«Тренажеры для развития мелкой моторики рук и их использование»
консультация на тему
Консультация для воспитателей "Тренежеры для развития мелкой моторики рук в разных возрастных группах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 14.3 КБ |
trenazhery.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
“Тренажеры для развития мелкой моторики рук и их использование”
Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка.
Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром. С помощью тренажёров из бросового материала у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Занятия с тренажерами для развития мелкой моторики рук помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Предварительный просмотр:
Тренажеры и их использование в разных возрастных группах.
Виды движения и действий | Тренажеры | Группа | Рекомендации | |
1. Отработка силы нажима пальцами | 1. Выпуклые кнопки, например, звонка 2. Тренажер с несколькими «тугими» кнопками разного цвета - муз. телефон - муз. книги - рули - будильник с кнопкой - муз. пианино - духовые инструменты - тетрис - клавиатура 3. Выключатели - настольная лампа 4. Пульты | Мл. Мл. ср. Мл. ср Мл. ср. Ср., ст., под Ст. под. Ср. ст. под. | На тренажере найти пальчиком кнопку и нажать на нее так, чтобы раздался звуковой сигнал. Удерживать ее некоторое время. Ребенку предлагается по очереди нажимать на все кнопки, результат подкрепляется световым сигналом. Затем ребенку можно предложить нажать кнопку определенного цвета. По очереди нажать всеми пальцами обеих рук на одну кнопку. Результат нажатия подкрепляется звучанием разных мелодий. Включить и выключить свет, нажав на выключатель одним, несколькими пальцами, сначала по показу, затем самостоятельно. Аналогичное задание выполняется тыльной стороной ладони. Оба результата подкрепляются световым сигналом. Нажимать кнопки разного размера и формы. Если ребенок знает цифры, можно попросить нажать кнопку с определенной цифрой. | |
2. Отработка действий большого и указательного пальцев | 1. Шариковые ручки (раскрутить и закрутить) Пробки от бутылок 2. Шпингалет 3. Шпингалет-кнопка 4. Прищепка - развешивание кукольной одежды - канцелярская мал. 5. Выключатель на шнурке 6. Пружинки Игра-пружинка 7. Резинки 8. Вкручивание и выкручивание шурупа 9. Мелкий бросовый материал - бусинки - семена - фасоль - трубочки для коктейля(разрезанные) 10. Мозаика - крупная - мелкая 11. Пипетка, пинцет | Ср, ст. под. мл Мл. ср. Ст. под. Мл. ср. Ст., под. Ст., под. Ср, Ст. под. Под. Ср. ст. под. Ср. ст. под. мл Мл. Ср. ст. под. Ср. ст. под. | У ребенка в руках шариковая ручка; предложить ее сначала раскрутить двумя пальцами (показать), затем закрутить. Ручки могут быть разного цвета. После этого можно предложить нарисовать дорожки разного цвета. Открыть и закрыть шпингалет. Движение осуществляется двумя пальчиками, предварительно действие показать. Открыть дверь, нажав на кнопку шпингалета указательным пальцем, а закрыть его двумя пальцами. Натянуть веревку на уровне плеч ребенка и дать ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стихотворения ребенок делает одно соответствующее движение: Прищеплю прищепку ловко Я на мамину веревку. (движение совершаются двумя пальцами). Ребенку предлагается двумя пальчиками, ухватив шнурок, включить (выключить) светильник. Предлагается двумя пальчиками сжать пружинку потом, отпустив её, посмотреть, как далеко она улетела. Ребенку надевают резинку на два пальчика и просят разжать пальчики, показав, какой он сильный. Резинки могут быть разного цвета. Двумя пальчиками сначала вкручивать шуруп, потом его выкручивать. Двумя пальчиками собирать в корзинку рассыпанные бусы. Сортировка семян. Рисунок из фасоли. Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки Собрать картинку из мозаики двумя пальчиками. Пипеткой переливать воду, пинцетом перекладывать мелкие предметы | |
3. Отработка действий трех пальцев | 1. Замок с ключом 2. ложка, совок | Ср, Ст. под. Мл. ср. | Предложить ребенку тремя пальчиками взять ключ и вставить в замок. Начинать нужно с большого ключа и замка, а заканчивать маленьким ключиком и замком с фигурной скважиной. При необходимости демонстрировать действие. Замки использовать навесные и внутренние. Результат подкрепляется любым стимульным материалом. Поворачивание ключа в скважине тремя пальчиками, открывание и закрывание замка. Дайте ребенку ложку и пусть он пересыпает крупу из одной емкости в другую, или предложите ему вылавливать из воды по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку | |
