Программа оздоровления детей в условиях ДОУ.
рабочая программа по теме
ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА.
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Раздел 1
1.1 Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
1. 2. Цель программ
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1. 3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».
3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
5. Устав образовательного учреждения.
1.4. Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
З. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип результативности и гарантированости – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня
Раздел 3
Профилактическое
1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2.Выполнение сангигиенического режима;
3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
4.Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
5.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
3. Составление индивидуальных планов оздоровления;
4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;
2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
3. Дегельминтизация;
4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;
5. Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;
6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Раздел №4
№ | 4.1 Техническое и кадровое обеспечение. | Ответственные |
1. | Приобретение необходимого оборудования: - медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц); - технологического (духовой шкаф); - спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); - мебели (стулья) | Зав. ДОУ Зам. зав, по АХР
|
2. | Осуществление ремонта: - пищеблока; прачечного комплекса; - коридоров; - игровых площадок | Зав. ДОУ Зам. зав, по АХР
|
3. | Оборудование помещений: - зимнего сада; - уголка ОБЖ; - прогулочной площадки в здании; - мини-музея; - сенсорной комнаты | Зам. зав. по УВР Специалисты
|
4. | Введение дополнительных услуг: - музыкально-театральной деятельности; художественного труда; - спортивной борьбы; - художественной гимнастики; - занимательной психологии | Зам. зав. по УВР Специалисты
|
5. | Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда» | Воспитатель по физо |
6. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) | Зам. зав, по АХР
|
| 4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение |
|
1. | Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Администрация |
2. | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП
| Зам. зав, по УВР |
3. | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: -ароматерапия Г. Лавреновой; - сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица; - учебная гимнастика П. Деннисона; - спецзакаливание А. Уманской; - парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; - психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; - вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; ВЛГД Бутейко; | Зам, зав, по УВР
|
4. | Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам | Зам, зав, по УВР
|
5. | Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика) | Специалисты
|
6. | Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия) | Зам. зав. по УВР
|
7. | Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий) | Зам, зав. по УВР
|
8. | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога) | Воспитатели
|
9. | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели
|
10. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия») | Воспитатели
|
11. | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Зав. ДОУ
|
13. | Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ | Зав. ДОУ |
Раздел № 5
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период); - гибкий режим; - организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; - учет лунного ритма; - учет биоритмов; - коррекция биоритмологической активности |
2. | Физические упражнения
| - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамичные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); - спортивные игры; - занятия в спортивных секциях; - терренкур (дозированная ходьба); - пешие прогулки |
3. | Гигиенические и водные процедуры
| - умывание; - мытье рук; - местный и общий душ; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды; - посещение бассейна |
4. | Свето-воздушные ванны
| - проветривание помещений (в том числе сквозное); - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
5. | Активный отдых
| - развлечения, праздники; - игры-забавы; - дни здоровья; - каникулы |
.6. | диетотерапия
| - рациональное питание; - индивидуальное меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания) |
7. | Свето- и цветотерапия
| - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
8. | Музтерапия музтеатральная деятельность | — музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музтеатральная деятельность; - хоровое пение (в том числе звуковое) |
9. | Аутогренинг и психогимнастика
| - игры-тренинги на подавлению отрицательных эмоций и снятие невротических состояний. - коррекция поведения; -учебная гимнастика |
10. | Спецзакаливание
| - босоножье; - игровой массаж; - обширное умывание; - дыхательная гимнастика |
11. | Пропаганда ЗОЖ
| - эколого-валеологический театр; -периодическая печать; - курс лекций и бесед; - спецзанятия (ОБЖ)
|
Лечебно-оздоровительных мероприятий
№ | Наименование мероприятий | Дозировка |
1. | Коктейль «Воздушный» (кислородный) | 1 ч.л. 1 р. в день ежедневно. |
2. | Лимонная долька с медом «Сластена»
| 1 ч. л. 1р. в день ежедневно. |
3. | - Витамин С
- Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь)
- «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)
| 0,05 -1 р. в день ежедневно 2р. в день ежедневно
В обед ежедневно
|
4. | - Орошение зева солевым раствором | Ежедневно после обеда. |
Модель взаимодействия педагога - психолога и
воспитателя с родителями для повышения
эффективности коррекции работы
|
Модель стратегии и тактики работы воспитателя и
медработника с родителями
Структура внедрения здоровьесберегающих
методик, технологий в ДОУ
1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии
- Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка
- Педагогико-психолого- медицинская оценка эффективности и прогноз результативности
2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
3. Создание условий и оформления необходимого материала.
4. Включение методики в педагогический процесс.
5. Анализ результатов использования.
- Мониторинг детей
- Спецопрос педагогов, родителей.
