекарства. Дети объясняют почему они выбрали ту или иную картинку.)

Доктор Айболит: «Молодцы! Что должен делать человек, чтобы не болеть, не подцепить микробы?»

(Ответы детей: закаляться, заниматься спортом, делать зарядку, есть только мытые фрукты и овощи, пользоваться платком, когда кашляешь или чихаешь – закрывать рот, смазывать ранки дезинфицирующим раствором, нельзя трогать незнакомых животных, грызть ногти, нужно мыть руки, содержать тело в чистоте. При своем рассказе дети пользуются картинками с изображением благоприятной и вредной среды.)

Доктор Айболит: «Правильно ребята. Все верно сказали»

Ребенок: «Нужно мыться непременно

        Утром, вечером и днем

        Перед каждою едою,

После сна и перед сном!»

Доктор Айболит: «И, конечно, после туалета, и после еды, если запачкаешь руки в липком или жирном, и после прогулки. Сколько же это получается?

После сна и перед сном – 2 раза, после улицы – 2–3 раза, перед едой – 3-4 раза, после туалета – 5 раз, ну еще пару разиков на всякий случай. Получается не больше 20 раз в день. Какая малость, но эта малость позволит сохранить здоровье! Уберечь себя от микробов. И выполнить главное правило: «Береги сам себя от несчастных случаев и болезней»

Ребенок: «Кто зубы не чистит, не моется мылом,

Тот вырасти может больным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утоли.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки!

Грязнули боятся воды и простуд

И никогда не растут!»

Доктор Айболит: «Теперь Бармалей, ты понял, каким невежей был?»

Бармалей: «Да, понял, я больше никогда не буду так поступать, буду правила соблюдать. И вам, ребята, советую. Спасибо тебе, Айболит!»

Доктор Айболит: «На здоровье. Я очень рад, что вы побывали у меня в гостях, много узнали о микробах, вирусах и бактериях, будете соблюдать правила и расскажите о них своим знакомым и друзьям.

А теперь нам пора!

До свидания друзья!»

(Дети отправляются обратно на ковре-самолете, Айболит переодевается, Бармалей уходит).

Воспитатель: «Вот мы и вернулись. Посмотрите, Айболит прислал нам гостинец. (Корзинка с клюквой)

Пойдемте, вымоем клюкву, руки перед едой и угостимся клюквой, которую прислал Добрый Доктор Айболит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе.

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе....

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе...

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе

ull; Уточнить и закрепить знания детей о частях и органах своего тела, их назначении;• Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;• Развивать речеслух...