Презентация "Азбука Здоровья"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Проект "Азбука Здоровья" в старшей группе для детей с ТНР. Цель - формирование у дошкольников основ ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zd.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Цель пректа: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи: 1 . Сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела); 2. Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле, научить " слушать" и "слышать" свой организм; 3. Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека; 4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; 5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; 6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли; 7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; 8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности; 9. Разработать рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Этапы работы над проектом: I этап (Подготовительный) – Изучение литературы, программ по здоровьесбережению , опыт работы детских садов из разных городов России. Проведение анкетирования родителей с целью выявления потребности в оздоровлении детей. II этап (Основной) – Запуск и апробация различных форм работы по здоровьесбережению с детьми и родителями. III этап (Обобщающий) – Подведение итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов, итоги мониторинга.
Перспективный план работы по проекту «Азбука здоровья» (Старшая группа для детей с ТНР) Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Сентябрь I этап (подготовительный) Познавательная беседа: «Что такое здоровье?». Комплекс дыхательных упражнений. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье. Уточнить и закрепить знания детей о здоровье. Дать детям элементарные знания о пользе занятий спортом, их влиянии на детский организм. Учить детей классифицировать виды спорта. Укреплять здоровье детей путём дыхательной, пальчиковой гимнастики. Познакомить детей с понятием «Здоровый образ жизни». Анкетиро-вание на тему – «Здоровый образ жизни». Октябрь II этап (основной) Познавательная беседа: «Режим дня». Образовательная деятельность с детьми: «С утра до вечера ». Пальчиковая гимнастика. Объяснить детям понятие «Режим» Воспитывать необходимость соблюдения режима дня. Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека; Закрепить понятие о значимости режима дня; Воспитать желания придерживаться правил по его выполнению. Развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения . Памятка родителям «Режим дня дошколь-ника »
Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Познавательная беседа: «Гигиена - залог здоровья!» Досуг «Осторожно – микробы!» Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей. Воспитывать навыки гигиены. Формирование интегративных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в досуговой здороваьесберегающей деятельности. Задачи: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий. Формировать представления о таких причинах заболеваний как микробы Ноябрь Познавательная беседа: «Как устроено тело человека». Образовательная деятельность с детьми: «Дорожка здоровья ». Пальчиковая гимнастика. Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека. Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям . Учить детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены, побуждать детей отвечать на вопросы, развивать мышление, память. Воспитывать интерес к предметам личной гигиены, формирование основ здорового образа жизни . Консуль-тация для родителей «Здоровье всему голова!» Стенгазета «Спорт – это здоровье!»
Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Познавательная беседа: «Правила поведения на участке д /сада во время прогулки». Комплекс упражнений «Гимнастика и массаж горла». Учить детей заботится о своем здоровье, соблюдать правила безопасного поведения на участке д /с. Знать границы своего участка; Напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. Профилактика ЛОР – заболеваний, уменьшение застоя крови в носовой части глотки, гортани, трахеи. Вовлечение в работу мышц спины, груди, ног и рук. Дыхательные упражнения чередовать с общеразвивающими . Декабрь Познавательная беседа: «Витамины для здоровья». Коллективная творческая работа «Полезные продукты» Вызвать у детей желание заботится о своём здоровье. Задачи: учить детей различать витаминосодержащие продукты; объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания -еда должна быть не только вкусной , но и полезно; развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь ; Консультация родителям «Разумно есть - долго жить!» Показать родителям значение правильного питания для своевременного физического развития детей.
Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Декабрь Образовательная деятельность с детьми: «Весёлые витаминки ». Комплекс упражнений для самомассажа . Дидактическая игра « Аскорбинка и её друзья» - 1. воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье. Уточнить и закрепить знания детей о происхождении продуктов питания. Дать детям знания о пользе продуктов питания: основная польза – наличие в продуктах витаминов А, В, С, Д, Е. Дать детям элементарные знания о пользе витаминов, их влиянии на детский организм. Учить детей классифицировать продукты питания по наличию в них наибольшего количества определённых витаминов. Учить детей пользоваться ножом. Укреплять здоровье детей путём массажа биологически активных точек пальцев рук пшеном. Дидактические задачи: Познакомить детей с основными витаминами. Закрепить полученные знания о продуктах и витаминах, которые содержаться в них. Запомнить, в каких продуктах какие витамины содержаться. Цель игры: правильно собрать пазлы в картинки. Закреплять знания детей о правильном питании и ценных продуктах. Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов. Выставка рисунков «Весёлый натюрморт».
Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Январь Познавательная беседа: «Одежда и здоровье» Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы К.Чуковский « Мойдодыр ». Развлечение «Занимательная викторина» Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями переохлаждения и перегрева. Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Составление , загадывание и отгадывание загадок о полезных продуктах, витаминах, о спорте, о здоровом образе жизни. Консультация для родителей «Как сделать, чтобы здоровый образ жизни стал привычкой для ребенка ». Коллаж «Спортивная семья!» Февраль Образовательная деятельность с детьми: «Мои верные помощники». Пальчиковая гимнастика. Сюжетно-ролевая игра «Больница ». продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования; развивать быстроту мышления, творческое воображение; продолжить формирование интереса к познанию своего тела; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму. Консультация для родителей «Правильное питание детей дошкольного возраста».
Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Познавательная беседа: «Что необходимо для роста и зрения?» Дидактическая игра « Витаминка » Продолжать знакомить детей с витамином А. Дать представление о том, вы каких продуктах его содержание наиболее высоко и как он положительно влияет на организм. Дидактические задачи: Познакомить детей с основными витаминами. Закрепить полученные знания о продуктах и витаминах, которые содержаться в них. Запомнить, в каких продуктах какие витамины содержаться. Цель игры: правильно собрать пазлы в картинки. Март Познавательная беседа: «Осторожно сосульки !» Образовательная деятельность с детьми: «Здоровье - главная ценность человеческой жизни». Уточнить и закрепить знания детей о здоровье. Дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть - ангина). учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность. Познакомить с формами организации физической активности и их значение для здоровья человека Воспитание потребности в занятиях физической культуры . Консультация для родителей « Формиро-вание гигиенических навыков и привычек». Стенгазета «Здоровый образ жизни в семье»
Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Развлечение «Весёлые соревнования». Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей через игровые упражнения. Задачи: Отрабатывать умения действовать согласованно в команде под средством игровых упражнений. Способствовать комплексному развитию двигательных качеств и достижению результатов. Развивать у детей любовь к спорту через игру, театрализацию игры. Развивать ловкость, глазомер, быстроту и координацию движения, находчивость, любознательность, сообразительность. Воспитывать уверенность в своих силах. Апрель Образовательная деятельность с детьми: «Наши зелёные друзья ». Пальчиковая гимнастика. Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, используемых для лечения заболеваний (лимон, мята, петрушка, календула, укроп) Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений . Консуль-тация для родителей «Советуем посадить дома».
Месяц Содержание Программные задачи Взаимодействие с родителями Беседа «Осторожно: грибы и растения на участке д /с ». Дидактическая игра «Аптекарский огород». Сюжетно- ролевая игра «Аптека». Продолжать учить детей заботится о своём здоровье. Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться. Дидактические задачи: Уточнять и расширять представления детей о том, что необходимо для посадки и роста растений (условия, оборудование) Цель игры: подобрать правильно соответствующие карточки. Закреплять представление о работе аптеки. Воспитывать уважение к представителям данной профессии. Май III этап (обобщающий) Составление книги рецептов « Вкусные истории в стране витаминов». Выставка детских работ «Азбука здоровья». Развивать умение применять знания в новых условиях. Воспитывать творческие способности. Знакомство родителей с работами своих детей, выполненных в рамках проекта. Памятка « Формиро-вание здорового образа в семье».
Закаливание Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды. То есть закаленный организм даже при значительных колебаниях температуры окружающей среды поддерживает температуру внутренних органов в достаточно узких границах.
Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика – это прекрасное средство предотвратить частые простудные заболевания, укрепить иммунитет. А еще правильное дыхание стимулирует работу нервной системы, головного мозга и сердца, а также полезна для развитии речи у детей.
Пальчиковая гимнастика "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Гимнастика пробуждения Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека.
Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.
Самомассаж При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Точечный самомассаж в игровой форме «ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Подвижные игры Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
Физминутки Физкультурная минутка – форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Дидактические игры Дидактические игры – расширяют представление ребёнка об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.
Праздники и развлечения
Наше творчество
Результаты реализации проекта "Азбука здоровья" Формирование правил ЗОЖ и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих; Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры дошкольников; Развитие положительных эмоций и умения чувствовать свой организм; Совершенствование профилактических и культурно-гигиенических навыков; Формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; Взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...