6. Показ результатов.
- Открытые мероприятия.
- Выступления.
- Наглядный материал.
7. Выводы и предложения.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик
спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—З раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д ) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательным пальцем и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
З. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.
- Надо носик очищать, На прогулку собирать.
- Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй
- Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытъе рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
З. Заключительный этап
дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
З. Заключительный момент
дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами
- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
- Ушки ты свои найди И скорей их покажи.
- Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.
- А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
- А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
- А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3— 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стону граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стону вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
- Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
- На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
- Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!
- Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
- По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.
- Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
- Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну, активнее давай!
- Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
- В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
- Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз - обмоем кисть руки,
Два - с другою повтори.
Три - до локтя намочили,
Четыре - с другою повторили.
Пять - по шее провели,
Шесть - смелее по груди.
Семь - лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.
Девять - воду отжимай,
Десять - сухо вытирай.
«Босонож
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Виды ходьбы и дозировка
Группа
| Теплый период | Время | Холодный период | Время |
Старшая группа
| Ходьба и бег по земле, воде, асфальту
| 5- 90 мин
| Ходьба и бег босиком по комнатному полу
| 5-3О мин
|
Подготови-тельная группа | Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли. | От 5 мин и неограниченно | Свободный бег и ходьба в группе | 5 – 30 мин. |
Типы детей с учетом
биоритмологической активности
«Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.
« Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
У (голубей) отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsep.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Раздел 1
1.1 Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
1. 2. Цель программ
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1. 3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».
3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
5. Устав образовательного учреждения.
1.4. Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
З. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип результативности и гарантированости – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня
Раздел 3
Профилактическое
1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2.Выполнение сангигиенического режима;
3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
4.Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
5.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
3. Составление индивидуальных планов оздоровления;
4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;
2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
3. Дегельминтизация;
4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;
5. Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;
6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Раздел №4
№ | 4.1 Техническое и кадровое обеспечение. | Ответственные |
1. | Приобретение необходимого оборудования: - медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц); - технологического (духовой шкаф); - спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); - мебели (стулья) | Зав. ДОУ Зам. зав, по АХР |
2. | Осуществление ремонта: - пищеблока; прачечного комплекса; - коридоров; - игровых площадок | Зав. ДОУ Зам. зав, по АХР |
3. | Оборудование помещений: - зимнего сада; - уголка ОБЖ; - прогулочной площадки в здании; - мини-музея; - сенсорной комнаты | Зам. зав. по УВР Специалисты |
4. | Введение дополнительных услуг: - музыкально-театральной деятельности; художественного труда; - спортивной борьбы; - художественной гимнастики; - занимательной психологии | Зам. зав. по УВР Специалисты |
5. | Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда» | Воспитатель по физо |
6. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) | Зам. зав, по АХР |
4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение | ||
1. | Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Администрация |
2. | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП | Зам. зав, по УВР |
3. | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: -ароматерапия Г. Лавреновой; - сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица; - учебная гимнастика П. Деннисона; - спецзакаливание А. Уманской; - парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; - психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; - вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; ВЛГД Бутейко; | Зам, зав, по УВР |
4. | Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам | Зам, зав, по УВР |
5. | Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика) | Специалисты |
6. | Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия) | Зам. зав. по УВР |
7. | Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий) | Зам, зав. по УВР |
8. | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога) | Воспитатели |
9. | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели |
10. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия») | Воспитатели |
11. | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Зав. ДОУ |
13. | Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ | Зав. ДОУ |
Раздел № 5
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период); - гибкий режим; - организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; - учет лунного ритма; - учет биоритмов; - коррекция биоритмологической активности |
2. | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамичные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); - спортивные игры; - занятия в спортивных секциях; - терренкур (дозированная ходьба); - пешие прогулки |
3. | Гигиенические и водные процедуры | - умывание; - мытье рук; - местный и общий душ; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды; - посещение бассейна |
4. | Свето-воздушные ванны | - проветривание помещений (в том числе сквозное); - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
5. | Активный отдых | - развлечения, праздники; - игры-забавы; - дни здоровья; - каникулы |
.6. | диетотерапия | - рациональное питание; - индивидуальное меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания) |
7. | Свето- и цветотерапия | - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
8. | Музтерапия музтеатральная деятельность | — музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музтеатральная деятельность; - хоровое пение (в том числе звуковое) |
9. | Аутогренинг и психогимнастика | - игры-тренинги на подавлению отрицательных эмоций и снятие невротических состояний. - коррекция поведения; -учебная гимнастика |
10. | Спецзакаливание | - босоножье; - игровой массаж; - обширное умывание; - дыхательная гимнастика |
11. | Пропаганда ЗОЖ | - эколого-валеологический театр; -периодическая печать; - курс лекций и бесед; - спецзанятия (ОБЖ) |
Лечебно-оздоровительных мероприятий
№ | Наименование мероприятий | Дозировка |
1. | Коктейль «Воздушный» (кислородный) | 1 ч.л. 1 р. в день ежедневно. |
2. | Лимонная долька с медом «Сластена» | 1 ч. л. 1р. в день ежедневно. |
3. | - Витамин С - Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь) - «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок) | 0,05 -1 р. в день ежедневно 2р. в день ежедневно В обед ежедневно |
4. | - Орошение зева солевым раствором | Ежедневно после обеда. |
Модель взаимодействия педагога - психолога и
воспитателя с родителями для повышения
эффективности коррекции работы
Модель стратегии и тактики работы воспитателя и
медработника с родителями
Структура внедрения здоровьесберегающих
методик, технологий в ДОУ
1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии
- Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка
- Педагогико-психолого- медицинская оценка эффективности и прогноз результативности
2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
3. Создание условий и оформления необходимого материала.