4. Отработка действий всех пальцев 5. Отработка действий двумя руками | 2. Ручка дверная, вращающаяся: - круглая, - многоугольная, - фигурная 3. Крышка с резьбой 4. Лампочки с патроном (Игра) 5. Резиночка 6. Карандаш, шарики 1 Пуговицы - большие Маленькие Круглые Овальные Треугольные 2. Молнии 3. Веревки, шнурки для завязывания, развязывания узлов Толстые тонкие 4. Ленты, шнурки, веревочки и т.п. для завязывания бантов 5. Крючок-петля, кнопка, застежка – липучка 6. Гайка – болтик 7. Шнуровки разных видов - игры- шнуровки 8. Ремешки с разными способами застегивания, расстегивания 9. Бусы на шнуровке мелкие 10. Конструктор - крупный - мелкий 11. разноцветные скрепки | мл Мл. Мл. Ст. под. Ср. ст. под Ст. под. мл Ср. Ст. под. мл мл ср, ст, под. Ср. ст. под. Ср. ст. под. Мл. Ст. под. Мл. ср. Ср, Ст. под. Ср. ст. под. мл Мл. Ср. ст. под. | Открывание и закрывание двери сначала с круглой ручкой, затем с многоугольной фигурной ручкой. Заранее поместить в банку игрушку и закрыть ее крышкой, попросить ребенка достать из банки игрушку. Предложить ребенку взять лампочку только пальчиками и вкрутить (выкрутить) ее в патрон или выкрутить из патрона, если необходимо предварительно показать действие. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой Начинать работу следует с больших пуговиц круглой формы. Закреплять навык следует во время одевания на прогулку Работа начинается с того, что сначала в обе руки берем две разъемные части молнии и вставляем одну часть в другую. Затем одной рукой придерживаем, а другой застегиваем или расстегиваем (при необходимости показываем действие). Объяснить: чтобы завязать узелок работаем обеими руками; берем две нитки (тесемки, ленты и т.д.) переплетаем и тянем концы в разные стороны (при необходимости нужно показать действие. При развязывании узлов показ действия сопровождается объяснением). При работе с данным тренажером показ сопровождается объяснением. Работаем одновременно двумя руками. Закрепляем при завязывании бантика на ботинке. Работа начинается с объяснения того, что нужно работать двумя руками (объяснить, что застегивание, кроме крючка, требует усилия, необходимо сверху надавить на кнопку. Объяснить, что сначала нужно соединить гайку с болтиком, а потом вращательным движением (показ с объяснением) закрутить гайку на болтике. Работу с данными тренажерами необходимо начинать с самых простых вариантов, используя более крупные отверстия и плотные шнурки. Постепенно отверстия для шнуровки уменьшаются, используются более тонкие и мягкие шнурки. Работаем двумя руками. Одной рукой держим ремень, другой вставляем ремень впряжку и протягиваем его, затем закрепляем его, вставив в отверстие гвоздик, и еще раз протягиваем его в пряжку. Закрепляем во время одевания и раздевания на прогулку. Работаем двумя руками: левой рукой держим бусину, а правой рукой продеваем шнурок. Задание можно усложнить, изменив цвет, размер бус и шнурка, длину шнурка и форму бус. Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета. | |
Повышение мускулатуры рук с помощью эспандеров |
3.малый мяч резиновый 4.малый мяч пластмассовый 5.цилиндр малый 3 см 6. цилиндр большой 7см 7. палочка деревянная 8. кольцо диаметр 12-15 см пластмассовое 9. кольцом диаметр 4 см деревянное 10. эспандер пружинный 11. летающая тарелка 12. массажер пупырчатый | Мл. Все группы Все группы Все группы Ср. под. Ср. под. Все группы Ст. под. Ст. под. Ст. под. Ст. под. |
сжимание и разжимание шарика пальцами;
- прокатывание мяча от себя и к себе круговыми движениями (сидя на полу, ноги расставлены). упражнения те же, что и с малым резиновым мячом. - прокатывание цилиндра между ладонями вверх-вниз;
- нажми на кнопочку» - зажать цилиндр правой и левой рукой;
прокатывание между ладонями вверх вниз и вперед назад -перехват палочки кулачками вверх-вниз -на столе раскатываем тесто -прокатывание палочки от себя к себе обеими руками -игра на дудочке -прокатывание палочки по руке, от кончиков пальцев до предплечья - вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки
прокатывание кольца, перебирая пальцами
- сжимание и разжимание эспандера , зажатого в кулаке -пальцами - прокатывание тарелки по полу, не отрывая от неё рук; - прокатывание с отрывом рук от тарелки; - тарелка на двух ладонях - подбрасывать её вверх и ловить двумя руками; - подбрасывать тарелку вверх, перебрасывая ее с одной руки на другую; - зажать тарелку между ладонями, подбросить вверх, разъединив ладони, а затем |
Список используемой литературы:
1. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. Л.И. Моулрот, Л.А. Ремезова
2. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2501.html
Воспитатель: Медведева Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие "Круговые тренажеры" идля развития мелкой моторики рук
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".И.П.Павлов В статье идет речь о важности развития мелкой моторики рук детей дошкольного и мл...
Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка.
Данная статья содержит примеры практических пособий для развития мелкой моторики у детей....
Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка
Данная статья содержит примеры практических пособий для развития мелкой моторики у детей....
Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Игра изготовлена своими руками с использованием крышек от коробок из-под сока....
Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...
Авторская методическая разработка по формированию здоровья воспитанников с учетом регионального компонента тренажер для развития мелкой моторики рук «Кукурузка»
Участники: Дети дошкольного возраста.Образовательная область: «Физическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .Цель:Стимулировать рецепторы л...
Конспект мастер-класса по изготовлению тренажера для развития мелкой моторики «Шустрый мышонок»
Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие ре...