Развивающие игры по обж для старших дошкольников с нарушениями речи
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Парипса Ольга Богдановна

Предлагаемое  пособие  составлено  в  форме картотеки   игр, направленных на формирование здорового образа жизни ребенка. Игры подобраны  с постепенным усложнением  материала  и  учетом  речевых возможностей детей с ОВЗ.

Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей  и

родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие  игры

по ОБЖ

для  старших дошкольников

с нарушениями речи

Развивающие игры  по ОБЖ для старших дошкольников.

Автор – составитель: учитель – логопед  Парипса О.Б.

         Предлагаемое  пособие  составлено  в  форме картотеки   игр, направленных на формирование здорового образа жизни ребенка. Игры подобраны  с постепенным усложнением  материала  и  учетом  речевых возможностей детей с ОВЗ.

Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей  и

родителей.

« Угадай, кто позвал?»

Цель:  активизация внимания и слуховой памяти детей.

Логопед, стоя  спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место взрослого занимает ребёнок, чей голос был определен.

         

« Найди пару».

Цель: развитие умения подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами  выбрать из кучки такой же. В конце игры логопед просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.

«Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Логопед с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Этикет – школа изящных манер».

Цели: уточнение знаний детей о  правилах поведения за столом; совершенствование умений  обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки.

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками  можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

               

« Отгадай загадку по картинке».

Цели: уточнение и закрепление знаний об основных группах опасных предметов; развитие внимания.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Логопед загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Логопед просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Скорая помощь.

Цель: закрепление у детей знаний и практических умений по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Логопед обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, высокая температура, заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

Найди опасные предметы.

Цели: уточнение и закрепление знаний о предметах опасных для жизни и здоровья; развитие умения самостоятельно делать  выводы о последствиях неосторожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

-В квартире остаются маленькие дети Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. – Ребята, предлагаю вам рассказать малышам, какими предметами нельзя  пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

  •  все острые,  режущие предметы обязательно надо класть на место;
  • нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  • нельзя пробовать лекарства – это яд;
  • нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды;
  • опасно одному выходить на балкон.

«Мой день».

Цели: ознакомление детей с  режимом дня; развитие умения объяснять и доказывать свою точку зрения; умение находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Расположить карточки  последовательно, в соответствии с режимом  (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Логопед начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Логопед выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

Опасно – не опасно.

Цели: развитие умения   отличать опасные жизненные ситуации от

 неопасных и предвидеть результат возможного развития ситуации; закрепление знаний правил безопасного поведения; воспитание чувства взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни  и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости  от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ логопеда, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

Если сделаю так.

Цели: воспитание бережного отношения к себе и другим людям; развитие мышления, сообразительности.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

Логопед предлагает детям  найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью), т.е. предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ логопеда, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую, если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга. Полные ответы и существенные дополнения поощряются фишкой, звездочкой…

Наши помощники – растения.

Цель: закрепление представлений о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.  

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Логопед показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

К нам пришел Незнайка.

Цели: развитие умений у детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; умение видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, сундучок с поощрительными  призами.

Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа логопед просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки.

Полезная и вредная еда.

Цель: закрепление представлений детей о  полезной и  вредной для организма пищи.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной для организма пищи.

Путешествие хлебного комочка.

Цели: ознакомление детей с процессом прохождения пищи в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за логопедом название органов пищеварительной системы.

Что такое хорошо, что такое плохо.

Цели: развитие умения составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с логопедом

 отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу, изображенного  на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

Что ты знаешь.

Цели: ознакомление детей со строением, работой, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации; развитие внимания и памяти

 

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

 Дети сидят на стульчиках перед логопедом. Логопед бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

Цветик – семицветик.

Цель: определение уровня нравственного развития группы.

Оборудование: цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

                                                      В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю  фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

« Сложи картинку»

Цели: развитие умения составлять из частей целое; развитие воображения

Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

(Можно использовать цветные фотографии).

« Как вырасти здоровым»

Цели: упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности, быстроты реакции

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых  изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом, б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи, г) игры на улице,  д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

  Логопед показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

Узнай предмет по контуру»

Цель: развитие умения у детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

 Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни,  контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

« Почини спортивную форму»

Цели: развитие зрительного восприятия и памяти; развитие умений у детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

« Что сначала, что потом»

Цели: развитие умения располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; умение составлять небольшие небылицы

Детям предлагают несколько картинок, которые связанны одним сюжетом. Необходимо разложить их в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

 

« Лабиринты»

Цель: развитие умения детей ориентироваться на листе бумаги.

 Ребёнку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни.

«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»

  «Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой»

«Умею - не умею».

Цели: акцентирование внимания детей на своих умениях и физических  возможностях своего организма; воспитание чувства собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Логопед бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет  крыльев».

Список литературы.

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.,    1992.

2.Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Соловьева Е.В., Якобсон С.Г. Программа “Радуга” – М.: Просвещение, 2010.

3.Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст]: приказ / под ред. А.Фурсенко. 2009.

4.Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. [Текст]: в 2 т. /К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – Т. 1. 408 с.

5. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г.Хромцева. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей – М.: Книголюб, 2007. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Предметно-развивающая среда для старших дошкольников с нарушениями речи

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. В статье представлены основные требования к предметно-развива...

Презентация «Развивающие игры В.В. Воскобовича для дошкольников с нарушением речи»

laquo;Игра – это огромное светлое окно , через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий об окружающем мире»....

«Эмоциональные минутки» Игры и упражнения в структуре КНОД старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

laquo;Эмоциональные минутки" позволяют детям на ранних этапах коррекции звукопроизношения сменить вид деятельности  во время занятия. В более продвинутом варианте - коментировать проце...

Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"

Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...