4. Включение методики в педагогический процесс.
5. Анализ результатов использования.
- Мониторинг детей
- Спецопрос педагогов, родителей.
6. Показ результатов.
- Открытые мероприятия.
- Выступления.
- Наглядный материал.
7. Выводы и предложения.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик
спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—З раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д ) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательным пальцем и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
З. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.
- Надо носик очищать, На прогулку собирать.
- Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй
- Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытъе рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
З. Заключительный этап
дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
З. Заключительный момент
дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами
- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
- Ушки ты свои найди И скорей их покажи.
- Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.
- А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
- А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
- А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3— 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стону граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стону вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
- Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
- На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
- Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!
- Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
- По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.
- Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
- Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну, активнее давай!
- Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
- В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
- Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять»- отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз - обмоем кисть руки,
Два - с другою повтори.
Три - до локтя намочили,
Четыре - с другою повторили.
Пять - по шее провели,
Шесть - смелее по груди.
Семь - лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.
Девять - воду отжимай,
Десять - сухо вытирай.
«Босонож
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Виды ходьбы и дозировка
Группа | Теплый период | Время | Холодный период | Время |
Старшая группа | Ходьба и бег по земле, воде, асфальту | 5- 90 мин | Ходьба и бег босиком по комнатному полу | 5-3О мин |
Подготови-тельная группа | Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли. | От 5 мин и неограниченно | Свободный бег и ходьба в группе | 5 – 30 мин. |
Типы детей с учетом
биоритмологической активности
«Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.
« Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
У (голубей) отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятия ОБЖ для детей старшего дошкольного
возраста
№ | раздел | Тематика занятий | Основные задачи |
1. | Ребенок и другие люди | 1. Опасные люди и то защищает нас от них | Довести до сведения, кого мы называем опасными людьми. Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции |
2.Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними | Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях | ||
3. Чем опасны малознакомые ребята | Объяснить детям, какие неприятности, случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей | ||
4. Если тебе угрожает опасность. | Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома. | ||
2. | Ребенок и природа | 5. Сигналы опасности природы | Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности |
б. Когда съедобное ядовитое | Обратить внимание на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи. | ||
7. Контакты с животными могут быть опасными | Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами. | ||
8.О пользы и вреде воды | Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде. | ||
3. | Ребенок дома | 9.Наши помощники и враги дома. | Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на использование ими. |
10. Пожарная безопасность | Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы. | ||
11. Экстремальные ситуации в быту, Правила поведения. | Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04. | ||
4. | Здоровье ребенка | 12. Ценности здорового образа жизни | Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним. |
13. Поговорим о болезни | Расширить и углубить знания детей о бо- лезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний. | ||
14. Изучаем свой организм | Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем. | ||
15. Прислушиваемся к своему организму | Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым. | ||
16. Правила первой помощи. Уход за больными | Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. На- учить детей первоначальным навыкам ухода за больным. | ||
5. | Эмоцио- нальное благопо- лучие ре- бенка | 17. Конфликты и ссоры | Познакомить детей с понятиями «кон- фликт «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие. |
18. добро и зло | Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих | ||
19. Страхи | Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться. | ||
20. Помоги себе сам | Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ | ||
6. | Ребенок на улицах | 21. Город и улицы | Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности» |
22. Виды транспорта и спецмашины | Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транс- порта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом. | ||
23. дорожные знаки | Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам. | ||
| |||
24. Правила поведения в транспорте | Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровление детей в условиях детского сада
«Оздоровительно - профилактические занятия с использованием тренажеров». Цель: Содействие гармоничному физическому развитию ребенка и своевременной коррекции психофизических нарушений.Задач...
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
программа...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но...
Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.
Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год
ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год...